перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Московские киностудии «Мосфильм», «Главкино», «Амедиа» и другие места, в которых снимают кино

«Афиша» отправилась в пять московских киностудий, исторических и новых, чтобы узнать, что там происходит.

архив

Киностудия имени Горького

Одна из старейших студий в стране — через три года будут отмечать ее столетие (хотя изначально она называлась киноателье «Русь» и была основана купцом-старовером). За это время здесь выпустили больше тысячи фильмов, среди которых первая советская кинофантастика «Аэлита» (1924), первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» (1931) и первый цветной — «Груня Корнакова» (1936). Лидеров советского проката, снятых здесь, можно перечислять часами. Из относительно новых картин на студии снимали «Кадетов» и «Generation П». Несмотря на большую территорию, на студии нет площадок для натурных съемок, все снимают в пяти павильонах.

 

Сергей Зернов

Директор студии

«Сейчас, несмотря на все трудности, студия живет — и за все годы она ни разу не прекращала своей деятельности. Здесь всегда шли съемки. Если не игрового кино, то телепрограммы, телефильма, рекламы.

С детским кино сейчас сложно. Оно лишено бизнес-привлекательности. Для кинопроката мы не конкуренты зарубежным фильмам, и наш прокат для детской аудитории спасают только анимационные полнометражные фильмы российского производства. Телевидение, наверное, с удовольствием покупало бы эти фильмы, но запрещена реклама во время детского кино. С одной стороны, это правильно. Но с другой стороны, можно этот вопрос регулировать. Может быть, давать адресную рекламу? В этом году правительство выделяет деньги на детское кино отдельной строкой, и это обнадеживает. Но и тут трудности: нет сценариев, режиссеров. У нас в портфеле сейчас только три интересных сценария, мы попробуем начать производство самостоятельно. С 2006 года собственного производства у студии не было — в этом году мы запустили одну игровую картину, 10 документальных фильмов и 3 анимационных фильма.

У нас сохранились прекрасные работники пошивочного цеха и цеха строительных декораций, великолепный костюмерный отдел. И есть идея сделать киностудию публичным местом: откроем музей и кинотеатр, будем проводить экскурсии, сделаем показательную съемочную площадку для подростков».

[альтернативный текст для изображения]

Первый звуковой, цветной и фантастический фильм в СССР сняли на Киностудии им. Горького

 

Елена Калашникова

Начальник участков проката и пошива

«Одних костюмов у нас около 50 тысяч. Есть шубы, камзолы и платья царских времен, средневековые костюмы, военное обмундирование различных родов войск и различных эпох, одежда советского периода. Костюмы на главных героях должны сидеть безупречно. Поэтому чаще всего дважды они не используются, а отправляются на хранение или уничтожаются.

В фондах реквизита хранятся предметы быта, музыкальные инструменты, оружие, церковная утварь и сказочная атрибутика».

 

Игорь Харитонов

Начальник службы координации

«В настоящее время все павильоны студии заняты съемками. Два павильона арендуют телевизионщики, которые снимают передачи «Прямой эфир с Михаилом Зеленским» и «Брачное агентство Николая Баскова» для телеканала «Россия». Еще в двух павильонах идут съемки фильма «Самый длинный день».

«Главкино»

Проект строительства киностудии на повестке дня находился с середины 2000-х. Тогда Федор Бондарчук и Игорь Угольников всерьез рассматривали организацию студии на заводе в районе Донской улицы и даже придумали название, «Телезавод», но не получилось. Кредитные деньги на строительство от госбанка ВТБ получили в конце 2010 года, и уже в феврале 2012-го на открытие студии приехал президент Медведев. Правда, сейчас выполнен только первый этап работ. Всего на студии будет 12 съемочных павильонов, которые по площади будут больше чем весь «Мосфильм». Пока что запущены в работу только два, но один из них — самый большой съемочный павильон в Европе. Готов к работе аппаратный комплекс: видео- и аудиопостпродакшен, цифровое хранилище.

На реализацию второго этапа потребуется год. Будет построено административное здание площадью 10000 квадратных метров, декорационные мастерские, гараж. Сейчас в павильонах снимают телепередачи силами компании Comedy — телевизионного контента на студии будет сниматься порядка 70 процентов. Единственный на сегодня фильм, снятый студией, — это «Август. Восьмого».

