Виктор Цой, Тимур Новиков и другие в ММСИ «Новые художники» 30 лет спустя
В ММСИ на Ермолаевском открылась выставка «Новые идут!» — куратор Екатерина Андреева показывает расширенный список группы «Новые художники», созданной Тимуром Новиковым. «Афиша» рассказывает, как сложились судьбы 15 самых ярких деятелей ленинградской новой волны.
Тимур Новиков
тогда: Икона питерского авангарда, учитель, пророк, Тимур Новиков стал тем центром, вокруг которого аккумулировались нонконформистские движения 80-х и 90-х. Он был идейным вдохновителем и соорганизатором объединения «Новые художники», которое начиналось в 1982 году как содружество десятка человек. Первоначально «Новыми» были Новиков, Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов, но к концу 1980-х в группе состояло больше 70 участников, одновременно входивших во множество разных пересекающихся объединений — вроде Клуба друзей Маяковского, Инженеров искусств, некрореалистов и так далее. В конце 80-х Новиков основал Новую академию изящных искусств. Умер в 2002 году. В Новой Голландии этим летом прошло посвященное ему заседание «10 лет без Солнца» — примерно так искусствоведы и художники, принадлежавшие к кругу неоакадемистов и «Новых», воспринимают художественную жизнь Петербурга после его ухода.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Тимур Новиков, Маяк, конец 1980-х
Олег Котельников
тогда: один из самых ярких живописцев из числа «Новых», которого для краткости называли русским Баскиа. Писал на всем подряд, включая душевые шторки, картонки и стены коммунальных кухонь. Как музыкант некоторое время состоял в Ленинградском рок-клубе.
сейчас: Резко сменил стиль живописи, от разнузданного неоэкспрессионизма перейдя к нежным акварелям с видами Петербурга. В середине 90-х бросил пить и увлекся Японией и каллиграфией. Занимается книгоиздательством, принципиальный бессребреник, успехом своих картин не интересуется. Как активный библиофил, ежедневно прочесывает букинистические лавки Петербурга.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Олег Котельников, Бойня, 1983
Сергей Бугаев (Африка)
тогда: Самый юный член «Новых художников», в числе которых оказался, будучи семнадцатилетним юношей. Хорошо известен его портрет в полный рост кисти Тимура Новикова: на ногах у него кроссовки, в ушах плеер — образцовый вестернизированный образ стильного юноши. Сыграл главную роль в фильме «Асса». В 1986-м учредил Клуб друзей Владимира Маяковского. Участвовал в выступлениях «Поп-механики».
сейчас: В 90-е Африка стал одним из самых успешных персонажей, вышедших из круга «Новых». Еще с 80-х ездил за границу, водил знакомство с Кейджем, в 1990-м оформил спектакль Мерса Каннингема, а в 1999-м представлял Россию на 48-й Венецианской биеннале. В последнее время своими политическими воззрениями и высказываниями заработал крайне одиозную репутацию: был помощником депутата Щекочихина, а во время последней президентской кампании стал единственным современным художником в числе доверенных лиц Владимира Путина.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Сергей Бугаев (Африка), Летит – бей, 1990
Инал Савченков
тогда: Еще один ярчайший неоэкспрессионист «Новых» со своей особенно ядовитой палитрой и примитивными «мультипликационными» образами. Савченков утверждает, что цветовую палитру ему помогли выработать в психиатрической клинике доктора, лечившие его сильными веществами. Он, как и остальные, писал на дверях, шторках для душа, холстах. В 1980-х устроил первую зарубежную выставку — пустил картины в Неву в надежде, что они доплывут до Финляндии. Основал «Школу инженеров искусств» вместе со скульптором Францем Ротвальдом, который, эмигрировав, стал художником по декорациям в команде режиссера Терри Гиллиама.
сейчас: Продолжает работать примерно в той же манере, регулярно выставляясь, в том числе в Русском музее, которому недавно подарил свою раннюю работу.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Инал Савченков, Без названия, середина 1980-х
Иван Сотников (отец Иоанн)
тогда: Член-основатель «Новых художников», один из звездных живописцев группы. Участник перформансов «Новых», например балета «Стреляющий лыжник», и некоторых акций и выставок митьков и Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ).
