перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые активисты Участники фестиваля городских инициатив «Делай сам» о том, как они улучшают Москву

В эти выходные на «Флаконе» прошел марафон «Делай сам». Активисты, которые придумывают новые городские издания и пространства, пропагандируют велосипеды и заставляют чиновников выполнять обещания, рассказали «Афише» о том, чего они добились и как к ним можно присоединиться.

архив

Кирилл Самодуров, корреспондент газеты «Бамбук»

проекты: «Бамбук» — районная интернет-газета, которая неофициальным и живым языком рассказывает о локальных новостях вроде строительства храма на месте парка или новых книгах в местной библиотеке. Сейчас «Бамбук» охватывает восемь спальных районов, в будущем редакция планирует открыть разделы каждого района за пределами ЦАО. В этом году «Бамбук» отрыл свой клуб «Подвал «Чердак» в Гагаринской библиотеке на проспекте Вернадского — там играют в настольные игры, смотрят фильмы, проводят концерты районных групп или красят стены.

прямая речь: «Бамбук» — это моя основная работа в течение уже восьми месяцев. До этого я был юристом, работал в издании «Учет, налоги, право», а потом — в интернет-газете Гарри Каспарова. Теперь всю зарплату я трачу на клуб «Подвал», но вообще-то в финансировании участвуют все. Наша идея была не в том, чтобы плодить потребителей, а в том, чтобы люди сами все создавали. То есть, если человеку нравится приходить в «Подвал» — он идет и покупает проектор, другой приносит банку краски. «Подвал» — наше главное достижение, потому что получить нежилое помещение в Москве бесплатно нереально, а нам удалось. Мы платим отчетами о проведенных мероприятиях, которые требуют с библиотек. Так что это все совершенно реально, просто люди привыкли, что чиновники — это всегда сложности, бумажки, формальности, поэтому и не идут к ним. А с другой стороны, тем же библиотекам, в которые сейчас уже никто не ходит, нужно менять образ, показывать, что они открыты, и привлекать молодежь».

 

Евгений Горькаев, устроитель благотворительных ярмарок

None

проект: «Душевный базар» — наверное, самая интересная зимняя благотоворительная ярмарка. Там можно купить елочные игрушки, имбирные домики и прочие новогодние подарки, а также поучаствовать в мастер-классах вроде шитья флисовых зайцев и росписи керамики. Все вырученные деньги идут на конкретные вещи — например, на кресла-каталки и настольные игры для больных детей.

прямая речь: «По профессии я бизнес-тренер, занимаюсь организационным консультированием. Если говорить о «Душевном базаре», лично мое главное достижение — это то, что я не сломался в первый год. Потому что только сейчас нас стали приглашать на какие-то события, чтобы рассказывать о нашем позитивном опыте. На самом деле первый год — это отказы: «Нам это не интересно, не полезно и не нужно». А достижение нашего проекта — это ощутимый вклад в развитие частной благотворительности. Наш проект вызывает интерес в регионах, и, например, в 2011 году «Душевный базар» проходил еще в Новосибирске и Калиниграде. Кроме того, мы задаем определенный стандарт и показываем, как эти события должны быть организованы, потому что благотворительных ярмарок очень много, но после них посетители, как правило, говорят: «Все здорово, но бедненько и скромненько». А мы не считаем, что социальное событие должно быть бедненьким и убогим. Человек, который захочет организовать благотворительную ярмарку, должен быть готов к проблемам: от непонимания обычных людей до того, что тебе никто не даст никаких денег. Мне, например, на протяжении двух лет приходилось доставать деньги из свого кармана и вкладывать в проект — причем чем больше он становится, тем больше нужно вкладывать».

 

Егор Коробейников, автор блога об урбанистике

None

проект: сайт urbanurban.ru, на котором собрана масса вариантов по улучшению городских пространств и примеры из мирового опыта. Темы примерно такие: перерождение старых телефонных будок, высокотехнологичные мусорные баки в Лондоне, церковь из «Лего» в Нидерландах. Кроме того, в разделе «Улучшайзинг» постоянно публикуются способы улучшения жизни в Москве: как сделать лавочку из гофротрубы, посадить симпатичный садик в сточной канаве или сколотить кормушку.