 

 

Евгений Денисов

Зам. генерального директора по технике и технологии

«У нас в павильонах уникальная система автоматического света. Позволяет мгновенно перезапускать световую партитуру. Есть возможность проводить 3D-съемки и постпродакшен отснятого материала, есть 3D-тракт, который доставляет картинку от камер до аппаратной записи сигнала-монтажа и, наконец, хранилища или оптоволокна. В России такого больше нет.

Также мы предусматриваем возможность производства, выпуска и доставки на передатчик пакета цифровых телеканалов — до 20 штук. Для этого создается вся необходимая технологическая инфраструктура. А от студии до башни мы проложили оптоволокно».

 

Единственная картина, снятая «Главкино» на данный момент, — художественный фильм о российско-грузинском конфликте «Август. Восьмого»

 

 

Илья Бачурин

Учредитель, генеральный директор группы компаний «Главкино»

«Пока мы строили «Главкино», периодически появлялись статьи и наезды (иногда в грубой форме), что, мол, ничего не построили, потратили или попилили сотни миллионов долларов. Очень обидно, но отвечать было рано. Нечем крыть. Молчали и ждали, когда сможем показать построенную студию, снятые на ней программы, фильмы. Сейчас все завертелось, студия зажила.

Поговорим про деньги. Это же обычно волнует больше, чем кино. Первая цифра, которая фигурировала в прессе раньше, — 300 миллионов долларов. Эту цифру, сами ее и придумав, понесли журналисты, как знамя. Мы никак не отреагировали на выпад. Пришло время сказать, сколько мы потратили: фактически и стройка, и оборудование обошлись в сумму около 84 миллионов долларов — это 40–50 процентов того, что мы планируем потратить, первый этап. К сожалению, большая часть этих денег ушла на то, чтобы обжить пустой земельный участок, проложить коммуникации.

Срок окупаемости проекта — около 12 лет. И мы должны вложения отбивать, непрерывно генерировать выручку, чтобы покрывать немалые текущие расходы студии и погашать банковский кредит. Это постоянные серьезные усилия, тяжелая системная работа. Залог земельного участка и имущества студии не даст расслабиться! Банк контролирует в этом проекте все: и расходы, и доходы. Мы же рискуем потерять все, что сделали, годы жизни, вложенные силы и нервы и остаться ни с чем, отдав студию банку. На этой земле можно было бы открыть ресторан, поставить дворцы-хоромы, парк развлечений или супермаркет. Но наш проект — не про это. Мы пошли более сложным путем, и деньги не являются основной целью этого амбициозного инфраструктурного проекта. Скорее это дань отечественному кинематографу, любимому российскому зрителю. Не строить «Главкино» мы не могли».

«Мосфильм»

«Мосфильм» основали в январе 1920 года после слияния кинофабрик двух пионеров царского кинематографа — Ханжонкова и Ермольева, и до 1935 года назывался «Москинокомбинат». В 1924 году на экраны вышел первый фильм студии — «На крыльях ввысь»
. Эмблема киностудии, мухинская скульптура «Рабочий и колхозница» впервые появилась в качестве экранной марки «Мосфильма» в 1947 году в фильме «Весна» режиссера Александрова. Всего за почти девяностолетнюю историю производства было снято более 1700 картин. Три картины — «Война и мир», «Москва слезам не верит» и «Дерсу Узала» — получили премии «Оскар». Сейчас на студии работает порядка 1000 человек: администраторы, техники, уборщики, бухгалтеры.

 

Владимир Рясов

Первый зам. генерального директора

«Я пришел на студию в 1998 году. В тот год ни одной картины не снималось. Павильоны стояли пустые. Большие, пустые, замусоренные помещения. Было много сторонних арендаторов, которые занимались непонятно чем: от ремонта автомобилей до разлива воды. И первое, что мы сделали, — вернули профиль студии. Это все-таки киностудия, а не мастерская по ремонту автомобилей.

Сейчас специфика студии несколько поменялась. Мы больше производственно-техническая база, оказываем услуги для любой картины, которая здесь снимается. Помимо кинолент здесь, например, постоянно снимается программа «Поединок» с Владимиром Соловьевым. «Танцы со звездами» — два сезона снимали у нас. «Мосфильм» не получает денег от государства. Нас нет в бюджете, и это нас устраивает. Мы не бедная организация.

