перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Мода и стиль в фотографии» 15 лучших выставок

«Афиша» выбрала 15 лучших выставок фестиваля «Мода и стиль в фотографии»: от французских модернистов и супермоделей в бразильских трущобах до Дины Верни на французских курортах и Лили Брик на автопробеге.

архив

Великий немецкий фотоантрополог
Имя Зандера, бывшего шахтера, ставшего впоследствии иконой ранней фотоантропологии, связано прежде всего с Кельном, где существенную часть жизни он держал фотостудию. Зандер прожил до 60-х, и на его век пришлись расцвет и падение Веймарской республики, Третий рейх и разделение Германии. Прежде всего его имя связано с фотопроектом «Человек ХХ века» — с 20-х годов Зандер сериями снимал представителей разных классов: фермеров, интеллигентов, бродяг и цыган, документируя таким образом современную ему «классовую композицию». Кроме того, снимал он и пейзажи (их в основном и покажут на выставке) — они, если знать сопутствующий контекст, представляются величественной и безразличной сценой, на которой разворачиваются драматические классовые коллизии ХХ века.

Мультимедиа-арт-музей, до 7 апреля

 

Мануэль Оутумуро

Испанский фотограф моды
Очень скучный и крепкий автор, который не особо фантазирует, снимая, чтобы далеко не ходить, своих моделей в образе Одри Хепберн на знаменитой фотографии с сигаретой в длинном мундштуке. Замечателен он в основном дружбой с испанскими знаменитостями: Альмодоваром и Пенелопой Крус — их и фотографирует.

Манеж, 7 марта — 5 апреля

 

Сейду Кейта

Африканский классик портретной фотографии
Обычно антропологические фотопортреты жителей африканских стран делают заезжие белые фотографы — это и есть тот самый колонизаторский «взгляд белого человека», который так много критиковали в последние десятилетия ХХ века. Но Сейду Кейта, фотограф-самоучка из африканской республики Мали (бывшая французская колония), — это как раз случай исключительный, поскольку речь идет о местном фотографе, портретировавшем своих сограждан начиная с конца сороковых годов.

Мультимедиа-арт-музей, 27 февраля — 5 мая

 

Dior Couture. Патрик Демаршелье

Документация кутюра
Целый год знаменитый фотограф моды Патрик Демаршелье снимал знаменитых звезд кино и моды — от Шарлиз Терон до Жизель Бундхен — в перьях и кринолинах Диор. Наряды представлены за разные годы: с послевоенных лет и до времен проштрафившегося Гальяно. Закончив снимать этих знаменитых женщин, Демаршелье изрек, что не обязательно, мол, быть супермоделью, чтобы выходить хорошо на кутюрных фотокарточках, главное — чтобы характер был положительный и личность интересная. Так что фото его приобретают, видимо, двойную ценность: на них в хороших пальто — хорошие люди.

Манеж, 7 марта — 5 апреля

 

Карл Блоссфельдт и Эккехард Велькенс: диалоги о природе

Ботаническое фотоувеличение
Немец Блоссфельдт вполне может считаться продолжателем дела Альбрехта Дюрера: если бы ренессансный гений, изучавший природу с бесстрастностью ученого, имел в своем распоряжении фотокамеру, он бы обязательно ей воспользовался — и, наверное, именно так, как это сделал в 20-х годах ХХ века Карл Блоссфельдт. Его макроснимки растений, сделанные с помощью самодельной деревянной камеры, сколь точны, столь чудовищны — при слишком большом увеличении природа пугает. Его ботанический фотокаталог выставляется параллельно с гиперреалистичными рисунками нашего современника Эккехарда Велькена. И если столетней давности снимки относятся к той эпохе в фотографии, когда ее технические возможности и были ее художественной сутью, то современные дотошные рисунки растений завораживают чрезмерностью потраченных на них усилий — в условиях когда на то, чтобы зафиксировать момент живой природы, требуется одно нажатие кнопки.

 Мультимедиа-арт-музей, до 17 марта

 

Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920–1950. Из коллекции Кристиана Букре

Парижский фотомодернизм 20–50-х
Масштабная панорама модернистской фотографии 1920–1950-х из Парижа, переданная в свое время коллекционером Букре Центру Помпиду. Наднациональный суперстиль родился в Париже начала века, в городе старомодном внешне, но ультрасовременном по сути, куда ехали художники со всего мира. Наравне с фотографами — Брассаем, Ман Реем, Кертешем, Картье-Брессоном — покажут и художников, которые тоже работали в фотографии: Фернана Леже, Бунюэля и прочих, сюрреалистов, кубистов и всех-всех-всех.

