перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Школа театрального лидера Театр полового воспитания, безработные актеры и другие проекты

«Афиша» поговорила со слушателями Школы театрального лидера, которые разработали восемь театральных проектов для школьников, безработных и других социальных групп. Самые жизнеспособные будут реализованы.

архив

На прошлой неделе в Школе театрального лидера, которая открылась в феврале при Центре Мейерхольда, прошел фестиваль социальных проектов. Пятьдесят слушателей — молодые режиссеры, драматурги, театроведы и продюсеры из Москвы и других городов — на протяжении всей сессии встречались с иностранными и российскими театральными деятелями, которые рассказывали про успешные опыты интеграции театра и общества. Среди них шотландский драматург Никола МакКартни, у которой за плечами тридцать социальных проектов с участием детей, наркоманов, насильников, заключенных и людей с физическими дефектами, французский режиссер Мишель Андре, который работает преимущественно с любителями, и молодой режиссер Борис Павлович, сделавший кировский Театр на Спасской культурным центром города и общественной дискуссионной площадкой. Слушатели Школы театрального лидера объединились в группы и за десять дней разработали свои социальные проекты: театр для слабослышащих, театр полового воспитания, уличный фестиваль в неблагополучном микрорайоне и другие. И представили их перед чиновниками (среди которых Евгения Шерменева из Департамента культуры и Софья Троценко, курирующая в мэрии внешкольное образование) и теми, кто уже занимается социальной работой в театре. Предполагается, что самые жизнеспособные проекты будут реализованы.

 

Режиссеры, драматурги и критики о своих проектах

 

Алексей Киселев

Театральный критик, автор идеи проекта «Bezrabotion Theatre»

«Проблема, выбранная нашей командой, это скорее не безработица, а ее причина — отсутствие у людей мотивации к самореализации. Люди, которые долго не могут найти работу и пребывают в состоянии апатии, депрессии, — это серьезная проблема, которая влечет за собой расторжение браков, алкоголизм, рост преступности, негативное психологическое состояние города. А безработный в мегаполисе, где работу можно найти всегда, — это вообще особый тип людей, зашедших в тупик. Наш проект направлен на их социальную реабилитацию. Мы предлагаем людям выйти на сцену и сыграть спектакль. Набирается труппа безработных, приглашенный режиссер — а приглашаться будут передовые режиссеры, которым это интересно с человеческой точки зрения, — исследует специфику каждого из этих людей и на основе этой специфики создает спектакль. То есть человеку сочиняется только та роль, которая ему подходит. В качестве зрителей приглашаются все желающие и — главное — потенциальные работодатели. Если в спектакле заняты повар, диджей, слесарь и домработница, то мы отыскиваем представителей тех компаний, которые заинтересованы в этих профессиях. Результатом могут стать конкретные предложения о работе. После того как эти люди играют в спектакле месяц, мы проводим им консультацию у психологов и понимаем, изменилось у них что-то в сознании или нет. По идее, с помощью этого театра люди должны раскрыть в себе какие-то коммуникативные и творческие навыки, у них должна появиться мотивация к самореализации. Этот проект легко может быть реализован, главное — на популярной площадке вроде клуба «Мастерская» или Дома Булгакова, потому что если это будет на выселках, никому не будет интересно. Проект, кстати, очень недорогой: все, кроме режиссеров и технической группы, работают бесплатно. Мы даже провели исследование: опросили многих безработных и потенциальных работодателей, интересно ли им это. Процент безработных, готовых поучаствовать, — больше 60, работодателей — примерно 30 процентов».

 

Саша Денисова

Драматург, соавтор идеи проекта «Россия-911»: «Государство: инструкция по эксплуатации»

