Новый облик городских объектов Фирменные стили «Сокольников» и «Эрмитажа» и концепции развития «Дома Мельникова» и парка Горького
На этой неделе Парк Горького и будущий музей в Доме Мельникова показали свои концепции будущего развития, а «Сокольники» и сад «Эрмитаж» — примеры новых фирменных стилей. «Афиша» рассказывает, как дизайнеры и архитекторы предлагают улучшать городские пространства.
Фирменный стиль сада «Эрмитаж»
Над фирменным стилем сада работала «Студия Артемия Лебедева», она же разрабатывала айдентику для парка Горького (которая, несмотря на небольшой скандал, кое-где в парке все же используется). Основа — логотип, нарисованный в духе модерна (по мнению дизайнеров, наиболее исторически близком парку стиле — сад открыли в конце XIX века), у которого есть несколько версий. В зависимости от того, по какому поводу логотип будет применяться — кафе, летний кинотеатр, музыкальные фестивали, каток, новый театральный сезон — на нем будут разные изображения: чашки кофе, лев — символ Metro-Goldwyn-Mayer, валторна, коньки, театральные маски и т.д. Есть в проекте фирменного стиля и информационные таблички в виде бутонов, которые будут как бы расти из земли и пояснять, что перед посетителем, например, бюст Виктора Гюго. Логотип, по словам пресс-службы парка, уже используется в официальных документах, в ближайшее время будет использоваться на афишах (если владельцы кафе будут не против, то и на их поверхностях), а позже — и на сувенирной продукции. Так, «Студия Артемия Лебедева» предлагает наносить изображение бутона, например, на ручки. Месяц назад у сада (согласно все тому же фирменному стилю) обновился сайт (который до этого был неудобным и некрасивым) — теперь он выглядит так.
Новая концепция развития парка Горького
В парке Горького, где, казалось бы, и так уже все идеально, должно скоро стать еще лучше: администрация показала всем новую концепцию развития парка, разработанную британской компанией LDA Design (среди ее проектов — Олимпийский парк в Лондоне и реновация Центрального парка в Нью-Йорке в 90-х годах). Согласно проекту, набережная будет фактически объединять Воробьевы горы, парк Горького, «Музеон», «Красный Октябрь», храм Христа Спасителя, Третьяковскую галерею, Кремль и Зарядье, станет одним большим прогулочным пространством длиной в десять километров с пятью причалами. В парке перераспределят зоны активности, так что посетители будут расходиться по территории равномерно, лужаек и газонов станет в три раза больше, вместо одного центрального входа и нескольких не самых очевидных появятся девять одинаково заметных и используемых. Кроме этого — новые пешеходные дорожки, сокращение площади асфальта на 30%, снос некоторых капитальных построек (и уменьшение количества временных) и зонирование: так, после реконструкции, посетителю станет ясно, когда он находится в зоне активного отдыха, когда — в променадной, а когда заходит на усадьбу Голицыных или Орловых. За разработку этой концепции Департамент культуры заплатил LDA Design 210000 долларов. Закончить работы чиновники планируют к 2016 году.
Фирменный стиль парка «Сокольники»
В «Сокольниках» все пока не так определенно, как в «Эрмитаже», тут конкурс сами не заказывали: студенты Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова предложили идею сами. В итоге из нескольких десятков проектов фирменного стиля после голосования экспертов (сотрудники парка и «Мосгорпарка», арт-директор «Студии Артемия Лебедева» Эркен Кагаров) и так называемого народного (лайки в фейсбуке) был выбран один — Марии Базилевской. Описание проекта отсутствует, но есть изображения: Мария предлагает сделать логотипом парка четыре дерева с ветками и листочками, которые могут быть как красного, так и зеленого цвета. Использовать логотип можно будет на афишах, визитках, блокнотах, значках, футболках, тканевых сумках, бумажных стаканчиках, обертках для капкейков и т.д. — все варианты можно посмотреть здесь. Еще Мария Базилевская предлагает сделать навигацию в виде круглых красных и зеленых указателей и переделать сайт «Сокольников». Всерьез фирменным стилем парка администрация займется в ближайшем будущем (хотя точных сроков нет), и Мария Базилевская (которая сегодня встречалась с директором и арт-директором «Сокольников») будет в процессе участвовать. Но гарантий, что будущий фирменный стиль парка будет именно таким, какой предложила она, нет.
Концепция музея в Доме Мельникова
Конкурс на разработку концепции музея «Дом Мельникова» Музей архитектуры им. Щусева объявил еще зимой, и все участники знали, что денег никаких за работу не получат, а реализован их проект, возможно, вообще не будет — конкурс благотворительный и фактически неофициальный. С его помощью музейщики, архитекторы и прочие активисты, озабоченные разрушением дома Мельникова в Кривоарбатском переулке и тем, что у знаменитого архитектора до сих пор нет музея, хотят привлечь внимание Министерства культуры. Несмотря на все это, среди участников конкурса были и именитые архитекторы вроде Юрия Аввакумова, Тотана Кузембаева и Наринэ Тютчевой. Первое место, правда, досталось проекту молодых архитекторов — мастерской Citizenstudio, сотрудники которой решили вообще не трогать памятник конструктивизма и просто разработали дизайн тапочек, которые в музее предлагали бы посетителям, чтобы они не пачкали пол. Тапочки — белые и вязаные, по форме напоминают сам Дом Мельникова. Второе место досталось студии «АгитАрх» во главе с Юрией Аввакумовым. Он предлагает выселить из дома потомков архитектора вместе с мебелью и вещами, которые появились там после смерти Мельникова, открыть его для посещений, а также разработать мобильное приложение, которое будет показывать все постройки Константина Мельникова в Москве с подробными пояснениями. Третье место заняло бюро «Народный архитектор»: они хотят полностью отреставрировать дом и сделать на каждом этаже свою экспозицию — конструктивистский быт, живопись Константина и Виктора Мельниковых и т.д., а в мастерской устраивать лекции и семинары. Окружать музей, по замыслу архитекторов, будет забор-галерея, в которой разместятся кафе, библиотека и зал, посвященный истории самого дома.