перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Овербукинг на авиарейсах

архив

Даже если билет у вас в кармане, шанс не попасть на рейс сохраняется — компании продают билетов больше, чем мест в салонах. Из сложившейся ситуации можно извлечь некоторую выгоду (бесплатный билет или деньги). У иных путешественников это превратилось в вид спорта — снять с нерадивой авиакомпании по максимуму.

01) Что такое овербукинг?

Буквально — избыточное бронирование, продажа авиакомпаниями заведомо большего числа билетов, чем мест в самолете. Многие пассажиры, имея на руках купленный по самому низкому тарифу

билет, без предупреждения не являются на рейсы: во-первых, самые дешевые билеты не имеет смысла сдавать — их стоимость не возмещается, во-вторых, билет в оба конца иногда дешевле билета в одну сторону — и один из рейсов остается неиспользованным. Чтобы не гонять самолеты пустыми, компании на всякий случай продают билетов больше, чем сидений в кабине, — вот почему у стойки регистрации иногда желающих улететь оказывается больше, чем может вместить в себя самолет. (Частный случай овербукинга называется downgrading — когда из-за избыточного бронирования, например, бизнес-класса, некоторые его пассажиры вынуждены лететь экономическим.)

В подобных случаях служащие авиакомпании ищут добровольцев, которые могут дождаться следующего вылета в обмен на различные бонусы. Если таковые не находятся (или их находится недостаточно), отказывают в посадке на рейс зарегистрировавшимся в последнюю очередь.

02) Компенсации

Разумеется, подобная практика для перевозчика не остается безнаказанной: если вы против своей воли не попадаете на борт, вам положена компенсация. Сумма ее зависит от того, насколько долго вы просидите в аэропорту до следующего рейса, а также от расстояния до места назначения.

    •    Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории ЕС, компенсации следующие: для

полетов на расстояние до 1 500 км — 125 евро, если задержка в аэропорту меньше 2 часов, и 250 евро, если больше; 1 500–3 500 км — 200 евро, если задержка меньше 3 часов, и 400 евро, если больше; и наконец, 300 евро для полетов на расстояние более 3 500 км, если задержка меньше 4 часов, и 600 евро в случае более длительного ожидания.

    •    В случае понижения класса обслуживания в ЕС при полетах до 1 500 км вам обязаны вернуть 25% стоимости билета, 1 500– 3 500 км — 50, более 3 500 км — все 75%.

    •    В США законодательство более либерально по отношению к авиакомпаниям: если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация вообще не полагается, если длится менее 2 часов (для международных полетов — до 4 часов), вам должны выплатить $200, в прочих случаях вы получаете $400.

    •    Разумеется, выплатив компенсацию, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом, кроме того, вы можете просто потребовать назад деньги за билет или — при рейсе с пересадкой — вернуться к месту начала путешествия. Также требуйте оплату связи, талоны на еду и — при длительной задержке — бесплатный номер в гостинице.

03) Как извлечь выгоду из овербукинга

Ситуацию с овербукингом легко обернуть в свою пользу: добровольно отказавшись от посадки, можно получить даже больше, чем стандартную компенсацию.

    •    Выбирайте популярные направления и в самый горячий сезон. Желательно, чтобы в этот день рейсов по данному направлению было несколько, тогда на ваш самолет будут сажать непоместившихся пассажиров с предыдущих рейсов — и вероятность овербукинга каждого последующего вылета будет возрастать. А у вас появится возможность промахнуться мимо нескольких рейсов за один день, получая бонусы за каждый.

    •    Приходите на регистрацию раньше всех и сразу просите включить вас первым в список добровольцев, отказывающихся от посадки в случае овербукинга.

    •    Когда придет час расплаты, торгуйтесь. Требуйте, чтобы вам выдали ваучер на премиальный полет, причем на большую сумму, чем компенсация за задержку — компании выгодней расплатиться с вами собственным же билетом, нежели живыми деньгами. Другой приятный бонус — повышение класса обслуживания.

    •    Заранее договаривайтесь о бесплатном питании, телефонных звонках и гостинице, если она требуется, — в случае вашего добровольного отказа от полета у авиакомпании нет перед вами никаких обязательств.

Теги
Ошибка в тексте
Отправить