перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые музейщики Бак, Лошак и другие недавно приглашенные директора музеев — о том, что изменится

Будущее Музея Маяковского, кафе в «Горках Ленинских», магазин на тему Палеха и Федоскино, современные писатели в Литературном музее: «Афиша» расспросила шестерых новых директоров о том, что они собираются сделать в своих музеях.

архив

Игорь Конышев, директор музея «Горки Ленинские»

Закончил Тимирязевскую академию, работал в пиар-структурах, по собственным словам, «избрал по крайней мере дюжину глав регионов». С 2005-й по 2011-й занимал высокие посты в Росатоме.

None

Состояние дел

Заповедник «Горки Ленинские» — четыре маленьких музея на территории бывшей усадьбы, три посвящены вождю мирового пролетариата, один — крестьянскому быту. Ленин приехал сюда в 1918 году после ранения на заводе Михельсона; провел здесь свои последние годы, поэтому музей получился, по сути, о болезни и смерти. Эта атмосфера преобладает здесь и сейчас. Если в заповедник заносит иностранцев, то, как правило, китайцев.

Прямая речь

«Музею «Горки Ленинские» последние 22 года не везло. Первый раз ему не повезло в 1991 году, когда прекратил существование СССР. Потом ему периодически не везло с теми людьми, которые им руководили. Директора считали, что он ценен сам по себе, и их нисколько не смущало катастрофическое снижение посещаемости. В конце 80-х годов в «Горки Ленинские» ежегодно приезжало около 500 тысяч человек, а в последние годы — в лучшем случае 40–50 тысяч.

 

 

«Все-таки Ленин был обычным человеком из крови и плоти»

 

 

В упадок приходил не только сам музей, но и его инфраструктура, а это важно, потому что вы забегаете сюда не на 15 минут, а приезжаете как минимум на полдня. У нас не было даже кафе. Оно заработает в марте. Чуть позже во всех зданиях появится бесплатный вайфай, а летом откроется небольшой буфет в исторической усадьбе.

Главная наша задача — устранить излишнюю заидеологизированность, залакированность образа Ленина. Все-таки он был обычным человеком из крови и плоти. Но музей посвящен не только лишь ему. Мы являемся хранителями исторической памяти очень интересного и сложного периода — с 1918 по 1924 год. Не воспользоваться возможностью представить эту память без лоска, без идеологии, было бы неправильно».

 

 Музей «Горки Ленинские»

 

 

Что смотреть в ближайшее время

лето: в «Горках» должна впервые пройти выставка современного искусства — представлены будут, по всей видимости, архитектурные объекты. Площадкой выбрано здание Музея Ленина, созданное Леонидом Павловым, последователем Ле Корбюзье. Также летом планируется экспозиция, на которой будут представлены личные вещи семьи Ульяновых.

Музей «Горки Ленинские», (495) 548 93 09. На автомобиле: левый поворот со Старого Каширского ш. по указателю «Горки Ленинские»; на автобусе: м. «Домодедовская», далее авт. 439 до ост. «Музей».
Режим работы: пн-вс 10.00–17.00

Надежда Морозова, директор Музея Маяковского

Филолог и искусствовед, работала в Эрмитаже и в Пушкинском. В Музей Маяковского пришла как заместитель директора по науке, а в декабре 2012 года возглавила его.

None

Состояние дел

Бесспорно, один из самых знаменитых и посещаемых музеев Москвы — притом что экспозиция не менялась с 1989 года. После назначения нового директора некоторые сотрудники музея начали выражать беспокойство за судьбу экспозиции, и теперь панические настроения витают в воздухе. У музея нет официального сайта. А на неофициальном сообщается, что музей «гробят». Там же опубликован компромат на Морозову — нелестная характеристика с предыдущего места работы. Комментировать содержание документа директор не считает возможным, так как, по ее словам, он был адресован не ей, и «вживую» она его не видела.

