перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«В Британии школы похожи на тюрьмы с высокими заборами» Эксперт по детским площадкам о том, как сделать город удобным для детей

Тим Гилл уже 15 лет занимается детскими площадками, школами и вообще всем, что касается жизни детей в городе. В Москву эксперт приехал на Второй урбанистический форум и поговорил с «Афишей» о том, почему за детей не надо бояться.

архив

— Детей в городе часто воспринимают как «маломобильную группу населения», а не как полноценных жителей, — это правильно?

— Конечно, дети — это особая группа жителей, потому что у них потребности и восприятие города особые, не такие как у остальных потребителей. Когда они рождаются, они полностью зависят от взрослых, беззащитны и беспомощны. Но потом они становятся все увереннее, независимее, начинают отвечать за себя. Этот путь начинается в детстве, так что нам, остальным, нужно подумать над тем, как этот путь сделать комфортным, как сделать так, чтобы они научились всему, что нужно знать об окружающем мире. В каком-то смысле мы можем посмотреть на детей как на индикатор — если детям хорошо в городе, значит, он хорош и для всех остальных. Но вот чего не нужно делать — специальных мест для детей. Во всяком случае, их не должно быть много. Дети должны иметь доступ ко всему городу, общаться с другими детьми разных возрастов, со взрослыми. Быть полноправными участниками городской жизни, а не птицами в золоченых клетках.

— Ну, о золоченых клетках речи нет, обычно все ограничивается игровой площадкой во дворе.

— Да, этого мало. Надо весь город делать удобным, дружественным к детям, чтобы они могли двигаться по нему сами, могли общаться, — сначала в своем дворе, потом подрасти, сесть на велосипед и уже по всему району, потом пойти еще дальше — так они растут, узнают город, начинают его любить. Этот интерес к городу должен появиться довольно рано, еще до того, как начнется подростковый период — в нем ведь дети становятся довольно агрессивны, они хотят в основном общаться друг с другом. Но и это очень важный период. Я думаю, как в России, так и в Великобритании много проблем с подростками, и у самих подростков много проблем. Я думаю, одна из причин в том, что у них не было возможности познакомиться с этим миром, до того как они вошли в этот сложный возраст. И когда на них все это обрушивается — свобода, проблемы — им трудно справиться с этим, если нет контакта с окружением, в том числе и с городом. Если посмотрите на страны, в которых детям лучше всего живется, — Скандинавия, Нидерланды — все это страны, где на улицах много детей в возрасте 6–7–8 лет. Они идут из школы, гуляют в парке. Надо брать с этих стран пример, и нам, в Англии, и вам, в России.

— Когда-то ведь это было совершенно нормально, а потом вдруг все стали бояться за детей, держать их постоянно под присмотром. Как это началось?

— У меня есть теория на этот счет. Если попробовать найти какой-то один фактор, который много изменил, то им окажется автомобиль. По нескольким причинам. Во-первых, просто потому, что улицы с автомобилями опасны для детей. Но, во-вторых, чем больше люди проводили времени в машине, тем неуютнее они себя чувствовали снаружи. То есть это порочный круг — чем больше людей в машинах, тем опаснее на улицах, и еще больше людей хочет спрятаться в машине. Многие дети вообще на улице бывают, только когда идут от двери дома до пассажирской двери машины, а с миром могут познакомиться только через окно!

— Да и даже вне машин — для детей всегда придумывают какой-то специальный мир, который мало связан с реальным. У нас до самого последнего времени любили строить сказочные избушки на детских площадках. А разве детям это нужно?

— Для маленьких детей самое главное — масштаб. Это очевидно, но про это часто забывают — площадка должна быть соразмерна ребенку, не должна пугать его своими размерами. Кроме того, площадка должна четко выделяться из своего окружения. Даже маленькие дети узнают площадку, если она правильно сделана. А на самой площадке важно, чтобы было много разных форм активности. Места, где спрятаться, вещи, с которыми можно играть, песок. Дети часами могут сидеть в песочнице, вот почему они и пляжи любят. И кроме того, дети любят устраивать себе испытания, даже очень маленькие — дети должны набивать шишки и они вполне могут о себе позаботиться, они понимают, где опасно, а где нет и как надо себя вести. Еще очень важно, чтобы дети много времени проводили на природе. Что-то есть в природе, что детей успокаивает, а еще это помогает им установить связь с планетой. Если нас заботит экология, то надо обязательно гулять с детьми на природе.

— Еще есть школы — их чаще всего превращают в какие-то замки, закрытые от всех.

— Да, в Британии школы чаще всего похожи на тюрьмы с высокими заборами. В Германии, в Дании такого нет — почему? Они меньше любят детей? Меньше заботятся об их безопасности? Не думаю, и не думаю, что детям действительно угрожает такая опасность и их нужно так оберегать, чтобы превращать детскую площадку в подобие тюремного двора. Но это очень живучий страх, хотел бы я знать, как с этим что-то сделать. В Англии мы начали с этим работать — не со школьными дворами, а с обычными, и нам кое-что удалось — убрать заборы, сделать площадки не такими стерильными, стандартизированными. И они безопасны, и родители чувствуют себя спокойно. Но мы работали над этим десять лет!

— С чего вы начали?

— Я возглавлял некоммерческую организацию, которая называлась Children’s Play Council, и мы начали общаться с производителями площадок и показывать, что игровые площадки стараются сделать все безопаснее, а они становятся от этого все хуже. Что мы должны остановиться и подумать — что такое хорошая детская площадка, для чего она? Тогда мы поймем, что она для приключений, для того чтобы испытать себя, рискнуть. Мы собрались и стали искать новый подход, более тонкий, сбалансированный. Потом мы получили поддержку со стороны государства, со стороны проверяющих и контролирующих органов, со стороны муниципалитетов. И у нас появились более интересные площадки, а вот несчастных случаев больше не стало.

— Как это вообще устроено в Англии? У нас вот есть несколько производителей, есть такая строка в смете на благоустройство двора — детская площадка. И готово — тысячи одинаковых площадок по всей Москве.

— Да, как фабрика. В Англии это меняется. Нам удалось заставить об этом думать иначе и муниципальную власть, и архитекторов, и производителей. Но на это ушло 4–5 лет. Очень большую роль сыграло то, что правительство давало деньги муниципалитетам — три года подряд, несколько сотен миллионов фунтов — на строительство детских площадок. С условием, что это будут другие площадки, что они будут лучше — деньги давались, если были конкретные проекты. Это не всегда работало, и правительство требовало делать все очень быстро — завтра дайте им новую площадку, на следующей неделе дайте. Но все равно, это сильно повлияло и на муниципальные власти, и на производителей. Мы проводили потом опросы детей, да и невооруженным глазом видно, что ситуация стала лучше, — пять лет назад я не мог бы показать ни одной хорошей площадки в Лондоне, а теперь они есть.

— То есть все дело в деньгах?

— Я думаю, что в первую очередь нужно время, чтобы отношение изменилось. Но деньги, конечно, помогают. Во-первых, тогда правительство может просто приказывать — делайте так, а не иначе. Но, во-вторых, поднимается шум. Дизайнеры сразу хотят что-то сделать. Бизнес говорит — о, мы можем позволить себе эксперименты, мы можем обогнать другие компании. Ландшафтные архитекторы тоже стараются показать себя с лучшей стороны. Ведь построить хорошую детскую площадку — это задача немногим проще, чем построить здание или целый парк.

Ошибка в тексте
Отправить