«Когда ты сидишь на унитазе и на тебя смотрит 400 человек, процесс становится сакральным» Семь молодых театральных режиссеров
«Афиша» нашла семь молодых театральных режиссеров, которые в самое ближайшее время могут стать новыми большими звездами.
Андрей Шляпин

откуда взялся Окончил экспериментальный курс Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, на который не смогли поступить Денис Азаров и Женя Беркович. На курсе совместно обучались сценографы, режиссеры и актеры. Больше про Шляпина ничего не известно.
что сделал Показал на малой сцене Театра им. Моссовета совершенно небывалого «Дон Жуана», в котором лихо смонтировал тексты Пушкина, Мольера, Бальмонта и Гофмана. Ставит спектакли в Пензе, Норильске и Березняках.
чем интересен Подлинное достижение «Дон Жуана» — короткая роль 85-летнего Анатолия Адоскина, сделанный на пределе достоверности монолог о разочаровании прошлого века в будущем. Такого уровня взаимопонимание режиссера и актера при разнице в три поколения — феноменально. Не говоря о том, что сам по себе спектакль Шляпина хотя бы по замаху — самый убедительный дебют за последний год.
цитата «Российский театр находится в состоянии растерянности. И довольно давно — с тех пор как сняли идеологический ошейник и у многих стала замерзать шея. Театр осознает свою роль и значимость или находясь на службе у правящей идеологии, или борясь с ней».
«Дон Жуан. Версия», вс 24 февраля, 19.00, в Театре им. Моссовета
Юрий Квятковский

откуда взялся После окончания Школы-студии МХАТ, где ставил галлюциногенный мультимедийный «Хрустальный мир» по Пелевину, снимался в сериалах, работал в нескольких театрах и играл на басу в группе Dr. Lector — а потом поставил с друзьями хип-хоп-оперу «Копы в огне».
что сделал «Копы», комиксообразный самодеятельный хит про то, как коп Козульски и его команда борется со злодеем Джигурдамарисом, шагнули с театральной сцены в широкое медийное пространство — чего на территории России не случалось, смешно сказать, с «Юноны и Авось». На этой постановке вокруг Квятковского сформировалась команда актеров, музыкантов, художников и технологов, назвавшаяся Le Cirque de Charles la Tannes. Сейчас преподает в Школе-студии МХАТ, один из спектаклей, поставленных со студентами, — вербатим «Это тоже я», — вошел в репертуар «Практики».
чем интересен Квятковский способен привести в театр новую публику — людей, которые качают в сети свежих «Гриффинов», пересматривают советскую фантастику и играют в петанк в парке Горького. При этом язык режиссера развивается: от драм-машин, лазеров, видеопроекций и мультяшных мизансцен он постепенно движется в сторону актерского индивидуального выражения, чему свидетельством — активное использование вербатима.
цитата «Когда ты сидишь на унитазе один, ничего сакрального не происходит. А когда ты сидишь на унитазе, и на тебя при этом смотрит одновременно человек четыреста, процесс становится сакральным. Вот этот момент — ситуация публичности — мне сейчас особенно интересен».
«Копы в огне», пн 18 марта, в Театре им. Маяковского;
«Это тоже я», вт 19 февраля, 19.00, в Театре Школы-студии МХАТ им. Чехова; ср 20 февраля, 20.00, в «Практике»
Дмитрий Волкострелов

откуда взялся Петербургский режиссер-интеллектуал с московской пропиской. Окончил сначала МГУКИ по кафедре режиссуры и актерского мастерства, потом стал выпускником курса мэтра монументального психологического театра Льва Додина.
что сделал Основал в Петербурге независимое творческое объединение — театр Post, в рамках которого создал несколько транспортабельных экспериментальных спектаклей. Для пятиминутного «Солдата», поставленного в «Театр.doc», потребуется помещение с кухней и душевой кабиной и оплата дороги одного актера из Петербурга. Для спектакля «Я свободен» по пьесе из 535 фотографий нужны проектор, экран и режиссер, который зачитывает комментарии к снимкам (поставлены таким образом тексты востребованного драматурга Павла Пряжко). В прошлом году Волкострелов вместе с Семеном Александровским поставил восьмичасовую эпопею — «музей 16 пьес» — по фундаментальному опусу Марка Равенхилла о мире после 11 сентября «Shoot/Get Treasure/Repeat»; финал спектакля разыгрывается в фейсбуке.
чем интересен В каждой новой своей работе Волкострелов по-новому — все более широко — понимает театр: по сути, он создает объекты современного искусства на сцене, чем никто, кроме него, сегодня занимается.
цитата «Высокохудожественный психологический реализм на сцене для меня — как Гоген. То есть я способен это оценить, но предпочту пойти на выставку, к примеру, Кабакова. И Островского поставить сегодня тоже можно интересно, вопрос ведь не в том — что, а в том — как. Мысли все исходят из этой установки. Недавно, например, пришла такая абстрактная идея: мегапроект «В поисках утраченного времени» по Прусту — семь спектаклей за семь лет по семи книгам. Каждый год по спектаклю в течение семи лет. Погрузиться в это — и только этим заниматься».
«Я свободен», ср 6 марта, 19.00, в «Театр.doc», в рамках фестиваля «Золотая маска»
Денис Азаров

