«Это же четыре стены и одна подвешенная комната, в которой застрелился поэт» Скандал в Музее Маяковского
Последнюю неделю в музее, который многие считают лучшим в Москве, неспокойно: часть его сотрудников сопротивляется грядущему капитальному ремонту, опасаясь, что вместе с ним исчезнет уникальная и ни на что не похожая экспозиция. «Афиша» попробовала разобраться в ситуации.
Мнение соавтора экспозиции
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/9/b2/9b29db20fc6c4877bd72e8c10393254e.jpg)
Тарас Поляков
художник, доцент кафедры музеологии РГГУ
«Здание действительно нуждается в частичном ремонте, что касается экспозиции — то она нуждается в реставрации. Прошло уже 22 года, и несмотря на то что художники делали ее крепко, где-то осыпается краска, где-то фотообои на окнах и проблемы есть. Но тут как с ремонтом в квартире — часть мебели надо вынести, часть надо накрыть. Здесь можно закрывать основные инсталляции и проводить ремонтные работы (и при этом должны присутствовать сотрудники). Но ломать инсталляции и вывозить вещи непонятно куда — это преступление.
Я это говорю со слов и.о. директора музея Надежды Георгиевны Морозовой — она это заявляла неоднократно. 2 ноября этого года на встрече с сотрудниками музейного отдела книжных фондов ей был задан вопрос: «Какова дальнейшая судьба музея». Она ответила, что будет объявлен творческий конкурс на создание новой экспозиции. Вопрос: «Это будет Музей Маяковского или музей русского авангарда?» Ответ: «Пока это не определено». Морозова — это человек, который был уволен из Пушкинского музея и который претендует занять кресло Светланы Ефимовны Стрижневой, бессменного директора, которая сейчас находится на больничном и вернется в музей в четверг.
Предполагается, что экспонаты частично будут храниться в точках, которые принадлежат «Арт-манежу», — это Большой и Малый Манеж, «Рабочий и колхозница» и еще несколько объектов. Понятно, что после этого музей станет выставочным залом, в котором будут развешивать картинки на тему русского футуризма и авангарда. Сами понимаете, я отношусь к футуризму с уважением, но у нас литературный музей, и мы поднимаем вечные темы. Это не коллекционный музей — их хватает в Москве».
Мнение и.о. директора музея
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/5/70/57010b1cb7994662a89c952fb4302957.jpg)
Надежда Морозова
и.о. директора музея
«Пока еще рано говорить о будущем музея, потому что мы пока только работаем с проектной организацией, с которой заключен договор после подачи музеем заявки на капитальный ремонт (это было полгода назад), и никаких сроков мы не можем предоставить, потому что проект окончательно не представлен. Проект еще не сдан, и разговаривать об этом мы пока не можем.
Что касается будущего экспозиции, то скажите, ну как может быть другой музей в этом здании? Это же четыре стены и одна подвешенная комната, в которой застрелился поэт. Каким еще может быть это пространство, кроме как Музеем Маяковского? Это абсурд полный, ничего другого здесь быть не может. Просто в музее есть три сотрудника, которые не хотят услышать и увидеть того, что там происходит, и вместо этого сочиняют какие-то истории. Не очень понятные мне и большинству других сотрудников».
Мнение сотрудника музея
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/8/5b/85b4193d1e654ca9ae4ac581f5fa5dc4.jpg)
Алексей Черменин
заместитель директора музея по общим вопросам
«Я назвал бы все это не реконструкцией музея, а капитальным ремонтом: само здание в нормальном состоянии, планируется только замена коммуникаций — вентиляция, отопление, электрика, система пожаротушения и т.д. Они действительно изношены и требуют ремонта. Конкретики насчет того, что сделают с экспозицией во время ремонта, нет — от Департамента культуры города Москвы в лице Антона Горянова (начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента. — Прим. ред.) поступает противоречивая информация. До конца августа он заявлял, что музей во время ремонта вообще закрываться не будет и экспозицию не тронут. Потом оказалось, что планируется экспозицию демонтировать, причем всю подчистую. В процессе совещаний выясняется, что будет частичный демонтаж, но как это будет происходить, пояснений из департамента нет. Единственная официальная бумага, которую музей получил, — распоряжение Департамента о реэкспозиции. Слово «реэкспозиция» подразумевает ее замену, что будет в нашем случае, пока непонятно.
Вся проблема в том, что никаких письменных бумаг о будущем экспозиции нет. На словах — да, говорят, что все уберут, но слова к делу не пришьешь, понятно, что все оперируют фактами.
С 16 октября у нас работает замдиректора по научной работе Надежда Морозова, которая сейчас исполняет обязанности директора. В связи с этим появляются локальные скандалы. Департамент культуры таким образом решает кадровые вопросы в музее. Все находится в неопределенном состоянии, и мы ожидаем, что будет происходить дальше. Хотелось бы, конечно, экспозицию сохранить. Что дальше будет — покажет время».
