Промзоны Москвы Что можно увидеть на московских заводах сейчас, и как они могут измениться в будущем
Два дня на «Стрелке» девелоперы и архитекторы, чиновники и блогеры обсуждали будущее московских промзон и иностранный опыт их превращения в парки и модные районы. «Афиша» поприсутствовала на разговорах и записала самые интересные мнения.
На прошлой неделе в институте «Стрелка» эксперты собрались обсуждать будущее промзон. Встречи проходили в рамках серии открытых дискуссий под общим названием «Время решить», и в этот раз вопрос был сформулирован так: «Какими мы хотим видеть промзоны Москвы?» К разговору пригласили специалистов из России — девелоперов, архитекторов, градостроителей, приняли участие в обсуждении и московские чиновники, и иностранные эксперты — немецкий ландшафтный архитектор и специалист по развитию промзон из Бруклина.
Озвученные — в том числе и публикой — ответы варьировались: от вполне ожидаемых «благоустроенными», «с новыми функциями», «зелеными» до «лучше ничего не менять, мы там играем в экстремальные городские игры». «Афиша» записала самые интересные точки зрения на проблемы развития промышленных зон.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/5/0a/50ad9d3fa9e24a68b79a347d64e14d11.jpg)
Андрей Шаронов
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики
«Когда нам говорят, что необходимо выводить промышленные зоны из Москвы, мы должны понимать, что в значительной степени это частная собственность. А частный собственник, если он находится в рамках земельного, экологического и налогового законодательства, решает сам, выходить ему из города или нет. Город может повлиять на это, но имеет ограниченное число инструментов. Очень серьезный инструмент — экологические ограничения, и когда его можно применить, он действительно может вытолкнуть предприятие из Москвы. Но город хочет зарабатывать на промышленности, получая налоги, а не субсидировать ее переезд. И проекты вывода промышленности должны генерировать источники финансирования внутри себя. На освобождающихся местах должны возникать новые источники налогов, которые позволят окупить сам переезд и создать жизнеспособную экономику на прежнем месте. Я допускаю мысль о том, что замена убитого производства на привлекательный парк может создать рабочие места и экономическую активность, но мы еще ментально не готовы к этому. Этому мы должны еще научиться — и смелее идти на то, чтобы не модернизировать завод, а на его месте создавать парк или современное учебное заведение».
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/4/91/491ff897033a481197b2abd17c45e34d.jpg)
Всеволод Чуванов
Блогер, фотограф
«Заводы умирают в несколько этапов. Сначала их кто-то покупает — либо их забрасывают. Потом приезжают непонятные работники и начинают срезать металл. В итоге каркас годами стоит никому не нужный, потому что с этим ничего нельзя сделать, только снести. Туда есть относительно свободный доступ, их используют игровые проекты — «Ночной дозор», Encounter. ЗИЛ визуально выглядит хорошо, хотя по окраинам пришел в запустение, туда легко попасть — несмотря на то что производство сохранилось, пусть и в малых объемах. В литейном цеху остались две из четырех или пяти литейных печей, они практически ничего не делают, но за ними следят, потому что остановка печей приводит к поломке. В промзоне в районе Ходынского поля находятся три авиационных завода: «Ил», «Сухой» и «МиГ». Зона «МиГа» более-менее живая, но окраины постепенно приходят в упадок. Единственные действующие цеха — сборочные. Когда мы ходили там, мы могли посмотреть всю документацию, увидеть, сколько работников там числится. Пыльные самолеты медленно дожидаются своей очереди, чтобы их переделали, разобрали или восстановили. Завод «Серп и молот» уже практически полностью разрушен, некоторые цеха стоят без крыш, но в полуразрушенных цехах еще кто-то работает. Но в целом мы не видели в промзонах каких-либо изменений к лучшему за три года — все стало только хуже».
«Почему-то все считают, что крупные города мира остались без промышленности, но это не так»
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/9/f4/9f4e5a2905f940e48e9b54086205c586.jpg)
Наталья Чернышова
Старший научный сотрудник Института Генплана Москвы
«Почему-то все считают, что крупные города мира остались без промышленности, но это не так: около десяти процентов территорий крупнейших городов являются производственными. В Москве термин «промышленные зоны» появился в
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/4/53/4538e57f6cfc4d1b87d4f0706069889a.jpg)
Питер Латц
Архитектор, глава бюро LATZ + PARTNER
«Территории, когда-то принадлежавшие промышленным предприятиям, с уходом индустриальной эпохи стали синонимом упадка. Раньше тяжелая промышленность, очистные сооружения, захоронения отходов провоцировали переселение из мест, непригодных для проживания. Но Новый Париж, Новая Москва более невозможны, и мы приходим к другому пониманию города. Брошенная инфраструктура должна быть гуманизирована, эти территории должны быть открытыми для публичного использования — на них с помощью дизайна можно будет исправить многие плохие ситуации в городе. На площади около сорока пяти гектаров недалеко от центра Турина располагался автозавод, но еще в конце
«Мы привозили старый кирпич огромными палетами из Ярославля, Костромы, Питера и восстанавливали перегородки, стены, чтобы сохранить атмосферу»
![](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/d/69/d69d771d4a564927993e5e8f860b8342.jpg)
Александр Подусков
Директор по продажам KR Properties
«Даниловская мануфактура, построенная в середине XIX — начале XX века, бывшая текстильная мануфактура, с тех пор успела побыть и самым крупным вьетнамским рынком, и книжной ярмаркой. Потом мы поняли, что это должно быть творческое пространство: множество улочек, переходов, арочек, интересных помещений — архитектура уникальная. Территория — почти 80 гектар, 106 тысяч квадратных метров, и сложно найти другой такой объект в Москве — с полным сохранением фасадов, общей концепции, в какой он был построен
![](/uploads/images/2/70/2709f0d71c234069bcf5f5cf40a6859b.gif)
Элизабет Димитриу
Заместитель директора Корпорации развития Юго-Западного Бруклина (SBIDC)
«Корпорация развития Юго-Западного Бруклина — это некоммерческая организация с бюджетом меньше миллиона долларов и всего девятью постоянными сотрудниками. Одна из наших главных задач — продвижение индустриальных зон Юго-Западного Бруклина по программе, которая была создана Майклом Блумбергом в 2005 году. Она предлагает льготы тем, кто инвестирует в здания, и предпринимателям, которые в них переезжают. Среди них — Red Hook, это район Бруклина, который до середины ХХ века был крупным торговым портом, но сегодня нуждается в восстановлении. В 1954 году построили экспресс-дорогу «Бруклин-Квинс», которая отрезала Red Hook от остальной части Бруклина. Несколько факторов помогали нам оживить этот район. Один из них — выставки местных художников. Это галерея Флоренс Нил, музей Waterfront. Наша организация выделяет небольшие гранты на первоначальную реставрацию зданий — в обмен на то, что в них будут интересные нам проекты, которые помогут оживить район. Кроме того, существует несколько программ налоговых льгот для тех, кто открывает небольшие производства или магазины, и если работодатель нанимает местных жителей, то он тоже получает доступ к льготам. Потребовалось десять лет на то, чтобы Red Hook стал живым и интересным районом. Конечно, это могло бы случиться и раньше, но тогда он был бы одной большой стройкой, а мы стремимся сохранять старые здания и использовать их повторно, что порождает ограничения, на которые готов пойти не каждый. Но мы стремились сохранить баланс между старым и новым, промышленностью и искусством, производством и жильем».