New York Minute Участники выставки в «Гараже» о том, что такое американское искусство сегодня
В «Гараже» открылась выставка «New York Minute» — живой, буквально кровоточащий срез нового американского искусства. «Афиша» выбрала нескольких участников — от вокалистки Gang Gang Dance до русского американца Кона Трубковича — и отправила к ним Ксению Прилепскую, чтобы составить коллективный портрет современного художника из США.
Кэти Грейсон, куратор «New York Minute»
Джеффри Дейч — куратор, галерист, критик, глава Музея современного искусства в Лос-Анджелесе. В прошлом вице-президент Ситибанка, отвечал за инвестиции в искусство. Затем стал независимым дилером, продавал Джеффа Кунса, Кита Харинга и Мишеля Баскиа
Я работала у галериста Джеффри Дейча — революционера, изменившего само представление о галерее. Ненавистники могут говорить, что он превратил традиционную галерею в хаос, когда позвал туда не только художников и фотографов, но еще и музыкантов, фэшн-дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей и просто чудаков. Но зато почти каждый месяц у него открывались эпические инсталляции! Это здесь в 1997 году облаивал нью-йоркцев Олег Кулик, здесь же выступали с перформансами Fischerspooner, а Бьорк устраивала премьеры своих клипов. В прошлом году галерея закрылась, когда Дейч занял пост директора лос-анджелесского Музея современного искусства и по контракту должен был перестать заниматься собственными проектами.
«New York Minute» — это в некотором роде результат почти пятнадцати лет работы галереи, объективный взгляд на творческое сообщество людей, которое существует здесь и сейчас. Такая фиксация момента: все участники выставки будут еще расти, приводить новых художников и постоянно перепридумывать себя.
Когда я была маленькой, лучшими художниками мне казались дизайнеры, которые рисовали первые игры для Commodore 64 Atari, Nintendo. На мой теперешний взгляд, лучшие — те, что делают искусство, основанное на их собственном радикальном стиле жизни. Художники, которые особенно интенсивно переживают проблемы своего поколения, наиболее тонко рефлексируют о том, что значит быть живым именно сейчас.
Лиззи Бугатсос, художница и вокалистка Gang Gang Dance
Gang Gang Dance — модные музыканты из Нью-Йорка, сочиняют длинные красивые песни. В 2011 году выпустили альбом «Eye Contact». Увидеть их можно на любом уважаемом музыкальном фестивале — например, All Tomorrow's Parties
Я не представляю, как мои работы воспримут в Москве. Надеюсь, никто не обидится — в прошлом у меня были проблемы, когда кого-то оскорбил мой Микки-Маус с эрекцией. Ну и вообще у меня достаточно широко представлена гей-тема.
Куда дальше будет развиваться искусство? Мне кажется, в большой степени это будет связано с интернетом, появится еще больше виртуальных арт-ярмарок. Меня это все немного пугает. Дошло уже до того, что если ты встречаешь кого-то в музее, то это уже чудо какое-то, потому что в основном все проводят жизнь, уткнувшись в компьютеры. Еще меня очень волнует наше отношение к Земле. Например, сейчас в Японии трудности с питьевой водой, люди не могут добраться до работы из-за радиации. Природные катаклизмы нарушают привычный способ нашей жизни, и прямо сейчас — самое время научиться заботиться о людях. Далеко за примерами ходить не нужно — достаточно понаблюдать за бездомными, которые каждый день должны выживать на улице. Вокруг предостаточно проблем, и неизвестно, как долго мы в Нью-Йорке можем оставаться безучастными.
Я бы очень хотела побывать в Москве, но сама, к сожалению, во время открытия выставки буду в Китае со своим перформансом. Мое короткое послание посетителям выставки в «Гараже» будет таким: спасибо, что наслаждаетесь Нью-Йорком, потому что неизвестно, как долго все это продлится.
Тейлор Маккименс, художник
Сэндвич с сосиской и горчицей, грузовичок, сквозь который растут кактусы, дом на колесах и его обитатели — иллюстрации из комикса калифорнийца Маккименса «Drips» — книжки, которую захотела выставить нью-йоркская галерея «Клементайн»
Я не хожу на выставки художников, которые мне нравятся, и не бываю на концертах любимых групп. Наоборот, я вдохновляюсь вещами, которые мне чем-то неприятны. Есть люди, которые считают, что заниматься искусством — значит собрать все, что тебе нравится, и сделать из этого большой салат. У меня другой подход.
Я думаю, успех Дейча состоит в том, что он обладает споcобностью смотреть дальше собственного мира. Знаете, так часто бывает: люди, которые учились в одном и том же заведении, в том числе художники, формируют некую сеть, сообщество. В какой-то момент художественный мир оказывается как бы пронизан одними и теми же людьми, которые ходят друг к другу на выставки и пишут хвалебные рецензии. Наверняка и в России так же — я вообще поражаюсь, насколько в том, что касается искусства, люди из разных стран похожи друг на друга.
