перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Застрял в тебе

архив

Железный занавес

В редакцию пришло письмо. Промоутер Александр Чепарухин пишет, что у компании Tablogix – она занимается растаможкой грузов практически для всех крупных концертов в Москве, что Пола Маккартни, что Rammstein, – так вот, у компании Tablogix на таможне в Домодедово в начале февраля застряло оборудование Уитни Хьюстон. Битую неделю люди из компании ночевали в аэропорту, пытаясь вытащить груз. Чепарухин сам много кого собирается привозить, и раньше все складывалось проще: группу King Crimson он протащил через таможню безо всяких документов, просто раздав нужным людям диски и автографы. Вообще-то, к концерту Хьюстон Чепарухин не имеет отношения (привозит ее компания SAV Entertainment), но, зная о ситуации с Уитниным грузом, невозможно молчать. «Такого кошмара, – пишет Чепарухин, – не было никогда. А после недавней трагедии в метро многие планы, боюсь, вообще могут сорваться».

На самом деле у артистов с таможней все было несладко задолго до терактов в метро. Практически все зарубежные звезды – кроме, может быть, сэра Пола Маккартни – вынуждены были въезжать в Россию по туристическим визам: получить российскую бизнес-визу крайне непросто. Шведская группа The Cardigans, которая должна была выступать в Москве минувшим ноябрем, вообще сорвала концерт, не договорившись с таможней: The Cardigans решили сами заниматься растаможкой своей аппаратуры, а шведский консул, обещавший поддержку, в последний момент уехал в отпуск. Трудности с музыкой на таможне случаются и у обычных граждан – у тех, к примеру, кто заказывает диски и книги через Amazon.com. Диджей Санчес рассказывает, что в интернет-магазине лучше не брать сразу много пластинок: если вес дисков превысит 3-4 килограмма, придется ехать в аэропорт, платить за перевес сумасшедшие налоги и часами стоять в диких очередях. Но с Уитни Хьюстон случай особый: дело в том, что с 1 января в России ввели новый Таможенный кодекс, который оказался много строже старого, к тому же более путаным. На автомате новый закон пока не работает. Так с 1 января 2004 года к каждому грузу, ввозимому в страну, должен прилагаться совершенно новый набор документов, доказывающих некоммерческую направленность этого груза. Если документов нет, в придачу к стандартной пошлине нужно выплатить определенный процент от стоимости провозимого. Залог потом вернут. Беда в том, что зачастую промоутеры не в состоянии даже на время выкладывать на таможне 300-400 тысяч долларов – обычный по новым законам залог за ввозимую в страну аппаратуру артиста. Раньше в подобных случаях можно было обойтись гарантийным обязательством. Новый кодекс бьет не только по гастрольному бизнесу, недовольными остались и кинопрокатчики. Президент одной из крупных московских прокатных компаний (свое имя и название компании он просил не называть) поясняет: «Таможня, видимо, считает, что компаниям, занимающимся фильмами, живется слишком вольготно, что импорт фильмов – очень высокодоходная деятельность. Они с этого года решили еще больше ужесточить условия ввоза и вывоза киноматериалов. Нужно теперь собирать тьму бумаг. Мы стараемся заблаговременно получать все документы и разрешения, чтобы не остаться в убытке».

«Да что вы! У нас никаких проблем с таможней никогда не было, – почти кричит президент крупной промоутерской компании TCI Эдуард Ратников. – А с The Cardigans все слетело из-за глупостей. Такого никогда не было – это у нас первый случай за 9 лет». Андрей Недвецкий, специалист по логистике гастролей из Tablogix, тоже возмущен: «Да все с Уитни Хьюстон было в порядке! Обычная процедура. Замечу, у нас ни разу ни один концерт не был сорван или перенесен из-за проблем с таможней. Наоборот, многие из концертов стали возможны именно благодаря помощи и заинтересованному участию российской таможни. Но у них же там строгая иерархия, всегда ждут указа сверху. Просто разобраться еще не успели. Но скоро все будет в порядке. Вообще, раньше было сложнее. Вот смотрите – разрешили беспошлинный ввоз культурных ценностей».

Единственная проблема – доказать, что культурная ценность является культурной ценностью, не всегда возможно. Во время очередного фестиваля французского кино, проходившего в Москве в декабре 2003-го, едва не сорвался пресс-показ фильма «Страх и ненависть». Копию картины выслали из Франции курьерской почтой FedEx, но посылку надолго задержали в аэропорту: выясняли, с какими целями будет использоваться эта копия. Фильмы для фестиваля Сержа Генсбура, проходившего два месяца спустя, получали уже по дипломатической почте. А приезжавшую в сентябре финскую рок-группу Nightwish вообще не хотели пропускать – из-за того, что у тех было три гитары на одного гитариста. Сказали: «А зачем ему три гитары-то одному? Он же на трех сразу не играет!»

Ошибка в тексте
Отправить