«Российский гражданин не знает механизмов взаимодействия с государством — от отключения воды до выбора президента. Он боится бумаг, инстанций, чиновников, милиции, государства вообще. Избирательность подачи информации о законах и правах в нашей стране приводит к ложному ощущению, что гражданин ничего не решает. Миссия нашего проекта — создание правового общества. В театральной форме мы будем рассказывать о том, законно ли требование милиции вывернуть карманы или требование магазина сдавать сумки в камеры хранения, законен ли фейсконтроль в ночных заведениях. Как получить компенсацию от авиакомпании и что делать при столкновении с судебной системой. Мы хотим сделать социальную тематику ярким, актуальным зрелищем, а то у нас это исторически очень немодная тема, нам бы все про глубину и про вечность, а не про текущую трубу и увольнение с работы. А вот Жоэлю Помра во Франции не грех поставить высокохудожественный спектакль об увольнении женщины с химзавода, где она заработала инвалидность, но по своему заводу страшно скучает, и для нее это увольнение — конец света. Мы планируем создать объединение негосударственных театров России, главной темой первого года его существования станет социальная программа «Негосударственные театры о государстве». Делаем это мы, уже работающие в негосударственных театрах: «Театр.doc», Liquid Theatre, костромском «Диалог Дансе», петербургском «On.Театре», московском «Цехе». Важно, что у нас уже есть ресурс — площадки, труппы — и, если что, начинать мы готовы хоть завтра. Постановки у нас получатся недорогие, в среднем каждый спектакль со сценографией может стоить очень даже минимально — от 600 тысяч (это низший порог стоимости спектакля на малой сцене) до миллиона рублей. А государству и людям польза может быть очень большая».

 

Юрий Муравицкий

Режиссер, автор идеи проекта «Искусство улиц»

«Наш проект — фестиваль уличного искусства, который состоит из разных направлений: уличный театр, уличная музыка (балканская, еврейская, цыганская), хеппенинги, арт-мобинг, стрит-арт, современный танец на улицах. Этот фестиваль мы будем проводить на городских окраинах, в неблагополучных районах, тем самым пытаясь решить задачу гармонизации пространства и просто улучшить социальный климат в городе. Мы будем пытаться изменить ситуацию, когда культурная жизнь есть только в центре Москвы, в пределах Третьего транспортного кольца, а в остальных районах она либо примитивная, либо ее вообще нет. Самое главное, что уличное искусство и уличные театры в частности — это мощная арт-терапия, что уже доказано европейским опытом. Во Франции уличные театры финансируются из государственного бюджета, потому что было проведено исследование и установлено, что в тех районах, где работают уличные артисты, преступность на порядок ниже. В какие районы поедем в первую очередь, пока точно сказать не можем, мы еще будем проводить свои исследования, но пока для примера взяли Орехово-Борисово. Я на двести процентов убежден, что жителям окраин это будет интересно: фестиваль уличных театров «Открытое небо» мы делаем с 2007 года, и каждый раз я вижу, как люди потрясающе реагируют. Проект социальный и в том смысле, что это искусство, открытое для человека любого возраста, а кроме того, у нас будет большое количество мастер-классов для желающих приобщиться к уличному искусству. Конечно, чтобы осуществить проект, нужен хороший бюджет, хочется, чтобы какие-то московские театры и, например, петербургские «Куклы господина Пэжо» специально для этого фестиваля сделали новые спектакли. Хотим пригласить Les Grandes Personnes из Франции, Soccorso Clown из Италии. У нас уже есть предварительная договоренность с Бернардом Шнайдером — это человек, активно продвигающий уличное искусство в Европе, который предложил нам в прошлом году коллаборацию, просто сам сказал: давайте попробуем вместе сделать фестиваль. Но без серьезной поддержки государственных структур нам не обойтись, иначе это будет совсем другой масштаб — более чем скромный».

 

Наталья Ворожбит

Драматург, автор идеи проекта «Театр полового воспитания»

«Проблемы, связанные с половым воспитанием, — аборты и инфекционные заболевания, самоубийства на почве секса — появляются потому, что на тему секса с подростками говорят неправильно или вообще не говорят. Родители часто малообразованны и неадекватно реагируют на то, что происходит с подростками, не готовы воспринимать болезненную информацию. Мы подумали о том, как сделать так, чтобы диалог между ними начался. На первом этапе мы — группа актеров, драматургов и режиссеров — шли бы в школу и проводили там серию откровенных уроков, нацеленных на то, чтобы раскрепостить школьников и научить их разговаривать о сексе. Первый урок мы планируем начать с мифов: от онанизма на руках растут волосы; если будет больше, чем семь мужчин, то не будет детей; кока-кола — это контрацепция и другие бредовые фантазии. Для начала мы хотели бы отсмеяться на эту тему, чтобы потом уже говорить без хихиканья. Дальше мы бы моделировали различные ситуации — например, «Мама, я беременна» — и разыгрывали бы сценки, в которых дети вели бы себя так, как на их месте вели бы себя их родители. Темы бесконечны: «Я гей», «У меня первая любовь», первый секс, что такое поллюция и так далее. Делать все это мы собирались не с позиции учителей, а с позиции повзрослевших подростков. На последний урок мы бы приглашали родителей, и уже им дети показывали бы эти сценки, пытались втянуть их в ролевые игры. На основе отобранного материала мы хотим создать спектакль на тему всех этих проблем, спектакль для подростков. Думаю, что за год мы могли бы охватывать четыре школы — конечно, только те, с которыми можно договориться, мы понимаем, что пустят к себе не все. И родители, наверное, будут против, но культура полового воспитания в любом случае необходима. Перед тем как пойти к детям, мы, конечно, планируем сами поучиться у психологов, пригласить специалистов из европейских театров, которые работали в этом направлении. Для реализации нам необходима поддержка властей, и на презентации проекта нам показалось, что они заинтересовались».

