перейти на мобильную версию сайта
да
нет

История Ходынского поля Ипподром, аэродром, торговый центр и другие стройки

На Ходынском поле началось строительство большого торгового центра, парка и бизнес-центра с гостиницами. «Афиша» вспомнила самые важные события, происходившие на многострадальной Ходынке за последние двести лет.

архив

1834 год. Открытие ипподрома

None

До середины XIX века на территории Ходынского поля не было ничего примечательного — пахотные земли ямщиков Тверской слободы и поля для народных гуляний. В 1834-м там появился ипподром (но не в современном виде — главное здание построили через пятьдесят лет), который, правда, сначала большой популярностью не пользовался — в первый год существования там провели всего два беговых дня. Все изменилось, когда в 1870-х годах один из членов скакового общества увидел за границей тотализатор и привез его в Москву, — с тех пор скачки стали любимым развлечением московской аристократии. Два раза ипподром временно закрывали — во время Гражданской (на трибунах выступал Ленин) и Великой Отечественной (там был призывной пункт) войн. Ипподром существует до сих пор, хотя его здание давно нуждается в ремонте; этим летом туда вернули легальный тотализатор.

 

1896 год. Давка во время коронации Николая II

None

В мае 1896 года на Ходынском поле происходило гуляние по случаю коронации Николая II, где собралось не меньше 500 тысяч человек: узнав, что на празднике обещают раздачу кульков с колбасой, сладостями и ценных монет, люди приходили на поле за несколько часов, целыми семьями. Когда стало понятно, что подарки достанутся не всем, толпа стала рваться к киоскам, те, кто раздавал провизию, — просто бросать ее в людей. Полицейские, которых на поле было меньше двух тысяч, с давкой не справились; считается, что в тот день на Ходынском поле погибли около 1400 человек, столько же были ранены. В качестве компенсаций раненые и семьи погибших получили по бутылке мадеры и 50–100 рублей, некоторые и вовсе ничего — с тех пор у царя появилось устойчивое прозвище Кровавый, а у Ходынки — дурная слава.

 

1910 год. Открытие аэродрома

None

В 1910 году на Ходынском поле построили аэродром, где через десять лет были совершены первые в России международные перелеты — в Берлин, а потом и внутренние — в Нижний Новгород. Вскоре аэродром стал Научно-испытательным институтом, там располагались авиационные заводы, Центральная вертолетная станция, оттуда постоянно летали самолеты. В середине XX века большую часть рейсов перевели во Внуково и Быково, а в 2003 году аэропорт и вовсе закрыли. Сегодня о его существовании напоминают остатки взлетно-посадочных полос, на которых стоят гниющие списанные самолеты и вертолеты, любители радиоуправляемых моделей авиатехники, которые до недавних пор символично собирались на пустырях у полос, и станция метро «Аэропорт» — когда-то Замоскворецкую ветку метро тянули сюда специально из-за аэродрома. 

 

1930-е. Строительство авиационных конструкторских бюро

None

В тридцатые участки Ходынки вокруг аэродрома заполнили авиационные конструкторские бюро и их заводы — Сухого, Микояна и Ильюшина. После того как основную часть рейсов перенесли в подмосковные аэропорты, полосы использовались как раз заводами — на них испытывались новые разработки. Последний самолет взлетел отсюда в июле 2003 года, это был Ил-38SD, проданный военно-морским силам Индии.

 

1965 год. Открытие аэровокзала

None

После Второй мировой войны количество регулярных рейсов с аэродрома на Ходынке сильно уменьшилось, а первое здание аэропорта 1931 года передали штабу ВВС Московского военного округа. Аэропортная суета вернулась сюда с появлением нового аэровокзала, который 50 лет назад был чем-то вроде современного «Аэроэкспресса» — здесь можно было зарегистрироваться на нужный рейс во Внуково, Шереметьево, Домодедово или Быково, пройти все контрольные мероприятия и сесть в автобус, который доставлял пассажира прямо к трапу его самолета. Некоторые добирались до нужных аэропортов более изящным способом, с помощью местной Центральной вертолетной станции, которая доставляла пассажиров на пассажирских вертолетах. В начале 1990-х прямые назначения аэровокзала начали постепенно отмирать, со временем он превратился в нечто среднее между торговым центром и рынком, сейчас автобусы от него не ходят вовсе. В этом году было объявлено, что здание перестроят в крупный автосалон. 

 

1979 год. Открытие спортивного комплекса ЦСКА

None

К московским Олимпийским играм на Ходынке построили модернистский универсальный спортивный комплекс, где соревновались гандболисты и баскетболисты. Вообще, в 1970-х на поле было построено много спортивных сооружений ЦСКА — Дворец единоборств, Ледовый дворец, легкоатлетическо-футбольный комплекс, теннисный клуб и т.д. Самый живой из них на данный момент — Универсальный спортивный комплекс, за счет того что там играет баскетбольный клуб и на матчах Евролиги в нем аншлаг. Ближе к Песчаной улице с 2007 года строят вместо старого стадион футбольному клубу ЦСКА; за пять лет строительство дальше котлована не продвинулось. 

 

2006–2007 годы. Открытие Дворца спорта и жилого комплекса «Гранд-парк»

None

В 2006 году на Ходынке возвели большой Ледовый дворец (который, несмотря на то что строился при Лужкове, не считается архитектурной и градостроительной ошибкой), где прошли крупные соревнования вроде чемпионата мира по фигурному катанию и Кубка мира по боксу, а также концерты 50 Cent и Оззи Осборна. В это же время на поле был создан целый новый квартал, жилой комплекс «Гранд-парк» — с дорогими квартирами, небоскребами, круглосуточным видеонаблюдением, специально построенными детскими садами, школой и магазинами. Со строительством «Гранд-парка» и дворца непосредственно поле сжалось до пустырей вокруг взлетно-посадочных полос аэродрома, которые осваивали кто как мог: до сих пор на них встречаются любители шашлыков, собак, радиоуправляемых моделей, кросс-кантри-велосипедов или стрельбы из лука.

 

2012 год. Строительство торгового центра, метро и объявление больших планов

На прошлой неделе стало известно, что на еще не занятой территории Ходынского поля шведская компания АММА Development начала строительство торгового центра «Авиапарк» площадью 235 тыс. кв. метров (для сравнения: «Европейский» — 180 тыс. кв. метров) — с аквариумом, многозальным кинотеатром, парком развлечений Legoland, двухуровневой парковкой, «Ашаном», OBI, «Декатлоном» и другими привычными для московских моллов магазинами. Рядом с торговым центром разобьют парк — с небольшим водным каналом и теннисными кортами — и бизнес-центры с гостиницей. Кроме того, на Ходынке наконец откроется музей авиации — занимается им американская компания Landmark (специализируется на парке развлечений). В музее застройщики обещают интерактивные инсталляции, современные авиасимуляторы, аэродинамические трубы, редкие образцы авиатехники и прочие интересные вещи. Предполагается, что строительство торгового центра и всего остального займет не больше пяти лет. А в прошлом году началось строительство станции метро «Ходынское поле», которая станет частью Третьего пересадочного контура и откроется в 2015 году.

Ошибка в тексте
Отправить