Хвост виляет павлином
Бизнес-гуру в «Балчуге»
– Вот самец павлина. Он распустил свой хвост. Хвост огромный, шикарный. Вопрос: что думает самка? Может быть, она думает так: «Вот представитель моего вида. Он самец. У него офигительный хвост. Дай-ка я с ним размножусь!» Ну и что? Вы полагаете, она действительно так думает? Ха. Как бы не так! Я расскажу вам, я знаю. Я читал Дарвина. На самом деле ее мысли такие: «Передо мной самец. Живой. Хвост у него большой. Тяжелый, наверное. Как он ходит-то с ним? С ума сойти. Парень даже повернуться толком не может. А если лиса? Я-то убегу, а этот… Странно, что он вообще до сих пор жив. Такой неуклюжий, с хвостищем… Да, но… но он выжил! Значит… Значит, у него очень хорошие гены!..»
Я сижу на бизнес-семинаре. Шведский экономист Йонас Риддерстроле рассказывает про самку павлина.
– Так вот, – продолжает он свою мысль, – есть компании, о которых можно сказать, что они находятся в хорошей спортивной форме. А есть компании, про которые можно сказать, что они сексуальны…
Риддерстроле носит черный кожаный кафтан и большой перстень. Не удивлюсь, если он брал уроки сценического движения. Он чисто бреет голову и умеет как-то так управлять мышцами своего мягкого чухонского лица, что выглядит внушительно и даже графично. Профессор Стокгольмской школы экономики – для такого мужчины это слишком унылое определение. «Называйте меня просто – гуру».
В последнее время я постоянно натыкаюсь на две аббревиатуры: EBITDA и MBA. Все менеджеры страшно любят к месту и не к месту поминать EBITDA – это у них такой юмор. MBA – это то, чем каждый менеджер либо является, либо мечтает стать: дипломированный мастер бизнес-администрирования. Все MBA знают следующие имена: Портер, Котлер, Питерс, Тромпенарс. Право приватного ланча с каждым из них стоит немалые тысячи; тариф у каждого гуру свой. Прямо вслед за ними в рейтинге бизнес-гуру (International Guru League) с недавних пор значатся имена двух шведов: Й.Риддерстроле и К.Нордстрем. Они вместе написали книгу – «Бизнес в стиле фанк»; книга стала мировым бестселлером. Из магазина «Москва» последние пять экземпляров, как выяснилось, украли враги. То есть действительно – украли. Это, в общем, комплимент. Одного из новых светил пригласили провести семинар в Москве, в «Балчуге». Приглашающая сторона – Российская ассоциация маркетинга, исполнительный директор Андрей Калибердин.
– А почему вы выбрали именно Риддерстроле?
– А за внешность! – честно отвечает Калибердин.
Йонасу Риддерстроле 37 лет (автору «Основ маркетинга» Филипу Котлеру – 92). Риддерстроле умеет сидеть в позе лотоса, фотографируется так для плакатов. За затылком опрокинутый полумесяц – такой вот он весь дьявольски продвинутый. В общем, поп-звезда. Во время лекции демонстрирует CD, на котором Папа римский Иоанн Павел Второй исполняет рэп, и слайд с чудесным портретом своей жены. Рассказывает анекдоты про финнов. Постоянно употребляет понятия «уровень энергии компании», «эмпатия», «сексапильность». Его профессия – придумывать броские термины: к примеру, «караоке-капитализм» – так он называет бизнес по отработанным схемам. Это может быть эффективно, но, насколько я поняла, не круто. Круто – бизнес в стиле фанк.
– Скажите, – говорит он, – можете ли вы, вот вы, вы лично! Можете ли вы заставить ваших клиентов вытатуировать на плече логотип вашей компании? А? А вы? Нет? В самом деле? А у Harley–Davidson с этим нет проблем!
Справа от меня – два дяди в светлых костюмах, без галстуков. Слева – строгая немного прыщавая девушка. На каждом пальце у нее по обручальному колечку – десять штук. Впереди – блондин с красивой загорелой шеей. У него звонит телефон, блондин полчаса бубнит про какие-то акты передачи. Оборачивается – на нем очки для дальнозоркости.
– Власть переходит от тех, кто следует правилам, – говорит Риддерстроле, – к тем, кто нарушает и создает их. Успешные бизнес-модели строятся на временных монополиях. Вот хотя бы «лунная походка» Майкла Джексона: это была временная монополия. Хотите совершить прорыв в бизнесе, придумайте свою «лунную походку». Главное – привлекать творцов!
На обед с бизнес-гуру (тридцать тысяч рублей, включая НДС) никто, кажется, не разорился. Но вообще-то, зал был полон, аншлаг. «Россия, – сказал потом Риддерстроле, – очень фанкстерская страна».
– Как будто с утра сходила в театр! – призналась дама из «Ингосстраха», когда объявили перерыв на кофе с шампанским.