У Дейча все иначе: например, сейчас он работает в Лос-Анджелесе над шоу, посвященным граффити, — там участвуют ребята, которые не только с ним в одну арт-школу не ходили, а у них, может, нет вообще никакого образования.
Люди приходят в искусство с разным бэкграундом. Я, например, учился иллюстрации, а потом работал в галерее. Это довольно распространенный в Нью-Йорке, но отнюдь не самый простой путь — слишком многие художники приходят в современное искусство из иллюстрации, и пробиться в арт-мире им непросто.
threeASFOUR, модельеры
Круглую сумку, придуманную threeASFOUR в честь фильма «Трон: Наследие», растиражировали после того, как она мелькнула в «Сексе в большом городе»
Мы уже бывали в Москве в 2003 году на Russian Fashion Week, и наше шоу очень хорошо приняли. Так что мы уверены, что «New York Minute» в Москве тоже пройдет успешно.
Мы лично знаем практически всех участников этой выставки, на протяжении последних десяти лет все они были крайне влиятельными в той или иной сфере искусства. Больше всего творчески близки нам Теренс Ко, Спенсер Суини, Дэш Сноу, Дэн Коулен и Райан МакГинли. То, что у всех художников галереи Дейча есть общего, — это некий знак времени. Они все появились, когда неофициальная столица мира проходила через последнюю декаду миллениума и вступила в новую эпоху.
Все, что мы выучили и к чему привыкли, быстро меняется! Каждый участник выставки выражает эти перемены в своей собственной уникальной манере. А следующим шагом эволюции искусства станет его деволюция.
«Priviet!» — таково наше короткое послание российской публике.
Кон Трубкович
Один из самых изысканных журналов про искусство и моду, A Magazine, опубликовал кадры из фильма Трубковича про трещину в невадской пустыне
Когда я в Америке, я русский, когда в России — американец. Непонятно, кто я больше. Но среди моего поколения, многие представители которого эмигрировали в Америку, такое, мне кажется, распространено. Я показываю новую работу как раз на эту тему. Это видео, где друг моих родителей, который фигово говорит по-английски, по моей просьбе поет старые американские песни — рок-н-ролл, который он помнит с молодости. Такой получился ролик про память.
Для меня Россия — это воспоминания, я там себя чувствую странно, потому что ничего не узнаю. Из русских художников про разницу аудиторий больше всего понимает Кабаков, к русской и американской публике он относится совершенно по-разному. А в детстве мой самый любимый художник был Макс Бекман. Когда я вырос, то осознал, что все его работы — про эмиграцию, про какое-то состояние между.
Когда мне было 26 лет, я встретил группу художников, мы все жили рядом и постоянно тусовались. И мы считали, что мы самые важные в мире. Потом мы стали старше, какие-то люди пропали, какие-то погибли, какие-то стали очень знаменитыми, все разошлись, и образовалась новая группа художников, которые тоже себя считают самыми важными. И этот цикл происходит постоянно. Рецессия, конечно, оказала влияние на ситуацию, но из-за того что какие-то вещи стали труднее, они стали даже интереснее. Искусство — это как спорт теперь.
Еще три участника «New York Minute», которых нельзя пропустить
Райан МакГинли
Начинал с того, что снимал граффитчиков, скейтеров и бездельников в Нью-Джерси, вручную склеил первую книжку «Детки в порядке», немедленно удостоился сольной выставки в Музее Уитни. По заказу модных журналов фотографировал Майю и Кейт Мосс, по просьбе Олимпийского комитета — лыжников и пловцов. Одна из самых известных серий — голые и красивые американские юноши и девушки, которых МакГинли вербовал, усаживал в свой грузовичок и возил по Калифорнии. Голые и красивые на его снимках плавают в озерах, забираются в колючие кустарники, покупают йогурт в супермаркете и невинно смотрят в камеру.
Теренс Ко
Выскочка канадско-китайского происхождения, нью-йоркский кумир, автор собственного шоу на YouTube, где, набросив на плечи боа из перьев, он ведет непринужденные беседы об искусстве с Леди Гагой и Мариной Абрамович. Его позолоченные экскременты купили за полмиллиона долларов, другие работы есть в коллекции Чарлза Саатчи и Оливье Саркози.
Дэш Сноу
Выходец из аристократической семьи, граффитчик, фотограф, наркоман и эстет. Друг МакГинли. Человек, который не пользовался телефоном и электронной почтой. Хвастался, что снимает свои ночные похождения на поляроид с 13 лет — с тех пор как украл этот поляроид, — чтобы вспомнить, где он шастал и с кем проводил время. Умер в 2009 году от передозировки.
Выставка «New York Minute» работает до 5 июня в Центре современной культуры «Гараж»