Прямая речь

«У Музея Маяковского одна из лучших библиотек, где хранятся книги 20-х и 30-х годов XX века. В первую очередь мы должны провести инвентаризацию библиотеки и открыть ее. С апреля мы хотели бы начать программу «Практика в музее» и в рамках нее предложить студентам, которые учатся в профильных вузах, помочь нам и самим окунуться в атмосферу книг и печатной продукции того времени.

Другие задачи на ближайшие месяцы — отметить 120-летие Маяковского на разных московских площадках и подготовиться к капитальному ремонту музея. Когда он начнется, пока сказать невозможно. В конце января мы только-только получили проектную документацию, и она сейчас на проверке в Департаменте культуры. Видимо, здание на Лубянском проезде закроется после лета. Мы со своими проектами на два года переедем в «Домик Чехова». Там планируется серия фондовых выставок — шедевров из нашей коллекции.

По поводу слухов о разрушении экспозиции — уверяю, что после ремонта кардинально ничего не поменяется, гениальное архитектурно-художественное решение останется. Речь идет о замене коммуникаций. У этой ситуации есть и обратная сторона: после появления столь противоречивых слухов выручка музея увеличилась в три раза! Как-то уже после закрытия кассы к нам пришел один из депутатов Госдумы, предъявил свое удостоверение и попросил «попрощаться с музеем». Я его заверила, что у него еще будет много времени для того, чтобы увидеть то, что есть сейчас».

 

Фотография: Наталия Гафина

 

 

 

Что смотреть в ближайшее время

март: по Филевской линии начнет курсировать поезд поэзии — своеобразное прочтение биографии Маяковского и его творчества.

конец марта: совместная с Третьяковской галереей выставка, посвященная Маяковскому и русскому авангарду.

апрель: в «Домике Чехова» на Малой Дмитровке будет проходить выставка, центральная тема которой — семья поэта и его родное село Багдади. Руководство музея обещает предъявить факты, которые советская пропаганда старательно обходила стороной.

Музей Маяковского, Лубянский пр., 3/6, стр. 4
м. «Лубянка», «Кузнецкий Мост», «Китай-город»
Режим работы: пн-вт, пт-вс 10.00–17.00, чт 13.00–20.00, кроме последней пт месяца

Дмитрий Бак, директор Литературного музея

Литературовед, критик, журналист. С 1991 года работает в РГГУ. Преподает в Школе-студии МХАТ.

 

None

Состояние дел

Литмузей — это несколько залов в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря, а также более десятка домов-музеев писателей. Можно найти рукописи, первые издания книг, личные вещи писателей, картины, фотографии, плакаты и прочие свидетельства. Подача материала оставляет желать лучшего. Так, почти все отзывы о выставке в здании на Петровке сводятся к «Большое спасибо, но…», а дальше речь идет о слишком темной бумаге, плохом шрифте и вообще недостатке пояснений. Обычные посетители — возглавляемые учительницами группы школьников.

Прямая речь

«Любое экспонирование музейных предметов в первую очередь основано на визуальном. А как можно экспонировать литературу? Это огромная проблема, и над этим мало кто задумывался, пока существовала традиционная музейная парадигма, пока не было интернета, не было этого бума визуальности. Теперь в культуре на первом плане именно визуальное, а литература, ее восприятие — вещи бестелесные. Нельзя просто выставить литературные реликвии и надеяться, что это приблизит нашего современника к пониманию литературы и с этой надеждой он придет в музей. Нет, не придет!

