перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Война миров

архив

Другой интернет

Бывает, привяжется какой-нибудь кошмар и никак не отлипнет. Например, группа «Барто». Люберецкая электроника, розовые колготки. «Теперь я знаю точно,/Чего хочет танцпол:/На х…й буги-вуги,/В пи…ду рок-н-ролл». Мощные концертные записи из Тулы. Публика беснуется.

В интернете «Барто» раскручивается по всем правилам. У них есть LiveJournal, Last.fm и страничка в «Википедии». Но если набрать в «Гугле» «группа Барто», первая ссылка ведет на MySpace, который в начале этого года открыл русскую версию, а к концу, вероятно, попытается завоевать хотя бы пару миллионов пользователей.

Я слышал уже много разговоров на эту тему: кому, мол, нужен MySpace, если у всех уже есть ЖЖ? Но дело в том, что MySpace — это совсем другая история. MySpace — мощный передатчик из другого мира, описывать который надо не только социологическими, но и эстетическими категориями.

Дело в том, что в интернете, совсем как в серии «Футурамы» про ящик с параллельной вселенной, есть Мир 1 (теги: универ, кофе, Mac OS, рукола, Музей современного искусства, Девендра Банхарт) и Мир А (теги: школа, пустыри, пиво, техникум, Samsung, сиськи, «Барто»). Эти миры разговаривают на совершенно разных языках — музыкальном, визуальном, человеческом. «Барто» передает мощный месседж из Мира А. И MySpace — это ее радиостанция.

Здесь стоит привести пример. MySpace появился в Америке, где у него есть соперник — Facebook. Они смертельные враги, однако демография разная: MySpace — это подростки, панки, готы, эмо и прочие маргиналы с доходом ниже среднего. Facebook, напротив, собирает яппи. При этом MySpace — месиво из синих рамочек на черном фоне, аршинных фиолетовых букв и встроенных mp3-плееров, а Facebook — строгий сайт, где все страницы пользователей сделаны под одну гребенку.

Люди, которые придумывают интернет, о войне миров задумываются редко. Вокруг меня, например, все знают, как должен выглядеть сайт для Мира 1, но почти никто ничего не понимает про Мир А. Мы считаем, что «Яндекс» выглядит просто и весело. Но большинство россиян от «Яндекса» не в восторге: им кажется, что это снобская и заносчивая хреновина (эта неприязнь проскальзывает и у «Барто»: «И не найдет ни x…я/Сайт на букву Я»). «Гугл» же в отличие от «Яндекса» вообще не имеет никакой эстетики и устраивает оба мира. И поэтому он более жизнеспособен.

Или, скажем, LiveJournal. У него были все шансы стать главной платформой российского интернета. Но посмотрите на статистику блогов в «Яндексе»: в затылок ЖЖ дышит относительно молодой LiveInternet, куда я вообще не могу зайти без дрожи — от самого популярного дневника LI под названием alexjdanov у меня плавится мозг и вылетает браузер. Почему? Потому что ЖЖ делают люди из Мира 1, а LI — из Мира А.

Игнорировать параллельную вселенную нельзя: у нее слишком большое будущее. Ее надо изучать, про нее надо выпускать толстые книги. Сделать вещь, которая понравится фанатам «Барто» очень сложно, потому что мы ничего про этих фанатов не понимаем. Нет, правда: я вижу здесь целую нишу, которая называется «Консультант по Миру А». Ведь нельзя же открывать бизнес в Китае без консультанта? И делать сайт для аудитории люберецкого диско тоже нельзя. В Мире А не будут слушать Девендру Банхарта. А у нас группу «Барто» — будут.

Ошибка в тексте
Отправить