откуда взялся Получал диплом юриста, уже работая в «Новой опере» ассистентом режиссера, — а на момент поступления в ГИТИС на заочный курс уже поставил одну оперу. С тех пор женился и стал чаще появляться в рюмочной на Никитской.
что сделал Пока учился, занимался переводами титров спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» на три языка, организовал студию «Московский молодежный оперный дом», ставил спектакли в музыкальных и драматических театрах Москвы и провинции. На последнем курсе института послужной список пополнился участием в проекте «Транскрипция» на «Платформе» и ассистированием Серебренникову в постановках опер «Золотой петушок» в Большом театре и «American Lulu» в Берлине. Поставил в Камерном театре им. Бориса Покровского вокальный цикл советского неофольклориста Валерия Гаврилина «Русская тетрадь», с помощью серии пластических этюдов превратив его в монооперу.
чем интересен Метод Азарова — это не серебренниковский экшен, не хейфецевский бытовой реализм, не психологизм Женовача и не картонная поэзия Каменьковича. При этом в его спектаклях есть и экшен, и быт, и достоверность, и, условно говоря, картон. Умение работать с музыкальным материалом дает ему бонус в работе над драмой — и наоборот.
цитата «Вот есть реальность — я стою в пробке. А есть театр — преломленная реальность, где я показываю, как я стою в пробке. Это стояние в пробке на сцене становится художественным образом. И зритель в этот момент видит не саму пробку, а суть происходящего. Видит ее здесь и сейчас. В этом смысле театр мне кажется самым мощным инструментом воздействия на человеческое сознание».
«Елка у Ивановых». По пьесе А.Введенского. пт 15 марта, в «Гоголь-центре»; «Перезвоны». На музыку В.Гаврилина, во Дворце на Яузе; «Страсти». На музыку А.Маноцкова, на проекте «Платформа»
Женя Беркович

откуда взялась В 11 лет дала себе слово получить два высших образования, второе из которых должно быть непременно режиссерским. Оформив диплом театроведа-менеджера в Петербурге, поехала поступать в ГИТИС в мастерскую Крымова и Каменьковича, прошла все туры и в последний момент получила отказ (вместе с Денисом Азаровым). Напилась с горя в клубе Gogol’ (вместе с Денисом Азаровым). На следующий год поступила в Школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова. Спустя пять лет фамилии Азарова и Беркович появляются в афише одного и того же театра — только что открывшегося «Гоголь-центра».
что сделала Поставила спектакль «Жаворонок» по Жану Аную в МХТ, где суд над Жанной д’Арк становится метафорой отечественного правосудия, и оперу Сергея Невского «Autland», основанную на текстах и стихах аутистов, на «Платформе». Участвовала в драматургической мастерской в Можайской колонии для несовершеннолетних. Сочинила полудокументальный спектакль «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским».
чем интересна Беркович унаследовала у Кирилла Серебренникова отношение к пространству и времени — она похожим образом стремится его заполнять по возможности нетривиально: светом, видео, звуком, движением. Всего за год она прошла извилистый маршрут от политического спектакля через авангардную оперу к мелодраме — в Магнитогорске уже начаты репетиции спектакля по рассказу нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера «Поздняя любовь».
цитата «Зачем мне Магнитогорск? Вся прелесть в том, что ни Кирилл Семенович, ни критики этого спектакля не увидят. То есть — абсолютная свобода. В Москве я эту пьесу бы и не взяла. А там никто не осудит за прекрасный попсовый спектакль про любовь, старичков и холокост. И там никто не слышал слова «Волкострелов». Буду делать, что хочу. А если серьезно, то разница в том, что в Магнитогорске зрителям нужно увидеть, как на сцене рождается человек. А в Москве — как этот человек умирает».
«Русская красавица». По пьесе В.Ерофеева. сб 25 мая, в «Гоголь-центре»
Кирилл Вытоптов