Мнение Департамента культуры города Москвы
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/b/b9/bb9e8f90386a4a62a71b7cf7f130a118.jpg)
Екатерина Проничева
первый замглавы Департамента культуры Москвы
«Думаю, что эта ситуация сложилась от недопонимания. Ремонт вызван необходимостью, есть предписания инспекций об аварийном состоянии инженерных систем. И инициирован он самим музеем. Более того, сам музей объявил конкурс на проектирование капитального ремонта. Ситуация была абсолютно под его контролем, инициирован им, и мне кажется, что такая информационная ситуация в прессе, немного скандальная, оттого, что ряд сотрудников музея пытается интерпретировать факты по-своему.
Мы, безусловно, приложим все усилия, чтобы нынешняя экспозиция была сохранена. Ситуация сейчас такова, что в проектной документации, которую заказал музей, не было технического задания на проект экспозиции музея, и чтобы ее сохранить — а вы понимаете, что если демонтировать инженерные системы, то в любом случае мы придем к частичному демонтажу экспозиции, — мы пошли следующим путем. Так как нынешний проект не предусматривает обмера и установления иных параметров экспозиции, чертежей, мы на вчерашнем совещании по этому поводу приняли решение с сотрудниками музея, что за проектом по капитальному ремонту будет объявлен конкурс на проект экспозиции музея — то есть мы хотим зафиксировать то, что есть, чтобы в случае частичного демонтажа можно было все это восстановить. Сейчас нет образцов, по которым это сделать. По поводу документа о «реэкспозиции»: это не смена экспозиции, а закупка новых экспонатов и — на момент капитального ремонта — создание временной экспозиции на другой площадке, чтобы музей не закрывался. Сейчас эта площадка предоставлена музейным объединением «Манеж», и мы в качестве этой площадки предполагаем домик Чехова.
По поводу претензий к Надежде Георгиевне Морозовой. Она — музейный специалист высокого уровня и класса, поэтому, безусловно, как любой музейный сотрудник, отвечающий за коллекцию, она понимает, что оставлять при капитальном ремонте в музее его ценности, то, что находится в музейном фонде и является государственным достоянием, никак нельзя. Поэтому когда Надежда Георгиевна говорит о том, что экспонаты надо вывезти, она имеет в виду именно эти ценности.
Мнение независимого эксперта
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/0/c1/0c13cf100347482c8ac62c376264ebc5.jpg)
Григорий Ревзин
архитектурный критик
«Что касается экспозиции, то я считаю ее нашим национальным достоянием, я написал об этом статью и считаю, что ее надо в любом случае сохранить. Что касается истории с реэкспозицией, то, насколько я могу судить — а я пытался заниматься этой историей, Департамент культуры Москвы придерживается точки зрения, что главное — сохранить. Там есть проблемы со сменой пожилого директора, вместо нее назначили Морозову, которую выгнали из Пушкинского музея. То, что экспозицию сохраняют, — в Департаменте говорят, это официальная позиция. С их точки зрения назрела необходимость ремонта. Когда начинается ремонт, старые директора оказываются в тяжелой ситуации, стройка — это другая деятельность, и если руководить они еще как-то могут, то с ремонтом уже все сложней. Получается или реконструкция или старый директор. Точка зрения музея изложена в письме Полякова, который, на мой взгляд, создал гениальную экспозицию, но письмо написал безобразное и оскорбительное. Позиция музея такая, что Департамент страшно ревнует, так как музей знаменитый и хороший, и поэтому его решили уничтожить, и в качестве уничтожения использовать ремонт и снятие директора. Я спрашивал в Департаменте — в приказе нет ничего о разрушении. Но действительно, до сих пор нет такой бумажки, которая гарантирует сохранение экспозиции в тех же масштабах. Моя позиция такая: главной задачей является сохранение экспозиции, а остальное — сохранение директора, ремонт и т.д. — это второстепенные задачи, и Департамент мне говорит, что так и будет.
Ситуация в Москве такова, что в ней около 300 музеев — огромное хозяйство, я делал про него серию публикаций года два назад. Это все нуждается в изменении управления, все страшно неэффективно, старые директора, отсутствие финансирования — что-то с этим надо делать. Попытки реформировать любой из этих музеев приводят к скандалу — так было уже с музеем Булгакова. Не знаю, почему начали с этих музеев, они довольно успешные, надо было с чего-то другого начать, но, может, они больше денег съедают, и поэтому за них взялись — не знаю. Если ничего с ними не делать — то сдохнет. А тронешь — сразу вонь на всю Москву. Так что не знаю, что Департаменту посоветовать. Я бы не взялся».