 

 

«Достоевский и Лермонтов — это для своих современников поначалу обычные люди, дебютанты»

 

 

Главная идея в том, что литературное прошлое можно познать через современность. Мы твердо убеждены, что Толстой и Достоевский — великие классики. За нас кто-то уже так решил. В обывательском представлении история литературы остановилась на Пушкине или на Блоке, ну, на худой конец, на Шукшине или Высоцком. Между тем русская литература сейчас испытывает расцвет, но имена крупных поэтов и писателей обычному человеку неизвестны. Однако если мы увидим, как функционирует современная литература, как она устроена, как она издается, как доходит до читателей, кто ее продюсирует, мы поймем, что и в прошлом было так же. Что и Достоевский, и Лермонтов — это для своих современников поначалу обычные люди, дебютанты. Писатель может быть мне интересен, если я задамся вопросом: почему же он стал гением? Почему так получилось, каковы причины? Соответственно, в моем представлении идеальная экскурсия должна не передавать готовую информацию о том, кто и в каком году что написал или опубликовал, а ставить вопросы, анализировать биографию писателя как часть биографии литературы. На этих принципах должны основываться и основные направления музейной «сценографии», то есть дизайна экспозиции, выставочная работа и т.д.

В Москве проходят четыре книжных фестиваля в год, есть множество поэтических фестивалей, премий и так далее. Инфраструктура уже готова — Литмузею осталось только подключиться к тому, что есть. В то же время презентации, встречи, вечера на территории Литмузея должны утратить спонтанный, дилетантский характер. Это должны быть значимые для профессионалов события, связанные не только с литературой, но и с искусством в целом».

 

 

Обычные посетители Литературного — немного скучающие школьники

 

 

Что смотреть в ближайшее время

весна: Большие надежды музей возлагает на выставку, посвященную новым архивным материалам Алексея Ремизова, которые, как ожидается, в ближайшее время поступят в фонды ГЛМ. Музей внесет свою лепту и в празднование 120-летия со дня рождения Маяковского, но пока предпочитает держать интригу. В ночь музеев 18 мая руководство ГЛМ хочет поставить вопрос ребром и провести круглый стол под рабочим названием: «XXI век: конец идеи литературного музея?»

Государственный Литературный музей, Петровка, 28
м. «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Трубная»
Режим работы: вт, чт, сб-вс 11.00–17.00, ср, пт 14.00–20.00

Елена Титова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства

Получила образование конструктора одежды, 10 лет занималась галереями — в  частности, была куратором галереи «Жизнь стекла». Пять лет назад пришла в Музей декоративно-прикладного искусства — а теперь возглавила его.

Состояние дел

В трехэтажный особняк XVIII века в центре Москвы водят школьные экскурсии, из взрослых сюда ходят по большей части искусствоведы. Между тем занятного тут много. Например, мебельные залы, гобелен и каминная облицовка, выполненные по эскизу Михаила Врубеля, удачная выставка советского фарфора и целый зал самоваров.

Прямая речь

«Сейчас мы с экспертами и внутренними специалистами разрабатываем новую стратегию музея. Нам нужно перепридумать бренд: название слишком неповоротливое. Нужно работать с новой аудиторией, заинтересовать поколение 25–35-летних. Раньше музей был закрытой схемой, где можно было молчаливо подглядывать за шедеврами, — мы постараемся развернуть экспозицию лицом к посетителям. Думаю, что к лету мы будем во всеоружии. Возможно, появится новая служба гостеприимства. Сделаем кафе с вайфай-зоной. Появится магазин, который будет заниматься популяризацией нашей коллекции».

 

Палехская шкатулка с портретом Кофи Аннана, 2003

 

 

Что смотреть в ближайшее время

14–24 марта: фестиваль аудиовизуальной культуры под лозунгом «Код эпохи» с участием художников (в том числе молодых), скульпторов, музыкантов, танцоров и философов. Посетителей ждут выставки и концерты.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Делегатская, 3
м. «Маяковская», «Цветной бульвар»
Режим работы: пн, ср-пт, вс 10.00–18.00, сб 11.00–19.00, кроме последнего пн месяца

Марина Лошак, арт-директор объединения «Манеж»

Известный куратор, совладелица галерей «Роза Азора» и «Проун». Была директором Gary Tatintsian Gallery, основанной нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном.

None

Состояние дел

В распоряжении Лошак оказались гигантские пространства: выставочные залы «Манеж», «Новый Манеж», «Рабочий и колхозница», «Домик Чехова», Музей-мастерская Налбандяна и другие. По сути, большой Манеж претендует на статус главного выставочного пространства столицы. С этим не очень вязался тот факт, что в последние годы там чего только не проходило: и мероприятия типа «Православная Русь», и выставки меда и меха, и форум «Карьера».

