перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Крысу во мне увидели?

архив

В прокат выходит документальный фильм «Сурикаты», спродюсированный братьями Вайнштайн и озвученный Полом Ньюманом. «Афиша» обсудила калахарских млекопитающих из семейства мангустовых с сотрудником отдела хищных Ленинградского зоопарка Ирен Мальцевой

— Давайте поговорим про сурикату как социальное животное. У них, как мы знаем, высочайшие способности к социализации.

— Сурикаты в группе, между собой, очень дружны. Никогда суриката не спит отдельно, всегда общей кучкой. Во время еды они немножко конфликтуют, но не сильно. И, в общем-то, всегда известно, кто самый главный из сурикат. Обычно это самка.

— То есть у них матриархат?

— Да. К сожалению, их социальность имеет и негативные последствия. Вот у нас, например, сейчас самочка-лидер заболела — и они все прямо пройти не могут мимо, чтобы плечом ее не толкнуть. А она жалобно пищит и принимает позу подчинения. Ну ничего, вот она поправится и им покажет.

— А она может, да?

— Ну конечно, раньше она требовала от них, чтобы они пищали и припадали к земле, а теперь они ее так третируют. А так дружат. Они ж ее не кусают. А ведь, вообще-то, сурикаты кусаются страшно.

— Друг друга в смысле?

— Ну да. Можно соединить самца и самку — это, допустим, легко. Но вот соединить самца и самца или самку и самку — это ужасная проблема. Месяц работы. Большой риск.

— А у главной самки нет какого-нибудь заместителя — ну вот на случай болезни?

— Заместитель — это ее самец.

— А что ж он эту вашу самку сейчас не защищает?

— А он ее сейчас тоже подавляет — вместе со второй самкой, которая раньше была подчиненной.

— Коварство, переворот.

— Да, он стал главный и командует ими обеими.

— А как вообще образуется клан?

— Он образуется из самки, самца и их потомства — которое не все уходит из группы, а частично остается. Очень редко принимают кого-то со стороны. До тридцати особей бывает — а начинается с двух.

— То есть если вот где-то встречаются сурикаты, не знакомые друг с другом, они не подружатся?

— Нет-нет, они будут драться насмерть. И потом, некоторые животные изгоняются из группы по какой-то причине или сами уходят. И вот одинокая суриката бегает, ищет себе партнера. К сожалению, часто не находит. Там же много опасностей — такое маленькое животное ест любой хищник. В группе почему им хорошо: часть сурикат стоит и смотрит, нет ли опасности, а часть кормится. А кормиться и смотреть за опасностью — можно не усмотреть.

— А вот когда они на задних лапках стоят — это они в дозоре значит, да?

— Да. И вы знаете, у нас сурикаты живут под потолком уже не одно поколение — и тем не менее вверх все время смотрят. А ручные, мы их выносим когда погулять, они чайку, например, увидят и глядят не отрываясь, пока не скроется за горизонтом.

— А одомашнить сурикату — посильная задача?

— Да, они, как собаки, начинают считать членов семьи членами стаи. Но в отличие от собаки ей не объяснишь некоторые вещи, не скажешь «свой». Суриката будет всех гостей кусать — ее надо, как овчарку, в ванной закрывать.

— Прямо на людей бросаются?

— Да. Казалось бы, суриката, ростом с крысу, должна бояться человека. К остальным заходишь убирать — они прячутся за домик. А три искусственно выращенные сурикаты, завидев незнакомого человека, бросаются на решетку и трясут ее лапками.

— А вот то, как они разговаривают, — это же тоже большая неизученная проблема?

— У них разные голосовые сигналы. Стрекотание подчиненного. Потом, когда призывают стаю к вниманию, — такой «у! у!». Во время питания — тоже «у! у!», но в другой тональности. Одинокая суриката — тоже «у! у!», но очень протяжное и редкое.

— А кто-нибудь занимался составлением словаря?

— Да, но на слух очень тяжело описывать звуки — их вообще записывают на магнитофон, а потом раскладывают графическую запись.

— И как, далеко продвинулись? Человек уже может с ними разговаривать?

— Ну звуков не очень много. Я разговаривала. Когда росли маленькие сурикаты, запищишь ей как самка, подзывающая детеныша, — и она бежит.

— Чем отличается суриката от суслика?

— Ой, ну что вы. Суриката — это хищное животное, а суслик — это грызун. У них общего только то, что они социальные тоже и стоят столбиком.

— А от мангуста?

— Строением тела. Мангуст тоже встает на задние лапки — но он при этом выглядит как крыса на задних лапах. А суриката — как маленький человечек.

— Меня вот что волнует — почему сурикаты никогда не бывают толстыми?

— Бывают. У меня есть одна толстая. Нет, но на во­ле, конечно, не бывают — они живут на грани, очень суровые условия.

— Словом, жизнь сурикаты состоит из лишений и опасностей?

— Ой, ужасно, да. Во-первых, погодные условия суровые — ночью холодно, днем жарко. Длительные сезоны бескормицы. Обилие врагов. Нет, сурикаты живут очень сложно.

Ошибка в тексте
Отправить