Первое, второе, третье Школьные обеды
«Афиша» заглянула в столовые частной, спортивной, православной и самой обыкновенной школы и выяснила, чем кормят учащихся.
Дома дети едят то, что им дадут, и в качестве неодобрения могут разве что закатить истерику или не притронуться к тарелке. В школе они проводят от пяти до восьми часов — это нормальный рабочий день — и тут выбор такой: безвкусная котлета в столовой, булка в буфете или чизбургер за углом. Это серьезная конкуренция. Сейчас с Москве вводят в качестве эксперимента пластиковые карточки, которыми можно будет расплачиваться в столовых. Идея вполне в духе российского образования: это как заставлять читать «Войну и мир» человека, который ничего не понимает в религиозной философии. Вместо того чтобы объяснить ему, зачем нужны витамины, что происходит с картошкой в шипящем масле, что такое «школьные болезни» и как связаны нерегулярное питание и гастрит.
Джейми Оливер — главный борец за здоровую еду в школах. 81 из 88 школ в лондонском Гринвиче перешли на его меню. Правительство выделило 650 миллионов фунтов на реформу школьного питания
Больше всего о школьном питании сейчас говорят в странах, где деградировали за последние десятилетия здоровые кулинарные традиции, но зато есть подробная статистика здоровья (которой в России нет). О том, насколько школьными обедами сейчас озабочены в Америке, можно судить хотя бы по «South Park»: в одной из недавних серий папа Стена, повернувшийся на декарамелизации и крем-фреше, нанимается поваром в школьную столовую. И тут же в нее врываются Гордон Рамзи, Марио Батали, Джейми Оливер и прочие телешефы. Оливер начинает плакать: этот эпизод американцы узнают моментально.До слез в прошлом году на глазах зрителей канала ABC его довели ученики, родители и персонал младшей школы города Хантингтона, штат Западная Вирджиния. Хантингтон по статистике оказался самым нездоровым городом страны — Оливер открыл здесь коммунальную кухню, где учил обращаться с воком, и подвизался готовить еду для школьников. Пухлые дети и школьные кухарки его порыв не оценили.
Казенный общепит — система, которую нельзя облагораживать частично. Тут важно все: продукты, оборудование, персонал. И все упирается в деньги. Но американская практика показывает, что это, в конце концов, необязательно должны быть государственные деньги. Финансированием программ реорганизации в конкретных районах и школах занимаются некоммерческие фонды — вроде основанного Энн Купер Food Family Farming. Это уже не говоря о родительских бригадах, которые собираются, волонтерствуют в столовых и контролируют, откуда берется и как готовится еда для их детей.
Лицей №1525 «Воробьевы горы»
Андрей, 8Б класс:
«Моя любимая еда — макароны с котлетами, дома их ем и здесь тоже. Да у нас вообще неплохо кормят, я вот только супы не ем никогда, не люблю. Хотя некоторые вообще не едят в столовой, а приносят с собой фастфуд, чипсы и газировку».
Центр образования №1479
Варвара, 10Б класс:
«Нас каждый день разным кормят. Вот сегодня вкусно, гречка с мясом, мне нравится. А так иногда не ходим, когда печенка, например, с макаронами. Было бы здорово, если бы греческий салат давали, я его очень люблю. А вместо булочек что-то более полезное — здоровое питание. А так вообще мы тут встречаемся с девчонками из параллельных классов и пьем какао».
СДЮШОР по греко-римской борьбе «Спарта»
Ахмед, 6А класс:
«Мне нравится вареная курица, кукуруза с котлетами, и сок, и фрукты. А еще котлеты самые вкусные тут — светлые такие, куриные, наверное. Мяса тут достаточно. У нас за питанием следят, мы же спортсмены, и кормят нас соответственно».
Православная классическая гимназия «Радонеж»
Даша, 11-й класс:
«У нас принято молиться перед едой и после. Все помолились, сели есть. Сидим по классам, у нас они маленькие, у меня, например, 6 человек в классе, я одна девочка. В среду и пятницу — постные дни — мясного не дают, но можно рыбу. Я обожаю запеканку со сгущенкой, а еще гороховый суп и борщ. Меня все устраивает, хотя вот младшеклассники хотят пиццу и гамбургеры».