перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Это же четыре стены и одна подвешенная комната, в которой застрелился поэт» Скандал в Музее Маяковского

Последнюю неделю в музее, который многие считают лучшим в Москве, неспокойно: часть его сотрудников сопротивляется грядущему капитальному ремонту, опасаясь, что вместе с ним исчезнет уникальная и ни на что не похожая экспозиция. «Афиша» попробовала разобраться в ситуации.

архив

Мнение соавтора экспозиции

Тарас Поляков

художник, доцент кафедры музеологии РГГУ

«Здание действительно нуждается в частичном ремонте, что касается экспозиции — то она нуждается в реставрации. Прошло уже 22 года, и несмотря на то что художники делали ее крепко, где-то осыпается краска, где-то фотообои на окнах и проблемы есть. Но тут как с ремонтом в квартире — часть мебели надо вынести, часть надо накрыть. Здесь можно закрывать основные инсталляции и проводить ремонтные работы (и при этом должны присутствовать сотрудники). Но ломать инсталляции и вывозить вещи непонятно куда — это преступление.

Я это говорю со слов и.о. директора музея Надежды Георгиевны Морозовой — она это заявляла неоднократно. 2 ноября этого года на встрече с сотрудниками музейного отдела книжных фондов ей был задан вопрос: «Какова дальнейшая судьба музея». Она ответила, что будет объявлен творческий конкурс на создание новой экспозиции. Вопрос: «Это будет Музей Маяковского или музей русского авангарда?» Ответ: «Пока это не определено». Морозова — это человек, который был уволен из Пушкинского музея и который претендует занять кресло Светланы Ефимовны Стрижневой, бессменного директора, которая сейчас находится на больничном и вернется в музей в четверг.

Предполагается, что экспонаты частично будут храниться в точках, которые принадлежат «Арт-манежу», — это Большой и Малый Манеж, «Рабочий и колхозница» и еще несколько объектов. Понятно, что после этого музей станет выставочным залом, в котором будут развешивать картинки на тему русского футуризма и авангарда. Сами понимаете, я отношусь к футуризму с уважением, но у нас литературный музей, и мы поднимаем вечные темы. Это не коллекционный музей — их хватает в Москве».

 

Мнение и.о. директора музея

Надежда Морозова

и.о. директора музея

«Пока еще рано говорить о будущем музея, потому что мы пока только работаем с проектной организацией, с которой заключен договор после подачи музеем заявки на капитальный ремонт (это было полгода назад), и никаких сроков мы не можем предоставить, потому что проект окончательно не представлен. Проект еще не сдан, и разговаривать об этом мы пока не можем.

Что касается будущего экспозиции, то скажите, ну как может быть другой музей в этом здании? Это же четыре стены и одна подвешенная комната, в которой застрелился поэт. Каким еще может быть это пространство, кроме как Музеем Маяковского? Это абсурд полный, ничего другого здесь быть не может. Просто в музее есть три сотрудника, которые не хотят услышать и увидеть того, что там происходит, и вместо этого сочиняют какие-то истории. Не очень понятные мне и большинству других сотрудников».

 

Мнение сотрудника музея

Алексей Черменин

заместитель директора музея по общим вопросам

«Я назвал бы все это не реконструкцией музея, а капитальным ремонтом: само здание в нормальном состоянии, планируется только замена коммуникаций — вентиляция, отопление, электрика, система пожаротушения и т.д. Они действительно изношены и требуют ремонта. Конкретики насчет того, что сделают с экспозицией во время ремонта, нет — от Департамента культуры города Москвы в лице Антона Горянова (начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента. — Прим. ред.) поступает противоречивая информация. До конца августа он заявлял, что музей во время ремонта вообще закрываться не будет и экспозицию не тронут. Потом оказалось, что планируется экспозицию демонтировать, причем всю подчистую. В процессе совещаний выясняется, что будет частичный демонтаж, но как это будет происходить, пояснений из департамента нет. Единственная официальная бумага, которую музей получил, — распоряжение Департамента о реэкспозиции. Слово «реэкспозиция» подразумевает ее замену, что будет в нашем случае, пока непонятно.

Вся проблема в том, что никаких письменных бумаг о будущем экспозиции нет. На словах — да, говорят, что все уберут, но слова к делу не пришьешь, понятно, что все оперируют фактами.

С 16 октября у нас работает замдиректора по научной работе Надежда Морозова, которая сейчас исполняет обязанности директора. В связи с этим появляются локальные скандалы. Департамент культуры таким образом решает кадровые вопросы в музее. Все находится в неопределенном состоянии, и мы ожидаем, что будет происходить дальше. Хотелось бы, конечно, экспозицию сохранить. Что дальше будет — покажет время».