Мультимедиа-арт-музей, до 26 мая

 

Валери Белен, или Иллюзия жизни

Техника на грани китча
Редко, но случается, когда фиксация на технической стороне фотографии приносит концептуальные плоды. Это и есть случай французской фотохудожницы Валери Белен, которая не снимает ничего необычного — это участники конкурсов двойников, пожилые венозные бодибилдеры, манекены, участницы конкурсов красоты, наконец, цветы в вазе. Но, в отличие от тысяч фотографов, она всякий раз находит тонкий оптический, чисто технический поворот, который обеспечивает банальному образу ту степень остранения, которая делает его художественным.

Мультимедиа-арт-музей, 28 февраля — 31 марта

 

Пьер Жаме. Дина Верни

Кадры из жизни знаменитой певицы
Пьер Жаме был певец и фотограф, Дина Верни — певица, русская эмигрантка, коллекционерка, меценатка, муза Майоля, роковая женщина и тому подобное — кто слышал ее «Окурочек», тот в курсе. Жаме фотографировал Верни в конце 30-х на французских курортах — она любила голой скакать по песку и плескаться под струями воды (натурщица же!), петь аккомпанируя себе на гитаре и улыбаться — идеальная модель, легендарная личность и самые подходящие сюжеты, чтобы удовлетворить любопытство на тему «люди, судьбы, времена».

Мультимедиа-арт-музей, 22 марта — 21 апреля

 

Мартин Парр

Ужасы буржуазного досуга
Мартин Парр издевается над богатеями, и получается довольно смешно и колко — особенно оттого, что он не преувеличивает, не преуменьшает, а просто снимает как есть — только смотрит через объектив очень зло. Норковые шубы в Сент-Морице, шляпки в Аскоте, фуршет в Париже — острое жало сатиры работает исключительно через беспощадный ракурс и кадрирование.

Мультимедиа-арт-музей, 22 марта — 21 апреля

 

Верушка

Легендарная манекенщица в образе зебры и африканского президента
Знаменитая манекенщица Верушка в начале 90-х, будучи уже очень взрослой дамой, развлекалась тем, что снимала постановочные автопортреты вместе с фотографом Андреасом Хубертусом Ильзе — получалось не хуже, чем у Синди Шерман (хотя, вероятно, Верушка просто стащила у великой Синди идею). Некоторые образы (в таком же, как у Синди, тяжелом гриме) очень похожи: потерянная девочка на фоне Нью-Йорка, президент африканского государства, изящная зебра в снегу и отчаявшаяся домохозяйка с кудельками.

Мультимедиа-арт-музей, 9 апреля — 19 мая

 

Календарь Pirelli 2013. Фотограф Стив МакКарри

Cупермодели в трущобах Рио-де-Жанейро
Карли Клосс, Адриана Лима, Петра Немцова и другие супермодели и актрисы в ежегодном календаре Pirelli, который на этот раз снял фотограф Стив МакКарри: декорации — экзотическая бедность Рио-де-Жанейро, граффити, специи, ободранные стены и красавицы на их фоне, разыгрывающие живость и естественность бразильских девчонок из трущоб.

Мультимедиа-арт-музей, 9 апреля — 5 мая

 

Никита Шохов

Наш ответ Парру
Парр, конечно, не единственный фотограф-пляжник на свете, которому мог бы подражать молодой талантливый Никита Шохов, у нас есть и своя мощная пляжно-черноморская традиция, не менее беспощадная к телам и нравам отдыхающих. У Шохова все такое же объемное, крупное, округлое и цветное, как у Парра, — не замечать это сходство сложно, можно за него ругать, но можно и полюбить, как любое талантливое эпигонство.

Галерея искусств Зураба Церетели, 23 марта — 12 мая

 

Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие

Лиля Брик за рулем автомобиля
Известная история о том, как Маяковский покупал Лиле Брик автомобиль («реношку», как она его ласково называла) заграницей, имеет фотографическое продолжение. Друг и соратник Брик и Маяковского Александр Родченко, любивший, как и должно конструктивисту, все прогрессивное, отправился с Лилей Юрьевной в путешествие Москва — Петербург, чтобы зафиксировать современную советскую женщину-шофера. В результате оказалось, что дорога ужасная, так что путешествие закончилось довольно быстро (Лиля, правда, успела устроить пикник на обочине, накрасить губы, сидя за рулем, сделать остановку, чтобы накачать колесо) — а фотографии остались.

Мультимедиа-арт-музей, 9 апреля — 5 мая

 

Влад Монро

Шекспировские страсти
Еще одна серия самого артистического российского художника Мамышева-Монро, который, даже находясь в добровольном изгнании на Бали, не выпадает из жизни и время от времени совершает набеги на отечественную арт-сцену, причем каждый раз в новом обличьи. Теперь в шекспировских образах: серьезный шаг, свидетельствующий о том, что дарование автора достигло наконец подлинной зрелости.

ММСИ в Ермолаевском, 6 марта — 5 апреля

Ошибка в тексте
Отправить