прямая речь: «Я работаю в банке, занимаюсь аналитикой обратной связи с клиентами. Проект urbanurban.ru начинался как абсолютно личая история: я приехал из поездки Лондон–Париж–Берлин и начал задавать себе вопрос: «Почему там на физическом уровне я себя чувствую комфортно, а в Москве — чудовищно?» В попытках ответить я начал изучать тематику, которая, как я позже узнал, называется «урбанистика». У меня не было задачи изменить мир или изменить город, но чем дальше я в этом разбирался, тем больше понимал, что не могу найти русскоязычный ресурс, где бы в одном месте были собраны материалы на эту тему. И я начинал собирать на сайте тексты, которые могли бы помочь мне и другим людям, которые интересуются урбанистикой, но ничего в ней не смыслят. Сейчас проект решает три задачи: во-первых, мы анализируем успешный зарубежный и отечественный опыт решения городских проблем. Во-вторых, мы изучаем, как конкретные люди — будь то гениальный мэр, талантливый предприниматель или просто небезразличный горожанин — улучшают городскую среду: открывают парикмахерскую, магазин виниловых пластинок, кинотеатр под открытым небом. И третья задача — мы стараемся побудить людей на конкретные действия по изменению городского пространства, пытаемся создать такое медиа городского активизма. Присоединиться к нам легко — просто написать, и будем общаться».

 

Наталья Никитина, директор музея «Коломенская пастила»

None

проект: В 2008 году идея Никитиной о воссоздания музея и фабрики пастилы в Коломне (которая существовала там с 1735 года и до революции) получила грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, а уже в 2009-м музей «Коломенская пастила» стал чуть ли не главным туристическим объектом маленького города. Сейчас на фабрике восемь кондитеров делают воздушную пастилу семи видов, при музее работают кондитерский магазин, театр и даже арт-школа, где снимают мультфильмы и короткометражки о Коломне. В музее воссозданы интерьеры купеческого дома XIX века, все сотрудницы ходят в платьях с кринолинами.

прямая речь: «Я долгое время преподавала фортепиано в музыкальной школе, но в какой-то момент поняла, что это не жизнь, а сон. И пошла учиться дальше. Я получила диплом по специальности «Управление проектами в культуре» и начала заниматься этими самыми проектами: теперь музей — это моя основная работа. Уже за первый год существования мы вышли в ноль, а за второй — в плюс. Главное — то, что мы делаем, нравится людям, они возвращаются к нам снова и снова. И я всегда говорю сотрудникам: люди должны уходить от вас счастливыми. Для того чтобы осуществить подобный проект социального предпринимательства, нужно просто понять, что ты хочешь делать, а потом найти в себе энергию соскочить с теории на реальное действие. Договориться с чиновниками не так уж сложно, если понимать, что такое харизма, правильно выглядеть — и так далее».

 

Александр Никитин, координатор ярмарок Really Free Market

None

проект: Really Free Market — ярмарки, на которых посетители обменивают свои вещи на чужие: одежду, книги, игрушки, посуду — что угодно. Вещи, которые никто не забрал, передают в социальные службы. За последние два года «Фримаркеты» под лозунгом «Ненужных вещей не бывает» прошли более чем в двадцати точках Москвы: в парке Горького, на «Флаконе», в Сокольниках и других людных местах.

прямая речь: «Я учусь в университете, буду инженером по производству и переработке полимеров — моя специальность совсем не связана с деятельностью вне учебы. Польза «Фримаркета» в том, что мы не просто устраиваем обмен вещами, но пытаемся говорить людям о том, что вещи не надо выбрасывать — лучше их подарить кому-то. То есть люди начинают понимать, что это нормально: если у тебя есть ненужная вещь, ты отдаешь ее либо своему другу, либо в благотворительный фонд. Для тех, кто хочет организовать свой «Фримаркет», у нас есть целая инструкция из нескольких пунктов. Во-первых, надо выбрать помещение — для первого раза лучше выбрать место на улице. Не надо ничего согласовывать, просто выходите в свой двор или парк. Из мебели нужны только столы или стулья, плюс хорошо бы постелить клеенки, растянуть веревки, ну и повесить одежду на плечики. Очень важен пиар — работа в интернете, расклейка афиш в районе, в ближайших институтах, школах. Если пиар будет хорошо продуман, то первоначальный набор вещей может быть очень небольшим: как правило, после «Фримаркета» вещи всегда остаются. И надо, конечно, работать на несколько видов аудитории: если молодежь понимает, что такое Really Free Market, то другим нужно объяснять, что это бесплатная ярмарка, бесплатный магазин».

