перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Нарисовались тут

архив

C искусством журнальной иллюстрации в стране что-то происходит. Что-то с иллюстрацией происходило и раньше — сто лет назад Бакст, Сомов и Бенуа рисовали для «Мира искусства», «Весов» и «Золотого руна». Родченко в 20-е оформлял журналы «Журналист» и «СССР на стройке». В 60-е для журнала «Знание — сила» работали Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный и Юло Соостер — их называли «иЗнаСильники». Концептуалист Виктор Пивоваров мало того что выдумал «Веселым картинкам» логотип с Самоделкиным, Гурвинеком и Незнайкой, но и сам стал персонажем этого журнала, этаким вице-Карандашом. Но потом случился провал — в 90-х иллюстрация оказалась не нужна.

Теперь же снова все зашевелилось. Баксты и Кабаковы, конечно, для глянца не рисуют; типичный иллюстратор XXI века — рекламист или веб-дизайнер лет 25, готовый работать даже за очень скромные деньги. Кажется, даже уметь рисовать журнальному иллюстратору теперь необязательно. «Если у тебя ярко выраженный стиль, если это коллаж или монтаж, достаточно просто уметь выразить себя на бумаге», — считает иллюстратор Настя Забродина. Что дальше делать с этим самовыражением — определит арт-директор журнала; его работа, собственно, и состоит в выдумывании, как и что в журнале выглядит. Именно он заказывает иллюстраторам изображения, и именно от него зависит, появится ли на страницах что-либо кроме фотографий.

Единственная беда — арт-директорам и иллюстраторам негде найти друг друга. На сайте рядового американского агентства www.theispot.com вывешены портфолио 115 художников, специализирующихся на одной только теме «Терроризм», 96 — рисующих в стиле поп-арт и 12 — работающих в технике вышивки. Поиск любого сочетания темы, стиля и техники занимает минуты. В России подобных агентств нет — от этого страдают и заказчики, и исполнители. «Все зациклено на одном человеке», — жалуется иллюстратор Валерий Гольников: арт-директор любого российского журнала работает только со знакомыми или знакомыми знакомых. В каждом журнале работают всего два-три иллюстратора, а всего в городе их известно десятка два — при таком раскладе иллюстраторам трудно сохранить собственный стиль. «Есть иллюстраторы, которые всегда рисуют по-своему, а есть синтетические, которым можно поставить задачу, и они ее выполнят, — объясняет иллюстратор и стилист Инна Каленская. — Журналы не хотят, чтобы один стиль встречался и у них, и у других. Так что на синтетических спрос больше». «В мужском глянце любят векторную графику, чтоб все гладенькое было, а в «Спид-инфо», наоборот, что-то вроде набросков нужно, — рассказывает Настя Забродина. — С «Афишей» проще, там можно как-то проявлять себя, а в других говорят: «Настя! У вас в этот раз недостаточно сексуальный образ, надо переделать!» Арт-директорам тоже невесело. «Я никогда не говорю «нарисуй так и так», — утверждает арт-директор GQ Александр Белослудцев. — А раз я не всегда могу найти то, чего хочу, то и иллюстрации заказываю редко».

И все же что-то тронулось с места — иллюстрация оказалась всем нужна. Нужна молодым художникам, сидящим в офисах рекламных агентств: как говорит Инна Каленская, «иллюстрация отличается от рекламы или дизайна тем, что там ты видишь свое имя под чем-то, что ты сделал от начала до конца». Иллюстрация нужна арт-директорам. «Иллюстрировать хочется те материалы, которые построены на чувствах, — признается арт-директор Playboy Геннадий Герасимов, — скажем, об отношениях между мужчиной и женщиной. Там любая фотография будет банальной, а иллюстрация — нет». И хоть этого можно и не замечать — иллюстрация нужна читателям. «Она удовлетворяет нашу тягу к защищенности, — считает Александр Белослудцев, — мечту вернуться в детство».

В этом номере «Афиша» решила отказаться от фотографий и собрать все живое и новое, что есть в сегодняшней иллюстрации. Все, что можно увидеть на страницах журнала, от ресторанных интерьеров до обложек компакт-дисков, нарисовано двадцатью одним российским художником. Некоторые из них прислали автопортреты. Теперь российскую иллюстрацию можно узнать в лицо.

Ошибка в тексте
Отправить