перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Стивен Кляйн «Иногда хочется пойти на съемку, вооружившись только айфоном»

В «Гараже» открылась видеоинсталляция фэшн-фотографа Стивена Кляйна «Капсула времени», в которой супермодель Эмбер Валлетта превращается в трагическую старуху. Кляйн приехал в Москву и объяснил «Афише», как он придумывает сюжеты и почему его фотографии так дорого стоят.

архив

О старости

В самой старости нет ничего красивого, как нет ничего красивого и в молодости. Я изучал не только искусство, но и анатомию, хоть и не резал никого, но делал много анатомических рисунков. Красота в самом банальном смысле — это что-то очень простое, всего лишь симметричная конструкция. Другое дело, что загипнотизировать могут и красавицы, и чудовища — зависит от того, что у вас в голове.

 

О «Капсуле времени»

Я не хотел комментировать сюжет «Капсулы времени», потому что это на самом деле довольно очевидная история: в первом видео нашей героине около тридцати, в последнем — больше ста лет. Это светская женщина без особого рода занятий, типичная представительница нью-йоркской элиты. Почему она такая? Ну, во-первых, мне для съемок выдали гардероб, который никакая другая девушка не смогла бы себе позволить. Мы видим, как она меняется физически и меняется интеллектуально или, если угодно, духовно, но всегда остается довольно несчастной. Это исследование того, как женщина стареет в своем выдуманном мире, в замкнутом пространстве, где ее окружают какие-то почти фантомные парни, которые символизируют, скажем так, мужское эго.

Журнал W напечатал снимки из этой истории, добавив к ним собственные подписи, — это называется «редакторская правка». Вышло что-то вроде: «За месяц до черного вторника наша юная любительница опиума собирается на бал» или там «Наша героиня выбралась из «Студии 54» и, пошатываясь, обрушилась на мягкий ковер». История увядания — сюжет сам по себе достаточно драматический и не нуждается в отсылках к Великой депрессии или приходу республиканцев. Люди одержимы идеей молодости, на это работает огромная индустрия фармакологов и хирургов, визажисты и специалисты по ретуши. Я хотел вывернуть эту ситуацию наизнанку. Ничего не ретушировал: просто позвал специалистов по гриму и протезам — тех же самых, которые меняют лица артистов, скажем, в «Железной хватке» или в сериале «Американская история ужасов». И даже на фоне этих спецэффектов видно, какой у Эмбер пронзительный взгляд — и он важнее спецэффектов.

 

О средствах

Когда я делаю один-единственный портрет для журнальной обложки, то могу потратить на это сутки — ведь нужно снять как минимум три разных варианта. Весь проект «Капсула времени» мы сняли за два дня — притом что на площадке было человек тридцать, это уже почти съемочная группа. Бывает, я смотрю на людей, которые со мной работают, и сам диву даюсь — чем они все занимаются? Новые технологии не сократили, а наоборот, увеличили количество рабочих мест. Иногда хочется пойти на съемку, вооружившись только айфоном. Еще я — фанат «Фотобудки». У меня сотни собственных портретов, сделанных на «Фотобудку».

 

«Капсула времени» удачным образом идет в «Гараже» одновременно с выставкой Марины Абрамович: в одном зале женщина терзает свою плоть, в другом — превращается в мумию.

О деньгах

На моем сайте есть кнопка «Скачать», если уж я решил выложить какие-то фотографии, то вы можете делать с ними что угодно: хотите — разместите в своем блоге, хотите — перекрасьте. Но это касается только тех фотографий, которые я сам решил отпустить в свободное плавание. А вот снимки для модных журналов или рекламы сумок делаются для того, чтобы продать побольше журналов или сумок, — и за это нужно платить. А если учесть, сколько человек со мной трудится, то нет ничего удивительного в том, что мои фотографии так дорого стоят.

Разумеется, мои фотографии тысячу раз воровали: однажды я даже обнаружил несколько своих работ в одном музее — подписанных именем другого художника. Но настоящими преступниками я считаю людей, которые взломали мои рабочие архивы, не предназначенные для публикации, — не знаю, хакеры это были или кто. Не хочу даже вспоминать про них, в общем, это — страшное зло.

 

 

 Брэд Питт и Анджелина Джоли

 

 О Леди Гаге

Почему я сделал клип «Alejandro» таким длинным? Ну вы песню же слышали — тоже немаленькая. Отчасти идея этого ролика основана на пьесе Жана Жене «Балкон» — про бордель, где создаются всякие мистификации. Похороны вначале — конечно, это посвящение Александру МакКуину, иначе здесь оказалось бы столько совпадений, что и песня так называется, и неслучайно она в его платье идет.

 

 

 Леди Гага

 

О модной фотографии

Меня часто спрашивают о чем-то вроде: «Каково это — снимать Мадонну, Джастина Тимберлейка или Брэда Питта?» Все это были прекрасные съемки, очень здорово, что все их помнят. Из того, что с ностальгией вспоминаю, кажется, только я сам, — это фотографии для журнала The Face двадцатилетней давности. Например, мне дорог классический портрет с яблоками, где мы видим только кусочек тела девушки в нижнем белье. Мне нравится, что он похож на академический натюрморт. Модель звали Никки, она была подружкой Терри Ричардсона и в девяностые много где снималась. Это было время супермоделей, но кроме них существовали такие андеграундные девушки, которые выглядели не хуже, а реальнее, что ли.

Чего только не было в фэшн-фотографии: веселый китч, готика, классический портрет, небрежный поляроид, сложные постановочные истории — всего не перечислишь. Чего модной фотографии, на мой взгляд, сейчас не хватает — так это использования фотошопа не как инструмента для замазывания дефектов, а именно как художественного средства. Фотографы и арт-директоры почти не экспериментируют с ним, используют его возможности только на 1 процент — и зря. Поэтому фотоистории трудно отличить одну от другой — они кажутся слишком банальными.

 

None
Ошибка в тексте
Отправить