 

Дмитрий Левенец, идеолог сервиса «Дом. Двор. Дороги»

None

проект: «Дом. Двор. Дороги» — крайне полезный сайт, с помощью которого можно жаловаться в соответствующие инстанции на грязный подъезд, яму во дворе, отсутствие дорожного знака и прочие неприятности. Для этого надо всего лишь зайти в нужный раздел на сайте, вписать в образце заявления волнующую вас проблему и отправить его через интернет-приемную, адрес которой тоже есть на сайте. Там же можно найти много практических советов — вроде того, что жаловаться на каждую проблему надо в отдельном заявлении, чтобы усложнить жизнь чиновникам.

прямая речь: «Я заканчиваю юрфак и занимаюсь частной практикой: подаю в суд на всякие нехорошие организации и выигрываю деньги. Плюс немножко работаю журналистом — в The Village и Look At Me. Первое свое заявление я отправил год назад, потом вокруг меня образовалась команда людей на городском районном форуме — там есть городские сумасшедшие, которые постоянно жалуются. Я им говорю — вот, пожалуйста, сделал рабочий механизм. Он попробовали, а через месяц стали просто засыпать сканированным ответами от чиновников и писать: «Спасибо, мы жаловались столько лет, а сейчас отправили обращение за две минуты — и все привели в порядок». Потом мы с подругой Ксенией Мушиной сделали сайт за три копейки и теперь рассказываем об этом механизме жалоб на сайте. Польза проекта в том, что он не про скучное ЖКХ, а про гражданское общество — это такой эволюционный скачок от 31-й статьи Конституции, права на митинги, до 33-й статьи — права на обращение в государственные органы. Достижения есть: в моем подъезде все действительно идеально — поставили пластиковые окна, закрасили надписи, все вычищено, во дворе все ямы заделаны. А соседний дом — такой же типовой — весь в грязи. Поэтому теперь моя задача — выходить в офлайн и рассказывать об этом всем. Вообще, когда люди получают первый ответ, когда они видят, что вытащили чиновника из мягкого кресла — у них появляется стимул, и они начинают все больше и больше писать».

 

Владимир Кумов, велоактивист

None

проект: «Let’s bike it!», призванный популяризировать передвижение на велосипеде в России. Активисты устраивают велопробеги, показывают вдохновляющие документальные фильмы о своих путешествиях и пытаются организовать велопарад в Москве — правда, в сентябре эту идею зарубила ФСО.

прямая речь: «Сказать, что благодаря нашему движению пол-Москвы пересело на велосипеды, мы не можем, но у нашего проекта есть достижения. Этой зимой, например, мы показывали фильм про наше путешествие «Из России в Португалию», и его посмотрели 13 тысяч человек в 70 городах России. Многие пишут, что пошли покупать велосипед после нашего фильма. Вообще, когда где-нибудь в Якутске появляются люди, которые продвигают наши идеи, это значит, что мы на что-то влияем. Мы не платим нашим активистам никакой зарплаты, но планируем это делать, чтобы проект стал более серьезным. Нам очень нужны дизайнеры — делать плакаты, футболки. Нужны программисты — очень хотим переделать сайт, нужны фотографы — сейчас запускается проект «I Bike Msk» — фотографии людей, которые рассказывают, что нужно сделать, чтобы город стал велосипедным. Нам нужны журналисты и переводчики, которые будут заниматься материалами».

 

Денис Миончинский, идеолог проекта «Москва в лицах»

None

проект: «Москва в лицах» — несколько фотографов ловят москвичей в людных местах, снимают и записывают с ними двухминутные ролики на свободную тему. Потом делают плакаты и развешивают по всему городу — причем на каждом есть QR-код, и, если навести на него камеру телефона, можно посмотреть ролик с участием этого героя.

прямая речь: «Это, казалось бы, маленькая вещь — повесить фотографию в своем районе. Но, возможно, потом человек захочет делать больше и больше для города. Когда я придумал этот проект, я не задумывался ни о каких высоких целях. Просто никто в Москве не чувствует себя частью города, а эта мультимедийность, когда ты можешь подойти к обычной стене и с ней, грубо говоря, повзаимодействовать, — она хоть как-то меняет это отношение. Информацию о том, где можно сфотографироваться и взять плакаты, мы пишем в нашей группе «Вконтакте».

Ошибка в тексте
Отправить