откуда взялся Поступал в ГИТИС (курс Олега Кудряшова) с дипломом культурологического факультета Челябинской академии культуры и искусств и с опытом режиссерской работы в театральной студии «Манекен». Окончил ГИТИС уже обладателем «Золотой маски» — общей на весь Liquid Theatre, в спектакле которого Вытоптов участвовал как актер.
что сделал Засветился, наверное, во всех существующих режиссерских лабораториях и фестивалях, поставил несколько спектаклей в Москве и Петербурге. Участвовал в уникальном перформансе «Железнодорожная опера» на Киевском вокзале, основанном на вокзальном ритме. Для спектакля в театре «Современник» по роману современного сатирика Всеволода Бенигсена «Генацид. Деревенский анекдот» вместе с художницей Наной Абдрашитовой написал инсценировку и снял документальный мини-фильм про жителей отдаленных городов России — в качестве рабочего материала для актеров. На прошедшей «Территории» дебютировал в качестве режиссера современной оперы в «Снах Минотавра». Сейчас готовит со студентами курса Олега Кудряшова спектакль «Иуда» по Леониду Андрееву.
чем интересен Пытливость, эрудированность и работоспособность при полном отсутствии деструктивного начала в режиссуре — сочетание редкое. В отличие от Волкострелова, который способен оценить Гогена, но пойдет на Кабакова, Вытоптов относится с любопытством и пониманием к нонконформизму и авангарду, но уютнее чувствует себя на выставке, условно говоря, импрессионизма. Отсюда его режиссура — не исключающая применения современных технологий и тем, но в основе своей крепко держащаяся за все проверенное и надежное.
цитата «В Челябинске я занимался в студии театра «Манекен» — это студенческий театр под боком у профессионального. Уличного театра и клоунады мы хлебнули с лихвой. Очень люблю это до сих пор. Там был придуман фейк-фестиваль Goffman, где мы выдавали себя за коллективы из разных стран, делали экспресс-спектакли. Я был румынским режиссером Крылом Вытоптеску, даже ходил давать интервью на местное отделение «Серебряного дождя», соединив все штампы восточноевропейских акцентов».
«Генацид. Деревенский анекдот», сб 23 февраля, 19.00, в «Современнике»
Видас Барейкис

откуда взялся Приехал поступать в режиссерскую магистратуру Мейерхольдовского центра уже в качестве большой надежды литовского театра. Как всякий порядочный литовец, любит Хармса, Джима Кэрри и Кубрика. Играет в группах Suicide DJs и «Совсем по-другому».
что сделал Создал в Вильнюсе экспериментальное театральное объединение No Theatre, занимающееся арт-хулиганством, чем-то похожим на перформансы Курехина. В Москве поставил в качестве выпускного спектакля пьесу Александра Введенского «Елка у Ивановых», превратив его в исследование женского стремления к сцене: спектакль называется «Актрисы», играют в нем только женщины.
чем интересен Ученик Гинтараса Варнаса, одного из самых бескомпромиссных эстетов современного европейского театра, Барейкис перенял у учителя стремление к броской и чистой форме, статуарным мизансценам и холодным интонациям. При этом — никакой сентиментальности, только самоирония.
цитата «Мне повезло — в Литве у меня есть группа единомышленников, мы уже двигаемся вперед некоторое время, ведем дистанцированное исследование самих себя с правилами игры «театр». А в Москве очень чувствуется темп города, сложно спокойно заниматься своим делом. Хотя потребность в искусстве, в художнике здесь заметно больше».
«Актрисы», ср 17 апреля, в Центре им. Мейерхольда
- Джим Кэрри
- Юрий Квятковский
- Елка
- Серебряный Дождь
- Кирилл Серебренников
- Дмитрий Волкострелов
- Лев Додин
- Семен Александровский
- Сергей Невский
- Иосиф Бродский
- Кирилл Вытоптов
- Леонид Андреев
- Марк Равенхилл
- Анатолий Адоскин
- Павел Пряжко
- Театра им. Моссовета
- Олег Кудряшов
- Андрей Шляпин
- Валерий Гаврилин
- Видас Барейкис
- Всеволод Бенигсен
- Гинтарас Варнас
- Денис Азаров
- Дмитрий Крымов
- Евгений Каменькович
- Женя Беркович