Как будет меняться московское метро Новые станции за МКАД, вагоны на автопилоте, легкое метро до Химок и другие планы до 2025 года
Новости о планирующихся изменениях в московском метро поступают с поразительной частотой — «Афиша» собрала все планы и обещания до 2025 года.
2013
Уже в октябре должны открыться, наверное, самые долгожданные станции метро: продолжающие Таганско-Краснопресненскую линию «Жулебино» и «Лермонтовский проспект». Заммэра по строительству Марат Хуснуллин обещал открыть их еще к 1 сентября, но это было до выборов — сразу после них сроки сдвинулись. Пока речь идет о начале октября, но и в том, что открытие станций все-таки случится в это время, многие сомневаются. Местные жители, которым раньше до ближайших станций приходилось добираться на автобусе, открытию этих станций, понятно, будут только рады, а вот все остальные, кажется, не очень — эксперты считают, что ветка станет перегруженной.
Кроме «Жулебино» и «Лермонтовского проспекта», в планах метрополитена на этот год — открыть станции «Деловой центр» и «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии и «Лесопарковую» и «Битцевский парк» Бутовской линии (так что она наконец станет пересекаться с Калужско-Рижской) — все это в декабре. В 2013-м собирались еще открыть второй выход станции «Бауманская», но позже от этого проекта решили отказаться — как заявил Марат Хуснуллин, «получилось очень дорого».
В конце года, судя по всему, станет ясно, какими будут новые поезда метро: Московский метрополитен проведет тендер, участвовать в котором среди прочих собираются концерн Siemens и холдинг «Русские машины», объединившиеся ради такого дела. Посмотреть на поезда Siemens Inspiro можно, например, здесь: световые линии в дверях, реагирующие на загрузку вагона, информационные экраны, подсветка на уровне ног, откидные места, сквозной проход через вагоны и так далее. Другие участники тендера — «Уралвагонзавод» вместе с канадским концерном Bombardier (поезда у которых не менее впечатляющие, чем у Siemens), «Метровагонмаш» (именно он, например, делал «Русичи», курсирующие по Кольцевой) и другие. Сумма контракта на поставку и обслуживание 2400 вагонов — 300 млрд рублей.
Турникеты начнут принимать карты
Этой осенью турникеты некоторых станций (каких — пока неизвестно) оборудуют системой, которая будет считывать банковские карты Visa payWave: то есть можно будет просто приложить карту и пройти. Сейчас такая система действует, например, в аэропорту Шереметьево, где таким же образом можно оплатить проезд на аэроэкспрессе. Напомним, сейчас в метро с помощью банковской карты можно только купить билет в автомате — и то не любой и не везде.
Новые функции «Тройки»
В декабре 2013 года изменения будут происходить и с электронной картой «Тройка»: пополнять ее можно будет не только в автоматах метро и терминалах, но и через сайт, мобильное приложение, некоторые банкоматы или СМС-сообщение. Узнавать баланс или блокировать карту можно будет по номеру 3210. Все это, очевидно, сделает «Тройку» более полезной: недавно, напомним, появилась возможность записывать на нее билеты «Единый», «90 минут» и абонементы на электричку.
2014
Изменения коснутся Серпуховско-Тимирязевской линии, сейчас одной из самых проблемных: не проходит и недели, чтобы там не случилось какого-нибудь сбоя или возгорания, приводящего к долгим остановкам, столпотворению и возмущениям. В 2014 — начале 2015 года там заменят все поезда на новые — модели «Ока» (с кондиционерами, удобными сиденьями и прочими бонусами), которые и так уже ходят по серой линии (а еще — по Калининской), но пока вперемешку со старыми. Интересно, что будет, когда замена окончательно произойдет, ведь постоянные неполадки многие, в частности сами машинисты, связывают именно с новыми поездами: якобы они уже пришли в негодность, в программном обеспечении происходят сбои, а машинисты в новых составах понимают очень мало.
Станции «Спартак», «Котельники» и другие
Согласно планам метрополитена, станцию «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, запланированную еще в 1970-х и тридцать лет находящуюся в замороженном состоянии, наконец откроют в мае 2014 года — на карте метро она находится между «Щукинской» и «Тушинской». В 2014-м же запустят станцию «Котельники» за «Лермонтовским проспектом» и шесть станций в северной части салатовой Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Кроме того, продлят и красную линию: «Юго-Западная» перестанет быть конечной, за ней построят «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево» — последняя будет находиться уже за МКАД, между Киевским шоссе и деревней Саларьево, то есть уже на территории Новой Москвы.
Вайфай на всех линиях
До середины 2014 года на всех линиях метро (только в вагонах — но не на станциях и в вестибюлях) заработает вайфай: московское правительство наконец нашло компанию, которая согласилась за это взяться, — ЗАО «Максима Телеком». Пока беспроводной интернет есть только на короткой Каховской линии, следующими будут Кольцевая, Сокольническая и Калининская. Скорость передачи будет 50 Мбит/с на поезд.