сейчас: В середине 2000-х закончил Свято-Тихоновский университет в Москве и принял священнический сан. Служит в России и Черногории, пишет в основном пейзажи, например виды Валаама.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Иван Сотников, Машинка, Вторая пол. 1980-х
Георгий (Густав) Гурьянов
тогда: Денди, художник, музыкант. Занимался живописью даже в тот период, когда был ударником группы «Кино». Внедрил в кругу «Новых» моду на соцреализм. Своим главным произведением считал свой собственный образ, над которым всегда тщательно трудился. Вместе с Тимуром перешел в Новую академию и там раскрылся как художник по-настоящему, выработав свой собственный героико-гомоэротический неоакадемизм. Официально никогда не работал, за исключением одного раза, когда снимался в «ненавистном фильме «Асса», считая его совершенно бездарным.
сейчас: Известный перфекционист, постоянно переписывает свои картины, которые очень хорошо продаются. Изредка выступает как диджей.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Георгий Гурьянов и Сергей Бугаев (Африка), Альбом «Гуд Ивнинг Густав», 1985
Евгений Юфит (Юфа)
тогда: Некрореализм, отцом-основателем которого является Юфит, — параллельная и дружественная «Новым художникам» ветвь петербургского нонконформизма, увлеченная отталкивающими образами смерти в жизнерадостно-юмористическом ключе. C 1984-го Юфит и некрореалисты cнимали ч/б-короткометражки на 16 мм, пользуясь особым зомби-гримом и реквизитом вроде куклы-трупа по прозвищу Зураб, устраивали перформансы и писали картины, в которых любили использовать мотивы, позаимствованные из учебников по криминалистике и анатомических атласов. С конца 1980-х снимал авангардное полнометражное кино, которое с успехом показывается на международных фестивалях. Известен случай, когда на фестивале в Питсбурге в отсутствие Юфита его фильм представлял Джордж Ромеро.
сейчас: Последний свой фильм «Прямохождение» Юфит снял в 2005 году. Во время вынужденных кинопростоев активно занимается живописью и фотографией. По словам соратников, ранний Юфит был веселым, бодрым и быстрым, а сейчас стал мрачным и медленным.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Евгений Юфит, Мы на море летом, 1982
Юрий Красев (Циркуль)
тогда: Один из видных некрореалистов, актер многих фильмов Евгения Юфита. Автор картин и масштабной инсталляции «Русский лес» (1990). В начале 1990-х перешел в ряды неоакадемистов. Один из первых выступал на сцене в военно-морской форме, в том числе на представлениях «Поп-механики» Сергея Курехина.
сейчас: Постоянно принимает участие во всех съемках в кинофильмах Евгения Юфита. Изредка выступает с некрореалистическими перформансами.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Юрий Красев (Циркуль), Автопортрет, 1983
Виктор Цой
тогда: По образованию Цой был профессиональным резчиком по дереву. Владел навыками академического рисунка. Но писал и рисовал в духе канонического неэокспрессионизма НХ, в выставках которых принимал участие, причем явно находился под сильным влиянием поп-арт-иконы 80-х Кита Харинга. По словам Гурьянова, Бошетунмай из песни группы «Кино» — это Тимур Новиков, который написал героизированный портрет Цоя. Самая же известная картина самого Цоя, сделанная для выставки «Новых», — холстик с надписью «Картину написать не успел». К концу 80-х отошел от разнузданного неоэкпрессионизма и начал проявлять склонность к «аккуратным» и неоакадемичным тенденциям. Погиб в 1990-м.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Виктор Цой, Рок-концерт Вторая, половина 1980-х
Денис Егельский
тогда: Ранние его работы были сделаны в неоэкспрессионистской манере НХ, но Егельский очень быстро переориентировался на неоакадемизм, тем более что он был связан с балетом, учился в Вагановском училище, увлекался дендизмом и вообще любил изысканную роскошь. По свидетельствам Георгия Гурьянова, в воспитательных целях Новиков бил Егельского палкой — вопреки распространенному мнению о том, что порол он только Мамышева.
В составе группы гуммиарабистов возрождал cтаринные техники фотопечати. Оформлял первые рейвы «Mobile party». В 90-е он стал одним из наиболее радикальных консерваторов. Его группировку называли «новой инквизицией» — он требовал закопать скульптуры Летнего сада и закрыть Эрмитаж из-за содержащихся в них языческих мерзостей.