 

Мнение Департамента культуры города Москвы

Екатерина Проничева

первый замглавы Департамента культуры Москвы

«Думаю, что эта ситуация сложилась от недопонимания. Ремонт вызван необходимостью, есть предписания инспекций об аварийном состоянии инженерных систем. И инициирован он самим музеем. Более того, сам музей объявил конкурс на проектирование капитального ремонта. Ситуация была абсолютно под его контролем, инициирован им, и мне кажется, что такая информационная ситуация в прессе, немного скандальная, оттого, что ряд сотрудников музея пытается интерпретировать факты по-своему.

Мы, безусловно, приложим все усилия, чтобы нынешняя экспозиция была сохранена. Ситуация сейчас такова, что в проектной документации, которую заказал музей, не было технического задания на проект экспозиции музея, и чтобы ее сохранить — а вы понимаете, что если демонтировать инженерные системы, то в любом случае мы придем к частичному демонтажу экспозиции, — мы пошли следующим путем. Так как нынешний проект не предусматривает обмера и установления иных параметров экспозиции, чертежей, мы на вчерашнем совещании по этому поводу приняли решение с сотрудниками музея, что за проектом по капитальному ремонту будет объявлен конкурс на проект экспозиции музея — то есть мы хотим зафиксировать то, что есть, чтобы в случае частичного демонтажа можно было все это восстановить. Сейчас нет образцов, по которым это сделать. По поводу документа о «реэкспозиции»: это не смена экспозиции, а закупка новых экспонатов и — на момент капитального ремонта — создание временной экспозиции на другой площадке, чтобы музей не закрывался. Сейчас эта площадка предоставлена музейным объединением «Манеж», и мы в качестве этой площадки предполагаем домик Чехова.  

По поводу претензий к Надежде Георгиевне Морозовой. Она — музейный специалист высокого уровня и класса, поэтому, безусловно, как любой музейный сотрудник, отвечающий за коллекцию, она понимает, что оставлять при капитальном ремонте в музее его ценности, то, что находится в музейном фонде и является государственным достоянием, никак нельзя. Поэтому когда Надежда Георгиевна говорит о том, что экспонаты надо вывезти, она имеет в виду именно эти ценности. 

 

Мнение независимого эксперта

Григорий Ревзин

архитектурный критик

«Что касается экспозиции, то я считаю ее нашим национальным достоянием, я написал об этом статью и считаю, что ее надо в любом случае сохранить. Что касается истории с реэкспозицией, то, насколько я могу судить — а я пытался заниматься этой историей, Департамент культуры Москвы придерживается точки зрения, что главное — сохранить. Там есть проблемы со сменой пожилого директора, вместо нее назначили Морозову, которую выгнали из Пушкинского музея. То, что экспозицию сохраняют, — в Департаменте говорят, это официальная позиция. С их точки зрения назрела необходимость ремонта. Когда начинается ремонт, старые директора оказываются в тяжелой ситуации, стройка — это другая деятельность, и если руководить они еще как-то могут, то с ремонтом уже все сложней. Получается или реконструкция или старый директор. Точка зрения музея изложена в письме Полякова, который, на мой взгляд, создал гениальную экспозицию, но письмо написал безобразное и оскорбительное. Позиция музея такая, что Департамент страшно ревнует, так как музей знаменитый и хороший, и поэтому его решили уничтожить, и в качестве уничтожения использовать ремонт и снятие директора. Я спрашивал в Департаменте — в приказе нет ничего о разрушении. Но действительно, до сих пор нет такой бумажки, которая гарантирует сохранение экспозиции в тех же масштабах. Моя позиция такая: главной задачей является сохранение экспозиции, а остальное — сохранение директора, ремонт и т.д. — это второстепенные задачи, и Департамент мне говорит, что так и будет.

Ситуация в Москве такова, что в ней около 300 музеев — огромное хозяйство, я делал про него серию публикаций года два назад. Это все нуждается в изменении управления, все страшно неэффективно, старые директора, отсутствие финансирования — что-то с этим надо делать. Попытки реформировать любой из этих музеев приводят к скандалу — так было уже с музеем Булгакова. Не знаю, почему начали с этих музеев, они довольно успешные, надо было с чего-то другого начать, но, может, они больше денег съедают, и поэтому за них взялись — не знаю. Если ничего с ними не делать — то сдохнет. А тронешь — сразу вонь на всю Москву. Так что не знаю, что Департаменту посоветовать. Я бы не взялся».

Ошибка в тексте
Отправить