Никаких билетов на 1 и 2 поездки
В следующем году произойдет и другое важное изменение: из касс метрополитена и аппаратов исчезнут бумажные билеты на 1 и 2 поездки (сейчас они называются «Единый»), так что оплачивать проезд надо будет либо «Единым» со множеством поездок, либо «Тройкой», либо покупать билет «90 минут». Чиновники говорят, что делается это для того, чтобы уменьшить очереди в кассы: билеты на 1 и 2 поездки пока самые популярные. Впрочем, исчезнуть билеты из продажи должны были еще летом, но москвичи так возмущались, что дату переносили дважды. Эта инициатива и до сих пор многим кажется сомнительной. Есть и приятное изменение, связанное с новыми транспортными билетами: с марта 2014 года «Тройкой» можно оплачивать автомобильную парковку и велопрокат.
Открытие северного вестибюля «ВДНХ»
Летом 2014 года должны открыть северный вестибюль станции метро «ВДНХ», который закрыли в июне, для того чтобы заменить эскалаторы, обновить инженерные сети, вентиляцию, турникеты и отремонтировать кассовый зал. Сейчас станция (как правило, всегда перегруженная) испытывает нелегкое время: северный выход, который ведет к ВВЦ, всегда был самым популярным.
2015
К 2015 году метрополитен начнет закупать новые поезда — очевидно, те, которые победят в тендере в 2013-м. Поезда эти будут, как уверяют, «принципиально новые»: со сквозным проходом через весь состав, чтобы люди могли рассредоточиться по поезду, автоматически складывающимися в час пик и убирающимися в нишу сиденьями (одна пятая от всех сидений), выдвижными мостиками для заезда инвалидов. Еще обещают замысловатую систему освещения, меняющуюся в зависимости от времени суток, экраны, подсказывающие пассажирам, в какую сторону идти, и даже вагоны на автопилоте: то есть для движения машинист им будет не нужен, но, как говорит начальник службы подвижного состава Александр Вайсбурд, сотрудник все равно будет стоять рядом и следить. Кроме того, ходить поезда будут нешумно, двери зажимать — небольно, а кондиционеры в них действительно будут работать. Почитать про поезда будущего можно здесь. На каких линиях они появятся сначала, пока неясно, но известно, например, что в 2015 же году поменяют составы Замоскворецкой линии — на «Оку».
Новые станции и метро до Химок
По планам метрополитена через два года должно быть завершено строительство станций, продлевающих Замоскворецкую линию на север, — «Беломорская улица» и «Улица Дыбенко», а также станции «Технопарк», которая на карте расположится между «Коломенской» и «Автозаводской». Еще откроются западные станции Калининско-Солнцевской линии — «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» — и Кожуховской на юго-востоке: «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Некрасовка». В 2015 году запустят первый участок Третьего пересадочного контура: станции «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». В этом же году запустят новую ветку легкого метро в Подмосковье — в Химки и аэропорт Шереметьево.
2016
На все те же поезда «Ока» заменят нынешние составы на Таганско-Краснопресненской линии — сейчас по ней ходят старые поезда. Кроме этого, должно закончиться строительство пяти станций Кожуховской линии на юго-востоке Москвы: «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица» и «Ферганская улица». Продолжат строить Третий пересадочный контур.
2017
К 2017 году должен замкнуться Третий пересадочный контур, то есть должны открыться все его станции — получится практически еще одно кольцо. Также откроются восемь станций на западе Калининско-Солнцевской линии: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка» — последняя станет конечной и откроется прямо в одноименной деревне. Раньше шла речь о продлении линии до аэропорта Внуково, но в последний раз Собянин заявил, что ничего такого не планируется. Протяженность Калининско-Солнцевской линии будет 26 км — она станет самой длинной веткой метро.
2018
В 2018 году будут достраивать все ту же Калининско-Солнцевскую линию: она дополнится центральными станциями «Третьяковская», «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект».
2019
По планам должно закончиться строительство хордовой линии метро вдоль Калужского шоссе в районе Новой Москвы — 3 или 5 станций (данные разнятся) до Коммунарки, которая была призвана стать парламентским центром, но пока так и не сложилось. Линия пока только проектируется.
2020
К 2020 году Московский метрополитен планирует закупить 3000 новых вагонов. Учитывая, что сейчас в метро всего около 4500 вагонов, это примерно две трети — но с учетом новых станций, которые построят к 2020 году, доля новых вагонов будет все-таки меньше.
2025
Через 12 лет легкое метро наконец придет в Подмосковье. Посмотреть план строительства линий можно здесь. Чиновники обещают, что линии метро пройдут через все крупные города Подмосковья, конечные станции будут в следующих: Крюково, Шереметьевское, Пушкино, Железнодорожный, Балашиха, Люберцы, Домодедово, Подольск, Одинцово и Нахабино. Мытищи в этом плане — самый невезучий город: там уже несколько лет то обещают сделать метро, то заявляют, что это нецелесообразно. В последний раз, неделю назад, именно второй вариант выбрала директор института НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина. Говорят, иначе будет серьезный коллапс.
Пока что есть только схема метро, каким оно должно стать к 2020 году. Подробнее на нее можно посмотреть, например, здесь.