«Скороход» в Петербурге Премьера новой театральной площадки
В помещении, принадлежавшем ленинградской обувной фабрике, открывается новая площадка для маленьких, но бойких театральных компаний, которые будут делить пространство с академическими музыкантами, лекторами, танцорами и другими деятелями культуры. «Афиша» выяснила у создателей «Скорохода» подробности.
«Скороход» — это старая обувная фабрика, раньше владевшая зданием на Московском проспекте и специализирующаяся на детских сапожках. Новая театральная площадка «Скороход» находится здесь на четвертом этаже — по соседству с «Международным философско-оздоровительным движением «Счастье жизни» и центром «ПсиКлюч». На месте охранника дежурит огромный рыжий кот.
Деревянные фермы бывшего цеха обувной фабрики «Скороход» отремонтировали и покрасили. Со стен сбили всю старую штукатурку, отлакировали кирпич — получился современный лофт. Днем он освещен рядом больших окон с двух сторон.
Александр Вайнштейн
соучредитель, директор по развитию
«Здесь был трэш полный — заброшенный заводской цех. Мы втроем с Сашей Кондратенко и Таней Прияткиной взяли кредит. Въехали сюда в августе и начали ремонт. Место искали долго, у нас же до этого был печально известный лофт «Светоч»: нас оттуда выперли, закрыли помещение со всем нашим имуществом, и мы возвращали все это через прокуратуру.
Мы не хотим здесь видеть нафталиновый государственный театр с бабушками на входе, нам нужен живой творческий процесс. У нас есть свой театральный продакшен, и нам его раньше показывать было негде. Нет адекватных площадок европейского типа, практически все они государственные или очень маленькие. Когда ты собираешь 50 человек на спектакль, ты не можешь его окупить, и маленькие театры из-за этого загибаются. Они делают классный спектакль, показывают его три раза, все жутко уходят в минус, расстраиваются, и на этом все заканчивается. Много театров из-за этого просто погибло. А у нас будет свой пиар-агент, который будет им помогать: делать афиши, анонсы, группы в интернете. И вместе мы будем набирать аудиторию, чтобы помогать таким маленьким коллективам самим зарабатывать и делать новые постановки, чтобы была живая конкуренция.
«Мы не хотим здесь видеть нафталиновый государственный театр с бабушками на входе»
Здесь можно посадить зрителя куда угодно, осветить любое место, как нам удобно. Подвальные истории пятилетней давности на 50 зрителей закончились, маленькие коллективы начали делать хороший материал и готовы собирать гораздо большие аудитории. Как раз их мы и собираемся показывать.
У нас расписание до января уже составлено практически, каждый день здесь будет что-то происходить — театральные постановки, частные мероприятия. Уже есть большой поток людей, которые хотят здесь что-то делать. Театрам удобнее делить с нами пополам прибыль от билетов, музыкантам привычнее работать за прибыль от бара, лекторы согласны только на гонорар. Для каждого — свои условия».
Учредители сами придумали конструкцию разборных трибун. На железные передвижные станки кладут доски, сверху ставят ряды пластмассовых стульев. В зависимости от постановки трибуны могут передвигаться, их количество уменьшаться или увеличиваться. Зал рассчитан на 220 зрительских мест. Бар планируют отгородить от основного помещения стеклянной стеной. Он будет работать независимо от того, что происходит в главном зале.
Александр Кондратенко
соучредитель, финансовый директор
«И у меня, и у Саши, всегда была мечта сделать такую театральную площадку. Мы отдельно друг от друга искали помещение, потом познакомились на новогодней вечеринке и в феврале уже стояли здесь и соображали, как это приводить в порядок. Сразу было понятно, что это то, что нужно. У нас даже времени не было испугаться, мы сразу решили здесь работать, даже не думая о том, окупится это или нет. А потом уже в процессе считали, сколько надо денег потратить».
Татьяна Прияткина
директор по формату, куратор театра и танца
«Основной смысл того, что мы делаем, — показывать новое искусство, то есть театр новых форм, мультидисциплинарный или актуальный по содержанию. Например, спектакль, поставленный по сценарию, написанному не позднее чем 10 лет назад. Мы планируем регулярно работать с «АХЕ», с Ди Капуа, «Этюд-театром» и с более мелкими театрами. Это площадка как раз для не очень больших компаний, которые могут показать что-то неожиданное и свежее, хоть и без Хабенского в главной роли. Нам очень помогает Кирилл Серебренников, он вместе с Василием Бархатовым наш попечитель, и он обещал привести спектакли своей «Платформы» именно к нам. Ведь они в Петербурге еще ни разу не были».
Каждый день недели отдан под какое-то направление: понедельник — кино, вторник — лекции, среда — танцы, четверг — музыка, пятница — театр, суббота и воскресенье — театр или разные жанры.
Капитолина Обер
куратор музыкального направления
«Мы не хотим лезть в ниши, которые уже существуют в городе, идея заключается в том, чтобы делать то, чего не хватает: это современная академическая, аутентичная, акустическая, барочная, древняя музыка. В ноябре будет фестиваль терменвокса: терменвокс в кино, лекция и мастер-классы Петра Термена, внука изобретателя инструмента, джем-сейшен. Чистых концертов у нас не будет вообще. Это обязательно какая-то смесь — с медиа или с поэзией, такая кросс-платформа. Если это барочная музыка, то она будет идти в современных постановках. В общем, нам не хотелось делать очередную коммерческую площадку, но и ударяться в тяжелую классическую музыку не хотелось, так что это будет такой аккуратный микс: доступно, образовательно, интересно».
Сцена будет модулироваться в зависимости от спектакля. «АХЕ» вообще отказались от кулис и от задника: свою премьеру «Слепая сова» они сыграют просто в углу зала.
Юлия Елагина
куратор лекционного направления
«Лекции будут делиться по направлениям. В ближайшее время будет встреча с главой отдела новейших течений Русского музея Александром Боровским, с балетмейстером Еленой Прокопьевой, которая расскажет про свой опыт работы с Пиной Бауш, с организатором «Велоночи» Сергеем Никитиным и так далее. Мы хотим делать не просто циклы традиционных лекций — скажем, если это история живописи, то, например, это будет про анатомические ошибки в изобразительном искусстве и так далее».
Программы всех направлений уже расписаны практически до января. Все события обычно начинаются после 20.00. В их организации «Скороходу» помогают жизнерадостные волонтеры.
Андрей Хвостов
куратор направления кино
«Мы общаемся с московским офисом New York Film Academy и договариваемся о том, чтобы их педагоги после Москвы приезжали со своими лекциями к нам. Мы вообще хотим объединяться с московскими мероприятиями вроде фестиваля 2morrow и делать их в Питере. Очень хочется показывать арт-мейнстрим, которого у нас очень мало, то есть не Голливуд, но и не совсем уж авторское кино».
Пространство «Скороход» открывается 27 октября 30-часовым марафоном со спектаклями, вечеринками, поэтическими битвами и концертами. Полное расписание смотрите здесь.