15 лучших событий с 31 декабря по 10 января
«Афиша» составила список самых выдающихся фильмов, выставок, концертов и уличных торжеств, которые стоит посетить во время новогодних каникул.
00.00 (фейерверк), до 03.00 (каток), до 05.00 (кафе «Булка», «Мороз и солнце»), 01.00–07.00 (кафе «Медео», вход 500 р.)
В московских парках можно провести хоть все 10 дней подряд — везде что-то придумали, украсили, подсветили, наняли гончих собак и позвали диджеев — выбирать парк под настроение можно на специальном сайте «Зима в парке». Но наряднее всего будет в новогоднюю ночь в парке Горького, где до полуночи будут катать по набережной на собачьих упряжках, запускать гигантских воздушных змеев, звать детей в удивительную поющую елку и танцевать под модных диджеев Липелиса и Марка Щедрина, а сразу после полуночи обещают грандиозный фейерверк. Локальные вечеринки — например, в кафе «Медео» с диджеями Санчесом, Сапуновым, Сергеевым и другими — будут идти до самого утра.
(495) 518 79 72, Дербеневская, 20, стр. 10, м. «Павелецкая», 22.00–06.00, вход 1500 р.
Для тех, кто никак не может остыть от акций протеста. Политизировавшемуся Сергею Михалку на родине чиновники вовсю вставляют палки в колеса, зато ему всегда рады здесь. Поэтому Новый год группа отпразднует в Москве, причем с друзьями — «ляписы» везут сюда целый музыкальный десант в виде групп «Крамбамбуля» и Pomidor/off, певца Лявона Вольского и промоутера Александра Богданова в роли диджея. Усатым обещаны привилегии, какие — неясно.
+7 495 221 75 57, Солянка, 11, м. «Китай-город», c 22.00 вход по записи, с 1.00 вход 2000 р.
Самая многолюдная и веселая из резиденций «Солянки» для новогодней ночи — беспроигрышный вариант: любой рядовой «Love Boat» по градусу веселья и так похож на Новый год. Придумавший вечеринку Виталий Козак не раз выводил на сцену экстравагантных представителей поп-цеха вроде Людмилы Гурченко и Ирины Понаровской, поэтому выступление одного из самых солидных и благородных московских коллективов, «Квартала», совсем не удивляет. Песни про Парамарибо и Таити для праздничного настроения — хорошее подспорье.
расписание и билеты, рецензия «Афиши»
Финчеровская экранизация Стига Ларссона с Дэниелом Крейгом в главной роли. Репортер Блумквист, деморализованный и разоренный судебной тяжбой с плохим миллиардером, получает возможность поправить свое положение — другой миллиардер предлагает за хороший гонорар расследовать гибель его внучатой племянницы, которая 40 лет назад не вернулась домой к обеду. Чтоб не запутаться в неприятных людях с одинаковыми фамилиями, Блумквист рекрутирует в помощницы социально неблагополучную мотоциклистку Саландер — гениальную компьютерную взломщицу, драчунью, психопатку и бисексуалку с фотографической памятью, которая с пеленок ненавидит весь мир, на что мир отвечает ей взаимностью.
рецензия «Афиши», (495) 637 11 00, Остоженка, 16, м. «Кропоткинская», вт-вс 12.00–21.00, бесплатный вход 2–9 января
«Мультимедиа-арт-музей» работает по музейным стандартам допоздна — что в ленивые праздничные дни важно. Кроме того, в дни каникул вход будет бесплатным. Но главное все же — только что открывшаяся выставка «Из новых поступлений», любительские снимки дворянина Петра Веденисова (дочери, новогодняя елка) и фотоочерк из жизни семьи рабочего завода «Красный пролетарий» Филиппова, сделанный фоторепортерами Шайхетом и Альпертом в начале 1930-х. Вместо частной жизни дворянских интеллигентов — общественная жизнь заводских пролетариев, вместо шляп — косынки, вместо игры на домре — курсы для малограмотных.
(499) 253 53 00, Пресненский Вал, 6, стр. 1, м. «Улица 1905 года», c 21.00, вход 700–1000 р.
Naive New Beaters делают дурашливую музыку, которую сами окрестили «поп-рэп» — речитатив там и правда имеется, но на деле это довольно нелепый диско-панк, сильно выигрывающий при живом контакте с публикой. Два года назад NNB привозили сюда под эгидой фестиваля Transmusicales в одной обойме с прочими актуальными французами, сейчас везут с сольным концертом, на который в новогодние каникулы предполагается немалый спрос — ввиду отсутствия конкурентов.
(495) 637 11 00, Остоженка, 16, м. « Кропоткинская», вт-вс 12.00–21.00, бесплатный вход 2–9 января
Снова «Мультимедиа-арт-музей», и все резоны (бесплатный вход, работает вечером) верны, но есть и дополнительный: выставка закрывается 15 января и это в некотором смысле шанс для тех, кто все пропустил. Тема гламурна донельзя: мода и балет. К открытию старой сцены Большого журнал Vogue сделал целый номер с фотографиями великих фотографов, делавших снимки собственно на тему моды и балета, — на выставке покажут даже сверх того, что вошло в журнал. Сесил Битон, Ирвин Пенн, Майя Плисецкая, Нуриев и Фонтейн, батманы и плие — волшебный мир абсолютной фотогеничности.