В мае мы выпустили в прокат фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Недавно у нас закончил снимать Станислав Говорухин картину «Лифт». Идет строительство декораций к фильму Владимира Наумова по сказкам Пушкина. Основной план студии — постоянно совершенствоваться, не отставать по уровню оборудования и услуг от мировых студий. Хотя нет предела совершенству, мы это понимаем».

[альтернативный текст для изображения]

Четырехсерийная картина «Война и мир» стала самым дорогим проектом в истории советского кино — и получила «Оскар» как лучший иностранный фильм

 

Анатолий Петрицкий

Оператор

«Студия построена по немецкому проекту. Говорят, что если посмотреть на нее сверху, то она похожа на самолет, который летит к Кремлю. Мне кажется, это анекдот.

Первый раз на студии я появился в 1952 году. От Киевского вокзала сюда ходил трамвай, и это была окраина Москвы. Мосфильмовская улица тогда называлась Потылихой и не была покрыта асфальтом. В те годы студия не была такой красивой и убранной, как сегодня. Помню, когда я тут появился в первый раз, то с удивлением заметил, что артист Дикий ходил всегда в женскую уборную. В мужскую зайти было невозможно — настолько грязно. У входа стояло два здания: в одном жили кинематографисты, в другом был магазин с вино-водочным отделом. Когда Юткевич снимал здесь фильм про Ленина, то играл вождя рабочий-постановщик — он был очень похож. Этот парень загримированный бегал за водкой — и Владимиру Ильичу давали без очереди.

Нужно понимать, что в конце 1950-х началось возрождение советского кино. В начале 1950-х в стране было 15 студий художественного фильма — и выпускалось всего 4 картины. И только в 1960-е годы «Мосфильм» расцвел. Снималось до 100 картин в год. Этот творческий подъем продолжался до 1980-х годов. Когда наступила перестройка, все говорили, что водка и кино никогда не пропадут. Кино — доходное дело. Но как рухнул «Мосфильм» — трудно себе представить. Его разворовали. Денег не было. Тащили все, что можно. Казалось, что студия никогда не встанет на ноги. Но с приходом Шахназарова все поменялось в лучшую сторону. Студия выжила».

 

Гаянэ Амбарцумян

Руководитель информационного центра «Мосфильм-инфо»

«Отдел состоит из двух частей. Первая — музейный архив «Мосфильма». Сюда входят портреты актеров и режиссеров, эскизы — их порядка 16 тысяч в архиве, кадры со съемочных площадок. Плакаты к картинам. Документация по фильмам. Пресса по фильмам — всегда можно посмотреть, что писали о фильме в том или ином году. Это огромный фонд, который мы уже оцифровали.

Вторая часть архива — производственная библиотека. Мы помогаем художникам и режиссерам подобрать точный прообраз того, что будет на экране. Это касается костюма, архитектуры, быта.

Мы и сейчас фиксируем современность: во-первых, сами ходим и все фотографируем. И просим тех, кто выезжает на натурные съемки в регионы, снимать быт, архитектуру, характерные приметы городов. Если это дом — то с вывеской, если остановка транспорта — то с номерами маршрутов. В общем, все то, что в кадре будет давать эффект времени».

 

«Центр национального фильма»

В России познавательные фильмы стали показывать в 1911 году, развитием их занялся Александр Ханжонков, в киностудии которого был создан специальный отдел познавательного кино. Тогда он говорил, что отдел занимается «черным делом»: было понятно, что на познавательном кино денег не заработаешь. Ханжонков же первым стал бесплатно показывать познавательные фильмы в своем кинотеатре на Триумфальной площади.

В 1916 году студия прекратила существование из-за нехватки финансирования, но через 15 лет советская власть взяла на вооружение опыт пионеров, когда полуграмотное население страны стали учить, помимо прочего, с помощью фильмов: была организована киностудия научно-популярных и учебных фильмов со студиями в Ленинграде, Киеве и Москве, на Лесной улице. Первая картина студии была посвящена автомобилю: его устройству, вождению, безопасности. Во время войны студия получила название «Воентехфильм». Снимали фильмы для обучения бойцов: как разбирать автомат, как перевязывать однополчанина. После войны студия получила имя «Моснаучфильм» (в 1964 году его сменили на «Центрнаучфильм»). В нынешнее здание на Валдайском проезде студия переехала в 1966 году. Здание специально проектировалось под нужды киношников — планировалось даже построить огромный бассейн для подводных съемок. Здесь впервые в стране стали снимать детские познавательные фильмы, картины о природе, этнографические и географические фильмы.