сейчас: Живет в Севастополе, пишет иконы в технике энкаустики и делает религиозные изображения на ониксе.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Денис Егельский, Плакат Гагарин Party, 1991
Олег Маслов
тогда: Входил в группу «Новые дикие» вместе с Алексеем Козиным и Олегом Зайкой, выставлялся в составе «Новых». В начале 1990-х, как и многие другие, от неоэкспрессионизма перешел к неоакадемизму, сохранив, впрочем, любовь к большим форматам.
сейчас: Всегда работает в соавторстве. Его товарищ по «Новым диким» Алексей Козин стал монахом. Cам же Маслов увлекся кришнаизмом. C 1994-го он стал работать вместе с Виктором Кузнецовым в жанре неоакадемической живописи и постановочной фотографии. Их последний монументальный опус — полотно 2000 года «Триумф Гомера», где неоакадемисты изображены в виде античных персонажей.
Юрис Лесник
тогда: Пионер советского видеоарта, вместе с Владиславом Мамышевым-Монро — создатель «Пиратского телевидения», супермодные анимированные заставки к которому делал художник Шутов. Это была панковская пародия на официоз советского ТВ. Снятые на коленке выпуски «Пиратского телевидения» включали новости спорта вроде гонок на «жигулях» по пересеченной местности, выступления строгих дикторов и даже познавательные костюмированные телесериалы.
сейчас: В 1993 году Лесник, живущий сейчас в Париже, изобрел метод вырезания из поролона зверюшек-трансформеров: на первый взгляд — обычные кубики, но если вывернуть их наизнанку, обнаруживаешь фигурку собачки или дракона. Последние двадцать лет посвятил упорному изготовлению множества подобных объектов.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Юрис Лесник и Иван Сотников, 1990
Владислав Мамышев-Монро
тогда: В период «Новых художников» был главной звездой «Пиратского ТВ», в эфире начал серию перевоплощений, что и стало основой его невероятной художественной востребованности. В фильме «Смерть замечательных людей» изображал Гитлера, Еву Браун, Мэрилин Монро и прочих, вел на «Пиратском ТВ» новости культуры.
сейчас: Последующая (и очень успешная) карьера Мамышева-Монро связана с Москвой. Сейчас он живет дауншифтером на Бали, но время от времени делает эффективные точечные камбэки, канализируя образы Путина, Медведева и Лукашенко.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Владислав Мамышев (Монро), Москва, 1992
Андрей Хлобыстин
тогда: Искусствовед и выпускник ЛГУ, один из первых критиков, писавших о «Новых» и выставлявшийся вместе с ними. Участвовал во всех позднейших инициативах Тимура: в период Новой академии состоял в должности ученого секретаря, а затем издавал журнал «Художественная воля», позже переименованный в «Великую художественную волю». Выпускал интернет-газету «Сусанинъ». Хорошо известна фотография, где Хлобыстин, Новиков и еще несколько человек позируют фотографу в черных рубашках и с топорами — снимок относится как раз к периоду «Художественной воли».
сейчас: После смерти Новикова Хлобыстин стал главным носителем знания о «Новых художниках» и «новых академиках», и как следствие — главным архивариусом, хранителем и директором-основателем ПАиБНИ — Петербургского архива и библиотеки независимого искусства, лектором и куратором архивных выставок. Из всех бывших членов НХ и Новой академии, которые по большей части сошли с актуальной сцены, он самый активный персонаж в сегодняшней художественной жизни Петербурга.
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Андрей Хлобыстин, Перекомпозиция. Портрет Тимура Новикова, 1987
Владислав Гуцевич (Броневик, Бронепоездовский, Бронеславский)
тогда: Художник, писатель, поэт, по стилю типичный «Новый»-неоэкспрессионист.
Вместе с художником и поэтом Вадимом Овчинниковым, тоже входившим в состав «Новых», основал в конце 1980-х Клуб любителей народного творчества. Он, по примеру многих авангардистов первой волны, всегда был увлечен экзотическими культурами. Писал картины под названиями вроде «Переход быков через Оранжевую реку» или «Интеллигент из Кении».
сейчас: По сей день продолжает писать свои неопримитивистские холсты, сохраняет интерес к шаманским и африканским мотивам. Только что в петербургской галерее «Ультрамарин» прошла совместная выставка этих трех художников, по словам Хлобыстина, «переживших не одну амбициозную школу, которых немало закатилось на небосводе петербургского искусства».
Фотография: предоставлена пресс-службой ММСИ
Владислав Гуцевич, Портрет Тимура Новикова, 1984
Выставку «Новые идут!» можно посмотреть в ММСИ в Ермолаевском до 9 декабря.