перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Матеу Эрнандес «Барселона хорошо знает, что значит не быть международным городом»

Среди гостей прошедшего в Москве Moscow Urban Forum были не только градостроители, но и чиновники с бизнесменами. Среди них — Матеу Эрнандес, генеральный директор Barcelona Global, форума, объединяющего экспертов, компании и предпринимателей, заинтересованных в экономическом развитии Барселоны.

архив

Матеу Эрнандес — чиновник от экономики с большим стажем: кроме нескольких государственных и некоммерческих агентств и комиссий по развитию бизнеса в Барселоне, он, например, работал в Организации экономического сотрудничества и развития

— Сегодня какой город ни возьми — он стремится быть global, международным центром того или этого. Почему нельзя быть просто хорошим, удобным, красивым городом?

— Быть международным — это не цель, а инструмент. Цель — город, в котором люди могут работать, растить детей, веселиться, то есть жить. И молодые, и старые, и иностранцы, и коренные жители. Но не быть международным в XXI веке значит противоположное — вы теряете рабочие места, люди уезжают, туристы не приезжают и так далее. На самом деле Барселона стала хорошо известна миру не так уж давно, так что мы хорошо себе представляем, что такое не быть международным. В начале 1980-х это значило, например, высокий уровень безработицы, отсутствие налоговых поступлений в бюджет — следовательно, неразвитую социальную сферу, плохой общественный транспорт. Талантливые люди уезжали учиться и работать в другие города, потому что Барселоне нечего было им предложить.

— Но все изменилось после Олимпиады 1992 года.

— Да, она позволила сделать две вещи. Во-первых, многое сделать в городе: открыть его к морю, построить новые или отремонтировать старые дороги, обновить порт. Во-вторых, это была большая рекламная кампания, способ сказать миру: «Эй, мы тут — хороший средиземноморский город, приятный климат, доброжелательные люди, красивая архитектура, хорошая инфраструктура — приезжайте к нам!» Но с тех пор уже много воды утекло, и теперь нужны другие поводы. Например, сейчас ассоциация мобильных операторов GSMA выбрала Барселону в качестве «Столицы мобильных технологий» — еще один повод напомнить миру о себе, привлечь инвестиции, туристов.

— Вот у вашего соседа, Бильбао, рекламная кампания была, пожалуй, поярче — Музей Гуггенхайма по проекту Фрэнка Гери.

— Да, Бильбао — это «всем пример», как нужно меняться. Я первый раз приехал туда в начале девяностых, это был серый, пустой город. Прошло десять лет — и он стал живым и интересным. Но это потому, что кроме музея там был построен крупный конференц-центр — люди приезжают на разные конгрессы; они подняли национальную кухню — люди приезжают ради вкусной еды; развивалась местная промышленность. Гуггенхайм — это прекрасная рекламная камапния, и это здорово. Но за ней была еще большая работа.

— И большие деньги, ведь баски, кажется, оставляют себе почти все налоги — таких возможностей нет у Барселоны.

— Да, в Стране Басков все налоги собираются в ее пользу, и только небольшая часть отправляется в федеральный бюджет. То есть каждая копейка, потраченная или заработанная в Бильбао, возвращается в Бильбао. В Барселоне собираемые налоги идут всей Испании, что хорошо для Испании, хорошо для Каталонии и Барселоны. Но если эта нагрузка слишком велика, то возникают проблемы.

— А теперь еще и кризис — все, наверное, совсем плохо?

— Ситуация очень тяжелая по всей Испании. Очень высокая безработица, кризис уже давно длится и еще не скоро закончится. Но давайте посмотрим, что происходило в Барселоне во время кризиса 1979 года и что сейчас? Тогда в Барселоне была безработица 22 процента, сегодня ненамного ниже — 17 процентов. Но тогда уровень безработицы в Барселоне был выше, чем в Мадриде, выше, чем по всей Испании. Сегодня — наоборот. Тогда был дефицит местного бюджета — больше 50 процентов, а сегодня бюджет стабилен. Это позволяет работать над проектами, которые были начаты до кризиса: расширение порта, строительство скоростной железной дороги, которая соединит Барселону и Францию, нового метро вокруг Барселоны, которое свяжет город с Мадридом и т.д. Все эти проекты — это рабочие места сегодня, и еще больше рабочих мест будет завтра.

— В Барселоне есть и свой «инновационный округ», созданием которого вы в какой-то момент руководили...

— Да, район 22@, опустевшая в какой-то момент промзона общей площадью почти в миллион квадратных метров. Там можно было бы построить много жилья, но мы сделали другой выбор — развивать там деловой квартал, ориентированный на высокие технологии. При этом собственность там частная, так что нам пришлось повесить перед владельцами морковку — сказать, что если они будут действовать по нашим планам, то у них будет больше возможностей. И это был очень успешный проект: в 10 минутах от центра и одновременно в 10 минутах от пляжа, вокруг развлечения, жилье. За десять лет нам удалось создать там 45000 новых рабочих мест, и, когда проект будет закончен, их станет в два раза больше. А город получает высокотехнологичный экономический кластер в самом центре.

— Разве не лучше, когда бизнес и рынок сами решают, что и где должно происходить?

— Надо искать правильное сочетание, как в кулинарии — правильно смешивать ингредиенты. Стоять только за рынок или только за госпланирование — обрекать себя на неудачу. Если бы мы разрешили девелоперам самим решать, что делать в 22@, то у нас были бы сейчас сотни тысяч квадратных метров жилья, которое в кризис не продашь. В зависимости от момента, от проблемы нужно добавлять больше ингредиентов свободного рынка или больше государства. Нужен баланс, глаза и уши должны быть открыты.

Ошибка в тексте
Отправить