Сейчас студия называется «Центр национального фильма», тут продолжают снимать научно-популярные и познавательные фильмы. Так, в этом году запланирована премьера нескольких картин: «Генералы против генералов», «Модернизация по-русски», «Видеть невидимое», «Киногерой. Век русской мистификации», «Тайна белого беглеца».

 

Владимир Бажин

Генеральный директор киностудии «Центр национального фильма»

«Мой приход на студию в 2010 году связан с решением стратегической задачи: объединения двух студий — «Леннаучфильма» и «Центра национального фильма» для создания крупнейшего предприятия по производству научно-популярных и учебно-образовательных фильмов. Надо понимать, в каком бедственном положении находилась индустрия последние годы. Финансирования практически не было. Ряд студий в стране закрылся. Даже в вузах набирали группы режиссеров раз в пять лет. Хотя производство фильмов здесь не прекращалось ни на один год. Сейчас снимается порядка 15 картин в год. Правда, с очень маленькими бюджетами.

Два года назад появилась надежда: Министерство культуры вспомнило о нашем жанре кино. В прошлом году выделили некоторые средства — пока рекордные на нынешний день. На один фильм мы получили два с половиной миллиона. Это крохи, но лучше, чем ничего. Сегодня кинотеатры наши фильмы не берут, чаще всего картины можно увидеть по телевизору».

 

Первый выпуск тележурнала «Хочу все знать», который на студии снимают до сих пор

 

 

Юрий Похитонов

Руководитель службы архивов и фондов студии

«Я вспоминаю со страхом те годы, когда студия буквально была на грани закрытия. Помещение напоминало замок Иф. Какие-то неясные звуки, всполохи. Громадный темный коридор — страшно было. И только после 2000 года начались изменения в лучшую сторону.

А ведь в свое время у нас на студии было 20 уникальных киножурналов: «Хочу все знать», «Секреты природы», «Эврика», «Рыбаки на вахте» и многие другие. Но не нужно жить прошлым. Сейчас на студии делается много интересных проектов: «Мир русской усадьбы» Александра Смирнова  — спокойное бытописание без завываний на тему «Россия, которую мы потеряли». Снимаем цикл фильмов про народные промыслы, туда даже вошли истории Дениса Симачева и Валентина Юдашкина. Очень интересный цикл «Правдивая история киномузыки»  Романа Саульского — о музыке в советском и российском кино».

 

Документальный фильм студии 1963 года «Добро пожаловать, Юрий Гагарин!» — хроника посещения первым космонавтом Японии

 

 

Роман Саульский

Режиссер

«На студии я работаю с 2005 года: с того момента, когда закончилась эпоха малокартинья. А впервые попал сюда в конце 1990-х годов, когда готовил дипломный проект и нам потребовалось посмотреть павильоны для съемок. Когда мы сюда приехали, то, что я увидел, меня поразило. Темные коридоры, пустота, не у кого спросить, где нужная нам комната. И тогда я стал заходить в комнаты — в отличие от коридора, там горел свет, сидели люди и тихо выпивали! Праздничного настроения не было, и мне это очень понравилось.

Что мне нравится на этой студии: жизнь сюда стала возвращаться после девяностых не мимо прежнего поколения профессионалов, а вместе с ним. Здесь хорошим образом переплетены старое и молодое поколение кинематографистов. Здесь есть и корневая система, и новые всходы.

Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что здесь собрались люди, которые идут вперед, а голова повернута назад. Это не так. Мысль о том, что раньше было классно, а сейчас все плохо, — заманчива, но неконструктивна. Да, золотой век кино прошел. Но если только жалеть о прошлом, то у тебя нет будущего».

