Алексей Бродович Дизайнеры и фотографы об одном из главных арт-директоров в истории
В «Гараже» открылась выставка работ русского эмигранта и пионера американского дизайна, придумавшего, как должны выглядеть обложка и визуальное содержимое глянцевого журнала. «Афиша» собрала высказывания о Бродовиче.
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x128/daily.afisha.ru/uploads/images/9/7b/97b1d4a25a754099a3a51483834e83cd.jpg)
Алексей Бродович
русский эмигрант (которого в Штатах считают пионером американского дизайна), начинавший оформителем дягилевских балетов и ставший самым знаменитым арт-директором на свете в американском Harper’s Bazaar.
![Юджин Смит. Harper’s Bazaar, август 1950](https://s2.afisha.net/MediaStorage/b4fd8edea02543ebbc84cc1a50c1.jpg)
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/8/90/8906dac61f5344919bd2de6208afe8be.jpg)
Ирвинг Пенн
Фотограф
«Меня часто спрашивают, как удалось Бродовичу стать любопытным, выдающимся человеком, который мог взрастить семена таланта даже в тех людях, которые не знали, что они у них есть. У него получалось так часто и на протяжении столь долгого срока, что просто удачей это объяснить нельзя. Но лично я так и не понял процесс, который он смог запускал снова и снова в самых разных учениках. Должен сказать, Бродович сильно отличался от моего представления о великом учителе. Он редко хвалил, мало заботился о человеческих чувствах, демонстрировал лишь поверхностный энтузиазм по отношению к прорывам в росте и достижениях своих учеников. Атмосфера вокруг него никогда не была легкой и теплой, там не было места веселости; студенты не имели право решать финансовые проблемы, лечить расстройства желудка или вести личную жизнь. Но в этих строгих и недружелюбных условиях, когда студенту каким-то образом удавалось совершить прорыв, Бродович хмуро, даже нехотя, давал понять, что было сделано что-то выдающееся. И казалось, что сама редкость его одобрения придавала глубокое значение и важность достижениям, которые трудно описать кому-либо, кто их не почувствовал на себе».
![Гьен Мили. Harper’s Bazaar, август 1959](https://s5.afisha.net/MediaStorage/fb14871c48c147d99443067613bd.jpg)
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/6/46/646234cd98984b3f988f460fc4d5e912.jpg)
Боб Като
Дизайнер
«Бродовичу нравился журнал Time, его краткий, компактный редакторский стиль: «как скоропись», так он выразился. Журнал Life был для Бродовича утопией. Когда журнал доставляли в его квартиру, он меня приглашал пододвинуть стул и вместе с ним его пролистать. Он ничуть не скрывал уважения к фотографам Life. Я помню, что он почти ничего не говорил, листая журнал, но делал много жестов руками, кряхтел и шумно вдыхал воздух. Он жаждал приложить руку к большим, широким страницам. Жаль, он так этого и не сделал. Life и Бродович вместе могли бы делать отличную журналистику. Также, насколько я помню, Бродович придумал термин «графический журнализм». Термин точно описывал его. Он был его персонификацией. «Графический репортер», человек, который, как он говорил, «держал руку на пульсе времени».
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/9/7b/97b69c0eabc245aaa10bdab42186e5d5.jpg)
Ричард Аведон
Фотограф
«Он был гением, и с ним было сложно. Это сейчас с ним все просто. Нужно оказывать ему почести, которые он так ненавидел при жизни и от которых он теперь не может отказаться. Он был моим единственным учителем. Я многому научился благодаря его нетерпеливости, высокомерию, недовольству».
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/6/b8/6b883c39b7b348ad87020437018ba89e.jpg)
Илья Рудерман
Арт-директор РИА «Новости»
«Алексей Бродович — это секретный источник всего современного искусства — от графического дизайна и современной рекламы, через издательскую деятельность, моду и лайфстайл-журналы к дизайн-образованию и промотированию профессии. Мое персональное знакомство началось с номера журнала «Портфолио», найденного в библиотеке Королевской академии искусств в Гааге. Там, в первом номере за 1950 год, Бродович продемонстрировал шрифт, аналоги которого стали появляться лишь спустя 20 лет, да что там — этот шрифт (Al-bro alphabeth) и до сих пор выглядит вполне современным. Фактически Бродович был первым в целой куче вещей: он — родоначальник глянца и, отчасти, лайфстайла в журналах, он — пионер рекламы, видоизменивший индустрию своими работами; он — экспериментатор в шрифтовой графике, в чем-то опередивший свое время; он — начало нового дизайн-образования. Он даже предвестник дизайн-периодики. Мы не можем себе представить, как это было — чем был дизайн в те времена, но мы точно своими сегодняшними позициями отчасти обязаны Алексею Бродовичу, знаем мы об этом или нет».
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/3/43/3437832cc2d941668276c0b23523322d.jpg)
Максим Никаноров
Арт-директор журнала Esquire
«Я на самом деле не так давно узнал о Бродовиче — все в интернете посмотрел. Могу сказать, что это был переворот в женской глянцевой журналистике — ну просто невероятная какая-то штука. Подписываюсь совершенно под словами о том, что Бродович совершил переворот и с собой его забрал. Последователей у него не оказалось, но это и не нужно. Да, он повлиял на людей в профессии, и вовсе не надо было продолжать делать так, как он делал. Просто он показал, что можно делать вот так, а еще вот так. Боюсь, что таких журналов, каким был его Harper’s Bazaar, сейчас нет, потому что у нас нет никакого стандарта, никакой революции — дизайнерской, я имею в виду, революции. И вообще все как-то застыло… Я даже думаю, что с тех пор, как ушел Бродович, не появился никто, не случилось ничего. Одна надежда только: вот сейчас достанет все это кого-то окончательно и он снова покажет всем, как надо делать журналы».
![Герберт Мэттер. Harper’s Bazaar, сентябрь 1943](https://s4.afisha.net/MediaStorage/340d08144ab34390826ab52e8f2a.jpg)
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c80x80/daily.afisha.ru/uploads/images/1/0b/10b18a1c9b6e4f56bfca6a73a452bace.jpg)
Дмитрий Барбанель
Арт-директор
«Бродович — это человек, которым я, конечно, сильно горжусь. Он сделал какую-то революцию в понимании пластики журнального листа, в работе с фоткой, со шрифтом. В чем вся фигня, я сказать не сумею, получатся какие-то общие фразы, и не будет в них человеческой натуры. Лучше я расскажу, как несколько лет назад я должен был будто делать русский Harper’s Bazaar с оглядкой на Бродовича. И я замерял его историю, сравнивал 30–40-е годы и 50–60-е. Пытался понять, хотя бы на уровне размерности, что было главным. Помню, мы пытались сделать его таким же мягким на уровне бумаги, на уровне ощущений от листания. В те времена же Harper’s Bazaar был не таким толстым и плотным, а таким, как «Огонек». И все эти попытки приблизиться были поклоном Бродовичу. Без копирования, но на уровне предложения, мол, я вот так вижу то, что делал он. Это был единственный в моей жизни случай, когда мне удалось долго покопаться в архивах Bazaar, — полюбопытствовать, кто ж такой этот Бородович. Стоит сказать, что дело это американцы нам зарубили, а через полгода выпустили именно такой Harper’s Bazaar, какой хотели сделать мы. И понятно, что это был не нам, русским пацанам, респект, а Бродовичу, конечно».
Выставка «Алексей Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar» открыта в центре «Гараж» до 25 ноября.