Промзоны Москвы Что можно увидеть на московских заводах сейчас, и как они могут измениться в будущем
Два дня на «Стрелке» девелоперы и архитекторы, чиновники и блогеры обсуждали будущее московских промзон и иностранный опыт их превращения в парки и модные районы. «Афиша» поприсутствовала на разговорах и записала самые интересные мнения.
На прошлой неделе в институте «Стрелка» эксперты собрались обсуждать будущее промзон. Встречи проходили в рамках серии открытых дискуссий под общим названием «Время решить», и в этот раз вопрос был сформулирован так: «Какими мы хотим видеть промзоны Москвы?» К разговору пригласили специалистов из России — девелоперов, архитекторов, градостроителей, приняли участие в обсуждении и московские чиновники, и иностранные эксперты — немецкий ландшафтный архитектор и специалист по развитию промзон из Бруклина.
Озвученные — в том числе и публикой — ответы варьировались: от вполне ожидаемых «благоустроенными», «с новыми функциями», «зелеными» до «лучше ничего не менять, мы там играем в экстремальные городские игры». «Афиша» записала самые интересные точки зрения на проблемы развития промышленных зон.
Андрей Шаронов
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики
«Когда нам говорят, что необходимо выводить промышленные зоны из Москвы, мы должны понимать, что в значительной степени это частная собственность. А частный собственник, если он находится в рамках земельного, экологического и налогового законодательства, решает сам, выходить ему из города или нет. Город может повлиять на это, но имеет ограниченное число инструментов. Очень серьезный инструмент — экологические ограничения, и когда его можно применить, он действительно может вытолкнуть предприятие из Москвы. Но город хочет зарабатывать на промышленности, получая налоги, а не субсидировать ее переезд. И проекты вывода промышленности должны генерировать источники финансирования внутри себя. На освобождающихся местах должны возникать новые источники налогов, которые позволят окупить сам переезд и создать жизнеспособную экономику на прежнем месте. Я допускаю мысль о том, что замена убитого производства на привлекательный парк может создать рабочие места и экономическую активность, но мы еще ментально не готовы к этому. Этому мы должны еще научиться — и смелее идти на то, чтобы не модернизировать завод, а на его месте создавать парк или современное учебное заведение».
Всеволод Чуванов
Блогер, фотограф
«Заводы умирают в несколько этапов. Сначала их кто-то покупает — либо их забрасывают. Потом приезжают непонятные работники и начинают срезать металл. В итоге каркас годами стоит никому не нужный, потому что с этим ничего нельзя сделать, только снести. Туда есть относительно свободный доступ, их используют игровые проекты — «Ночной дозор», Encounter. ЗИЛ визуально выглядит хорошо, хотя по окраинам пришел в запустение, туда легко попасть — несмотря на то что производство сохранилось, пусть и в малых объемах. В литейном цеху остались две из четырех или пяти литейных печей, они практически ничего не делают, но за ними следят, потому что остановка печей приводит к поломке. В промзоне в районе Ходынского поля находятся три авиационных завода: «Ил», «Сухой» и «МиГ». Зона «МиГа» более-менее живая, но окраины постепенно приходят в упадок. Единственные действующие цеха — сборочные. Когда мы ходили там, мы могли посмотреть всю документацию, увидеть, сколько работников там числится. Пыльные самолеты медленно дожидаются своей очереди, чтобы их переделали, разобрали или восстановили. Завод «Серп и молот» уже практически полностью разрушен, некоторые цеха стоят без крыш, но в полуразрушенных цехах еще кто-то работает. Но в целом мы не видели в промзонах каких-либо изменений к лучшему за три года — все стало только хуже».
«Почему-то все считают, что крупные города мира остались без промышленности, но это не так»
Наталья Чернышова
Старший научный сотрудник Института Генплана Москвы
«Почему-то все считают, что крупные города мира остались без промышленности, но это не так: около десяти процентов территорий крупнейших городов являются производственными. В Москве термин «промышленные зоны» появился в
Питер Латц
Архитектор, глава бюро LATZ + PARTNER
«Территории, когда-то принадлежавшие промышленным предприятиям, с уходом индустриальной эпохи стали синонимом упадка. Раньше тяжелая промышленность, очистные сооружения, захоронения отходов провоцировали переселение из мест, непригодных для проживания. Но Новый Париж, Новая Москва более невозможны, и мы приходим к другому пониманию города. Брошенная инфраструктура должна быть гуманизирована, эти территории должны быть открытыми для публичного использования — на них с помощью дизайна можно будет исправить многие плохие ситуации в городе. На площади около сорока пяти гектаров недалеко от центра Турина располагался автозавод, но еще в конце
«Мы привозили старый кирпич огромными палетами из Ярославля, Костромы, Питера и восстанавливали перегородки, стены, чтобы сохранить атмосферу»
Александр Подусков
Директор по продажам KR Properties
«Даниловская мануфактура, построенная в середине XIX — начале XX века, бывшая текстильная мануфактура, с тех пор успела побыть и самым крупным вьетнамским рынком, и книжной ярмаркой. Потом мы поняли, что это должно быть творческое пространство: множество улочек, переходов, арочек, интересных помещений — архитектура уникальная. Территория — почти 80 гектар, 106 тысяч квадратных метров, и сложно найти другой такой объект в Москве — с полным сохранением фасадов, общей концепции, в какой он был построен
Элизабет Димитриу
Заместитель директора Корпорации развития Юго-Западного Бруклина (SBIDC)
«Корпорация развития Юго-Западного Бруклина — это некоммерческая организация с бюджетом меньше миллиона долларов и всего девятью постоянными сотрудниками. Одна из наших главных задач — продвижение индустриальных зон Юго-Западного Бруклина по программе, которая была создана Майклом Блумбергом в 2005 году. Она предлагает льготы тем, кто инвестирует в здания, и предпринимателям, которые в них переезжают. Среди них — Red Hook, это район Бруклина, который до середины ХХ века был крупным торговым портом, но сегодня нуждается в восстановлении. В 1954 году построили экспресс-дорогу «Бруклин-Квинс», которая отрезала Red Hook от остальной части Бруклина. Несколько факторов помогали нам оживить этот район. Один из них — выставки местных художников. Это галерея Флоренс Нил, музей Waterfront. Наша организация выделяет небольшие гранты на первоначальную реставрацию зданий — в обмен на то, что в них будут интересные нам проекты, которые помогут оживить район. Кроме того, существует несколько программ налоговых льгот для тех, кто открывает небольшие производства или магазины, и если работодатель нанимает местных жителей, то он тоже получает доступ к льготам. Потребовалось десять лет на то, чтобы Red Hook стал живым и интересным районом. Конечно, это могло бы случиться и раньше, но тогда он был бы одной большой стройкой, а мы стремимся сохранять старые здания и использовать их повторно, что порождает ограничения, на которые готов пойти не каждый. Но мы стремились сохранить баланс между старым и новым, промышленностью и искусством, производством и жильем».