перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сумма. Слишком человеческое

архив

Емкое слово: «офф-лайн». «Я с ней пообщался офф-лайн» – может означать, что я в нее влюбился с первого взгляда, или что я ее изнасиловал сзади, или что ее машина сбила меня, когда я переходил улицу в неположенном месте, – а если в положенном месте, тогда тоже может означать. Но главное, мы встретились – вот что важней всего. 18 мая у первого всемирного он-лайнового фестиваля «read_me 1.2» начинается офф-лайновый этап. Конкурс «художественного software» закончен; из массы присланных работ выбраны восемь финалистов. Финалистов первого всемирного можно будет увидеть воочию: скрывающихся за псевдонимами mez breeze из Австрии, LAN из Швейцарии, CooLer из России, а также Eldar Karhalev/Ivan Khimin оттуда же, и еще пятерых – если за премиями в 500, 400 и 300 у.е. они явятся офф-лайново в 17.00 18 мая. Не явятся, так пожалуйста: 60 минут, отведенные двухдневным фестивалем для победителей конкурса, есть чем занять. Либо кураторы Ольга Горюнова и Алексей Шульгин станут подольше объяснять, что же такое «художественный software» (16.15-17.00), либо барселонцу RetroYou уделят лишнюю минутку (18.00-19.00), либо Гебхард Зендмюллер, ухитрившийся записывать видео на виниловые диски, начнет свой сет (19.00-21.00) пораньше. В любом случае мы ничего не потеряем. Мы ничего не потеряли бы также, если б каждый из двух дней первого всемирного был отведен для одного автора, а не для дюжины. Для low-tech Зендмюллера, недоумевающего, зачем нам корень квадратный из стозначного числа за секунду, – или же психоделики RetroYou (в миру Жуан Леандре), оборот за оборотом описывающего головокружение компьютерного игрока, перешедшего на новый уровень: вот побежали цветастые кубики перед глазами, а вот за ними взлетели слоники, обычно сливающиеся в цветную рябь на экране. Или RTMark (тем более если из RTMark приедет тот самый, кто на бизнес-конференции в Тампере показывал бизнесменам метровый золотой член с датчиками и объяснял, как принимать сигналы от подчиненных через копчик). Может, было бы даже убедительнее услышать два раза, а не двадцать раз, одно и то же: что не только «пользователь» что-то пользует, но и обратное тоже верно. А также – что личная независимость возможна даже в пространстве двоичного кода, и что она-то и называется художественным софтом.

Куда менее емкое слово в именовании фестиваля – «первый». Боюсь, в нем не подразумевается даже места для «второго». Обалдевшее от своих кураторов госмузейное РОСИЗО, устроитель фестиваля, придя в себя, наверняка поднимет вопрос: а что это за искусство такое мы выставляем? И, боюсь, поднимет его не без успеха. Не оглянется ни на линцский ArsElectronica, ни на берлинский Transmediale. Ведь пока никто толком не может определить, что такое «художественное программное обеспечение»: взлом ради смеха коммерческих программ или искусство всерьез? Шутка программистов или долгожданная реакция художников, в эпоху тотальной репродукции чего угодно нашедших-таки пространство для творчества? Заезжие сетевые анархисты из RTMark, поставившие на уши уже не одну корпорацию, или повсеместно зреющее умонастроение, после которого Пикассо станет выставляться не в собственном музейном зале, а в зале производителя холста или красок?

Ошибка в тексте
Отправить