 

Роман Феодори

Режиссер, автор идеи проекта «Театр для слабослышащих»

«В нашей стране на 13 миллионов слабослышащих есть 900 сурдопереводчиков, а язык жестов не является официальным — в отличие от сорока стран Европы и Америки. Например, в Финляндии нельзя получить высшее образование, не сдав экзамен по этому языку, в Америке все медики, социальные работники и полицейские обязаны знать язык жестов, а в России поход человека к врачу становится большой проблемой. Кроме того, в Москве есть только два института, которые обучают глухих, — это Бауманский, где учат компьютерщиков, и Государственный специализированный институт искусств, который выпускает профессиональных артистов. Но цинизм в том, что, получив диплом о высшем образовании, эти люди не могут устроиться ни в одно государственное учреждение, потому что государственных театров, где могли бы работать глухие, в России нет. В своем проекте мы апеллировали к театру «Недослов» — он не является государственным, у него нет своей площадки, но в нем работают профессиональные артисты. Мы предлагаем идею интеграции глухих в общество слышащих и слышащих в общество глухих — причем и зрителей, и артистов. Есть два варианта: первый — мы берем театр «Недослов» и погружаем его в репертуарный театр на год. Второй — совмещаем в театре «Недослов» глухих и слышащих артистов: сначала драматурги пишут пьесу, а потом начинается создание спектакля. На разных этапах спектакль показывается зрителям, они принимают участие в его создании. В итоге через год будет создан спектакль, в котором будет найден универсальный театральный язык — понятный и тем, и другим. И главное — что это должен быть не театр пластики, мимики и жеста и не современная хореография, а именно драматический театр. Важнейшее условие: делать проект должны не лузеры, у которых нет работы, а люди успешные, которым интересна суть дела».

 

Филипп Лось

Режиссер, автор идеи проекта «Патриот». Свободная территория»

«Мы предлагаем создать театр нового типа, театр, в котором на всех этапах творческих проектов будет активное взаимодействие с населением. В Москве есть несколько кинотеатров, которые уже много лет не функционируют и судьбой которых Департамент культуры довольно серьезно озаботился. Мы тоже подумали о будущем этих кинотеатров и придумали сделать на базе кинотеатра «Патриот» в Хорошево-Мневниках площадку, которая будет максимально тесно связана с населением района. Например жители смогут обсуждать и содержание, и смысл тех театральных проектов, которые мы будем затевать, а потом и вовсе можно задействовать их — объединить любителей и профессионалов на одной сцене. Если это приживется, таким же образом можно будет поступить и с другими кинотеатрами. Я думаю, что в этом плане москвичи не очень отличаются от жителей европейских городов, а они, как нам рассказывали в течение этой сессии, очень заинтересованы в таких проектах. Для начала, конечно, нужно, чтобы люди, живущие в районе, узнали об этом проекте — мы бы сообщили о нем на официальном сайте управы, сделали сообщество в фейсбуке, начали бы там общаться со своими зрителями. Наша опора в этом проекте — местные любительские театральные студии. Сегодняшнее театральное сообщество слишком замкнуто, многие инновационные проекты и делаются, и потребляются одними и теми же людьми. Для реализации проекта нужно прежде всего встречное желание Департамента культуры и Москомимущества. Если они пойдут нам навстречу и за счет средств городского бюджета приведут в порядок это здание и оснастят его минимальным оборудованием, то дальше реализовывать проект будет значительно легче. Организационные расходы минимальные, потому что это театр без труппы, а все проекты существуют за счет грантов, которые выделяются под разовые проекты. Конечно, можно использовать еще непривычный для России способ — краудфаундинг, народное софинансирование. Люди будут вносить скромные суммы как поощрения, а мы будем приглашать их на спектакли».

