перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Даже хранители побаивались этой работы» Почему из Третьяковки убрали спящего рабочего Арсения Жиляева

Вчера вечером художник Арсений Жиляев опубликовал в своем фейсбуке сообщение о том, что его работу «Мечтатель» убирают из постоянной экспозиции Отдела новейших течений Третьяковской галереи на Крымском валу. «Афиша» выяснила подробности у художника и представителей галереи.

архив

Летом прошлого года в Третьяковке на Крымском валу прошла выставка Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» — два месяца там находились артефакты народного творчества: граффити со стен «ВКонтакте», фотожабы и самострелы в инстаграме, а также произведения пластического искусства — вроде восставшего пролетария, разбивающего писсуар Дюшана. Часть выставки после закрытия перекочевала в основную экспозицию Отдела новейших течений Третьяковки: например, объект «Мечтатель» — фигура спящего рабочего, действительно похожая на настоящего человека. Вчера Арсений Жиляев написал в своем фейсбуке, что пришел приказ от директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой немедленно убрать объект, так как кому-то из посетителей стало плохо, — все это, по мнению художника, «похоже на цензуру». «Афиша» узнала у Жиляева, что это может значить, и спросила у куратора Третьяковки, в чем дело.

 

Арсений Жиляев

художник

«Узнал о том, что работу убрали, относительно случайно, официально меня в известность никто не поставил. Вроде бы кто-то очень сильно испугался и написал письмо в администрацию ГТГ — на основании этого письма директор потребовала срочно работу убрать. Не знаю, насколько можно верить этой истории. Я видел, как люди пугаются или даже удивляются, но вряд ли можно считать это серьезным поводом для разрушения экспозиции, которая является результатом совместного творчества многих людей. Мне кажется, это некорректно как по отношению к кураторам, так и по отношению к художникам и зрителям. Пикантность ситуации в том, что эта бутафорская скульптура является частью воображаемого музея революции будущего, о чем можно узнать из специального пояснения рядом с работой. Это портрет Ивана Щеголева — одного из героев грядущего восстания творческих работников. А инсталляция повествует о знаменитом случае, когда Щеголев упал в цеху по переработке образов в обморок после 15-часовой смены, и этот случай заставил его осознать необходимость изменений. Надеюсь, что призрак Щеголева будет бередить воображение посетителей и ответственных за эту ситуацию вплоть до победы освободительной революции».

 

София Терехова

куратор Отдела новейших течений Третьяковской галереи

«Приказа убрать работу в письменном виде нет, нас попросили в устной форме, и мы сделали это вчера. Дело в том, что на имя Лебедевой пришло письмо, в котором просят убрать объект, иначе угрожают судом, так как женщине стало плохо рядом с этой работой. И это уже не в первый раз: я постоянно слышу какие-то жалобы, даже хранители — бабушки, которые сидят в зале, — побаивались этой работы. Это все серьезно. На моей памяти подобных случаев не было. Но нужно понимать, что это вопрос не цензуры, это человеческий фактор: работа очень натуралистична, и многих людей, особенно пожилых или со слабым здоровьем, она пугает. Последний случай стал, видимо, решающим. С Арсением я дружу, поэтому сообщила ему о случившемся по-дружески, это не было официальным заявлением».

Ошибка в тексте
Отправить