«Амедиа»

Студию основал в 2002 году продюсер Александр Акопов, к тому времени уже сделавший несколько популярных телепроектов и сериалы «Бригада» и «Идиот». За базу студии были взяты помещения бывшего шарикоподшипникового завода, где построен собственный комплекс полного цикла общей площадью 42000 квадратных метров (это около 10 футбольных полей). За десять лет на студии было снято несколько успешных проектов, поставивших локальные рекорды; телероман «Бедная Настя» был продан в 25 стран мира, в том числе и в Латинскую Америку, где нет недостатка в оригинальных мыльных операх; «Амедиа» сняла первый российский ситком — «Мою прекрасную няню», которую повторяли 6 раз в течение одного сезона. Двадцать миллионов зрителей на территории России и стран СНГ без устали смотрели на протяжении года 200 выпусков сериала «Не родись красивой». В июне 2011 года «Амедиа» запустила собственный круглосуточный телеканал Amedia, который транслируется через спутниковые и кабельные сети на территории бывшего СССР. В эфире — популярные российские сериалы последних 10 лет и премьеры новых продуктов.

 

Александр Акопов

Президент «Амедиа»

«В 2002 году мы поставили перед собой задачу: понять, как делаются сериалы, полностью перенять на Западе технологию и сделать не хуже.

Мы искали заводское помещение, чтобы быстро все отстроить. Я инженер-строитель по первому образованию, и мне было понятно, какое здание я ищу. Всю планировку здания и функционал я нарисовал сам за полдня. Когда я сюда вошел, сразу решил, что и где будет располагаться. Уже потом пришли инженеры. Мы достаточно быстро все построили. Здесь удобно, ведь строили для себя. Сейчас заканчиваем строительство третьей очереди. Самые торжественные места — кафе, конференц-зал и главный вход — попали именно в третью очередь: в первую мы строили павильоны.

Впереди нас, зрителей, ждет освоение самого сложного — современных сериалов класса «Mad Men» — все, что любит прогрессивная общественность. Это другой уровень сложности. Потому что современное телевидение круче, чем современное кино. Эта максимально возможная планка в аудиовизуальном искусстве. Не хочу никого обижать, но «Аватар» снять легче, чем «Mad Men». Когда у вас есть пять лет, один сценарий и один кастинг — вы работаете над деталями и фактически пишете картину. Это счастье, когда можно пять лет потратить на один фильм. В сериале сложнее: здесь другие бюджеты, а требования зрителей выше. Из кинозала зритель не убегает, а здесь в любую секунду можно переключить канал. По напряженности зрелища, по привлекательности того, что происходит на экране, требования к телевидению гораздо выше. Зрителю нужны чистые, мощные эмоции про свою жизнь. Это существует только в телевизоре».

 

Первым проектом «Амедиа» стал сериал «Бедная Настя» о крестьянской актрисе, попавшей в высший свет николаевского Петербурга; среди главных героев — цесаревич Александр. «Бедная Настя» моментально стала самым популярным сериалом в стране

 

 

Наталия Шнейдерова

Главный продюсер

«В первый год мы активно писали сценарий «Бедной Насти», съездили в Лос-Анджелес поучиться снимать сериалы, вернулись. Отсмотрели всех специалистов отрасли. И только в 2003 году запустили съемки.

Нас называют «мыловары», а мы к этому относимся с большим уважением. Мы не страдаем по большому кино, мы из тех, кто занимается своим любимым делом. Друзья с мужем — модным архитектором — смеются, что мы шнягу снимаем, зато папе приятно, когда он видит свою фамилию в титрах. Обидно, когда ругают сериалы. Отношение у многих снобское и неуважительное. И судя по нынешнему ТВ — небезосновательно. Но мы принципиально не снимаем большое кино, в первую очередь из-за того, что нет хорошей, крепкой истории.

Если говорить о том, чего мы не будем снимать, то точно мы не готовы браться за чернуху, порнуху и жесткие драмы».

 

 

Стас Иванов

Креативный продюсер студии «ИКа фильм», работающей совместно с «Амедиа»

«Как креативный продюсер я занимаюсь по большей части разработкой концептов и проектов: от фабулы до написания сценария. Лично мне кажется, что на рынке не хватает романтических комедий. Вот что хотелось бы снимать. Рынок перенасыщен проектами с криминальным уклоном, ментовскими боевиками. Хочется смешить людей, а это очень сложно. Но тем и интересно. Пострелять, посидеть в кустах, найти труп и отправить его на экспертизу — это легко. А рассмешить человека непошлой историей — непросто. «Амедиа» всегда славилась качественным и добротным сценарным материалом. Проекты действительно интересные и смешные. Это по-настоящему и зацепило. Ну и для нас это отличная возможность попробовать себя в телепроектах».

 

Ошибка в тексте
Отправить