 

Василий Сенин

Режиссер, автор идеи проекта «Детство. Отрочество. Юность»

«Мы разрабатываем экспериментальную платформу, на основе которой профессиональные режиссеры будут ставить детские спектакли — с участием самих детей. К работе над каждым спектаклем мы планируем привлечь около десяти школ — это будет работа, конечно, не со всей школой целиком, а с какими-то параллелями классов. То есть человек сто в каждой школе мы задействуем. Причем это будут школы разного уровня и специализации — не только гуманитарные. Но диктовать режиссерам, что именно они должны делать с этими школьниками, мы не будем: каждый режиссер сам придумывает способы взаимодействия. Я считаю, что наиболее эффективный — игровой. Не когда сухо разбирается текст и встреча режиссера и школьника похожа на урок литературы, а когда акцентируются какие-то моменты, которые в школе не очень комментируются. Например, монолог Джульетты, где она описывает свои чувства и говорит, что готова отдать за жизнь Ромео жизнь всех своих родных, надо дать разбирать девочке пятнадцати лет. Потому что это может быть то, что девочка чувствует, но о чем боится говорить. Или, например, в игровом порядке одному из школьников предлагается побыть режиссером внутри своего класса. Он должен распределить роли и объяснить свой выбор — в этом процессе возникает спор. Важно, чтобы у детей возник момент неформального обсуждения: ты прав, а он не похож на главного героя. Интересно узнать, насколько с точки зрения современного мальчика смешон Ромео, когда сравнивает глаза Джульетты с солнцем и луной, и с чем бы мог их сравнить он. Еще, например, художник по костюмам может прийти к девочкам и сказать: «А давайте подумаем, в чем Джульетта могла пойти на бал». И параллельно рассказать им, почему возник корсет и кринолиновые юбки. Это та информация, которую они не получат от учителя. Еще есть социальный момент: в предпубертатном и пубертатном возрасте у детей есть сильные деструктивные наклонности, а этот проект имеет еще и терапевтический эффект. Можно взять «Преступление и наказание» и обсудить с детьми, что человек может себе позволить, а что нет и что будет, если ты себе позволишь больше. Сейчас важно обсуждать это с позиций гуманистических ценностей, пока этим не занялась церковь. Наш проект не требует глобальных затрат. Что нужно в первую очередь, так это поддержка Министерства образования и науки, чтобы диалог между театром и школой начался. Потому что сейчас школа говорит: «Ой, не портите детей», а театр: «Ой, с ними так сложно».

 

Андрей Стадников

Драматург, соавтор идеи проекта «Профориентация»

«Наш проект рассчитан на школьников 8–9-х классов — когда происходит выбор будущей профессии. Мы придумали такой однодневный театральный фестиваль профессий — будем брать школу, исследовать профессиональный родительский фон, а потом показывать школьникам небольшие спектакли по профессиям их родителей — с помощью технологии вербатим. Причем это будет не презентация профессий, а какие-то человеческие истории — почему человек выбрал именно это и что повлияло на выбор. Плюс — театральные уроки и обсуждения со школьниками. Все это нужно не для того, чтобы школьник уяснил, какая профессия хуже, а какая лучше, а чтобы он совершал осознанный выбор. В каждой школе фестиваль будет особенным, потому что в одних школах школьники ориентируются на стереотипные представления о том, куда надо идти; если школа профильная, то все ориентируются на этот профиль, что тоже стереотип: детей в этот профиль нередко запихивают по желанию родителей. Сначала мы думали, что этот фестиваль должен проходить отдельно в каждой школе, но на презентации Евгения Шерменева, замруководителя Департамента культуры, посоветовала, что было бы эффективнее делать его на районном уровне: собрать информацию по нескольким школам и провести где-нибудь в управе или на улице. Еще мы думаем о том, чтобы делать спектакли по материалам тех людей, которые сами создали себе дело — и теперь успешны. В команде должно быть 5–7 актеров, но прежде всего — режиссер, который собирает информацию, и психолог-консультант, который будет отслеживать результаты и помогать коммуницировать с детьми и их родителями. Сложности в реализации проекта прежде всего связаны с доступом в школы — школа герметична, чтобы проникнуть в нее, нужны специальные решения властей, просто так, с улицы, туда никого не пустят».

Ошибка в тексте
Отправить