 

Фотография: www.forocomunista.com

Выставочный зал «Рабочий и колхозница»

 

 

Прямая речь

«Свет, свет нам нужен. Лучший музейный свет. Он должен быть в наших залах всюду. Где-то его просто нет, а где-то он устаревший. То есть должны быть соблюдены все технические параметры, соответствующие тем выставкам, которые мы делаем и будем делать. Никаких ярмарок меда и меха и вообще ничего, что не соответствует статусу нашего музея, больше не будет.

 

 

«Свет, свет нам нужен»

 

 

Мало того, что это должны быть очень качественные по содержанию выставки и очень правильно, современно инсталлированные, но это еще и должны быть места жизни. То есть речь идет о пространстве, где есть образовательные программы, где посетитель может отлично провести время, пообедать, купить книгу или объект искусства. Всем этим нужно заниматься прямо сейчас и каждый день».

Что смотреть в ближайшее время

с 7 марта в «Манеже» — несколько важных выставок фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в том числе «Dior Couture» Патрика Демаршелье

c 8 марта в пространстве «Рабочего и колхозницы» — выставка, посвященная истории феминизма

весна: в «Новом Манеже» обещают тотальную инсталляцию на тему театра, сделанную Дмитрием Крымовым из экспонатов Бахрушинского музея

Роман Романов, Музей ГУЛАГа

Психолог, работал в Оптическом театре при Музее Рериха, в детском доме и в компании «Современные музейные технологии». В 2008 году пришел в Музей ГУЛАГа — а недавно возглавил его.

None

Состояние дел

В 2008 году музей работал 3–4 дня в неделю по 4 часа в день. По воспоминаниям Романова, в книге отзывов кто-то оставил комментарий: «Режим работы музея человеконенавистнический». К 2009 году музей перешел на новый гарфик. Появились новые площади, музей перестал ограничиваться постоянной экспозицией. Музей востребован, в том числе молодыми посетителями и иностранцами.

Прямая речь

«У нас время репрессий до сих не имеет какой-то внятной оценки, понимания. Сейчас, когда Волгоград переименовывают в Сталинград, этот разговор, может быть, наиболее актуален. У меня задача — подключить людей к этой непростой теме, привлечь тех, кто может сделать на эту тему художественные высказывания. За тот год, который я работаю директором, в два раза возросло количество посетителей, мы сделали проект «Живая среда», в рамках которого пять музыкантов из разных городов написали произведения на тему нашего музея и исполнили их.

Я вот говорю «мы сделали», а на самом деле у меня много недовольства. Все равно наш музей еще на стадии становления. Мы же хотим создать центр международного уровня. Нам нужна библиотека, конференц-зал, полифункциональный зал, где могут проводиться сменные выставки и культурные мероприятия. Департамент культуры предложил нам четырехэтажное здание в 1-м Самотечном переулке. Сейчас согласовываем, чтобы там все сделали именно под наши нужды. Переедем, наверное, только через год или два. А вообще, конечно, Музей ГУЛАГа должен находиться на Никольской, 23, — в бывшем здании Военной коллегии Верховного суда СССР — это «расстрельный дом».

 

 

 

 

Что смотреть в ближайшее время

апрель: до 15 апреля можно посмотреть выставку «Комиссар исчезает» о фальсификации документов в советской истории, а потом она сменится выставкой «Комиссар возвращается» — о Троцком. В марте-апреле на городских зданиях, которые имеют отношение к террору и репрессиям, появятся QR-коды.

Музей истории ГУЛАГа, Петровка, 16
м. «Лубянка», «Кузнецкий Мост», «Трубная»
Режим работы: вт-ср, пт-вс 11.00–19.00, чт 12.00–20.00, кроме последней пт месяца

Ошибка в тексте
Отправить