рецензия «Афиши», (495) 697 79 98, 697 95 78, Волхонка, 12, м. «Кропоткинская», вход 300 р., 4 января 10.00–19.00, расписание в остальные дни смотрите на сайте музея
В очередях на Караваджо в том же Пушкинском москвичи стоят с конца ноября — сейчас, кажется, поток схлынул, и наконец можно посмотреть «Визионеров». Впрочем, в январе у них сложный график работы: почти во все нечетные дни выставка закрывается рано, в 17.30. Композиции и характер рисования Блейка затейливы той особой затейливостью, которая отличает отделку английских готических соборов от соборов континентальных. И это именно та затейливость, которая передалась от забытого было Блейка его более «профессиональным» последователям — прерафаэлитам. Именно Данте Гэбриел Россетти заново открыл Блейка, копаясь в собрании гравюр Британского музея. Работы Россетти — вместе с некоторыми вещами Фюсли, Берн-Джонса и более позднего их преемника, веселого порнографа Обри Бердслея, — в Пушкинском покажут в качестве сопровождения к сотне графических листов самого Блейка, их праотца, прародителя, пророка.
расписание и билеты, рецензия «Афиши»
Экранизация детской книжки про сироту и Жоржа Мельеса; первый семейный и первый трехмерный фильм Мартина Скорсезе. Париж 1930-х годов. После смерти отца-часовщика Хьюго Кабре живет малолетним беспризорником на чердаке башни вокзала Монпарнас. Из наследства у мальчика лишь сломанная заводная фигура-автоматон, которую отец откопал безуспешно пытался починить. С нелепой уверенностью, что в машине заключено тайное отцовское послание, Хьюго пытается завершить начатое, для чего то и дело ворует недостающие детали у месье Жоржа — владельца привокзальной палатки с игрушками.
расписание и билеты, рецензия «Афиши»
Историческая драма Роберта Редфорда. Через пять дней после окончания Гражданской войны президент Линкольн пришел в театр на «Нашего американского кузена», а вместо смешного спектакля получил пулю в затылок. Стрелял Джон Уилкс Бут — популярный актер, участник антиправительственного заговора, предполагавшего одновременное устранение всех членов правительства. Бут погиб в перестрелке, его товарищи — повешены, единственная двусмысленность связана с судьбой Мэри Сурратт — владелицы пансионата, где проходили встречи заговорщиков. Защищать ее в суде выпало молодому ветерану Фредерику Эйкену, и этот рассказ был бы намного короче, не верь Эйкен в Конституцию чуть больше, чем в Линкольна.
рецензия «Афиши», (495) 697 79 98, 697 95 78, Волхонка, 12, м. «Кропоткинская», вход 300 р., 6 января 10.00–19.00, расписание в остальные дни смотрите на сайте музея
Пожалуй, самая значительная классическая выставка года — и не только в Москве, а также источник бесконечных очередей на Волхонке. То, что Караваджо убил человека, сегодня скорее умиляет: гению простили преступление за истечением срока давности, а искусство его становится все актуальнее. В Пушкинский привезли 11 полотен, среди которых важнейшее — «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария-дель-Пополо и «Юноша с корзиной фруктов».
Образчик жанра, традиционно презираемого интеллектуальными балетоманами и трепетно любимого всеми остальными: юбилейный оливье с мелко накрошенными лакомствами — дуэтами, соло, а в данном случае — еще и кордебалетными ансамблями. На нынешнем концерте, собирающем всех солистов-звезд, будет не хватать только Натальи Осиповой и Ивана Васильева, их уход восприняли болезненно и с обидой.
Храм Христа Спасителя: 12.00–16.00, Поклонная гора 12.00–20.00.
Рождественские торжества 7 января идут на двух площадках. У Храма Христа Спасителя будет красиво и патриотично: там в полдень обещают детскую сказку «Летучий корабль», притом со «спецэффектами для волшебных превращений». После спектакля — концерты коллективов «Славянский ход», «Вольница» и «Славяне». На Поклонной будет почти карнавал: с ряжеными, «Рождественской трапезной» и спектаклями о рождении младенца Иисуса и чудесах в Сочельник. Ансамбль «Вольница» успеет отыграть и здесь (вместе с «Горницей», «Охочими комедиантами» и другими классиками жанра). В конце — праздничный фейерверк.
(495) 694 28 90, 694 66 60, Петровка, 25, м. «Чеховская», пн-ср, пт-вс 11.00–20.00, чт 13.00–21.00, вход 20–300 р.
В одном из немногих достойных московских музеев, открытых по понедельникам, — выставка работ Ostengruppe. Плакат умер, но Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Анна Наумова продлили жизнь этого вида графического искусства лет на пятнадцать одним своим голым энтузиазмом. Они поставили производство плакатов на поток, когда плакаты никому уже были не нужны: в 2000-х их можно было делать только даром. Бумажный плакат сегодня — ненужное дополнение к культурному событию, но плакаты «остенов» становились событиями сами по себе. Нужно поторопиться увидеть — выставка работает до 15 января.
(499) 268 60 11 (общая справочная), 268 75 30, Сокольнический Вал, 1, м. «Сокольники», информацию о времени работы фестиваля, катков, трасс и стоимости проката смотрите на сайте парка
Вообще, поводов съездить в «Сокольники» масса: там открылся бесплатный каток площадью в 17400 кв.м, там работает единственный в стране эко-каток — крытое белоснежное пространство из экологически чистых материалов, там запустили 12 лыжных трасс, а также все это красиво подсветили и украсили. Кроме того, 5 января архитекторы и скульпторы начинают строить настоящий город из снега и льда: с гостиницей, тюрьмой, фитнес-центром, банком и так далее. К 10 января должны закончить — посмотреть на это стоит даже взрослым.