перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Это такая странная пещера для кинофетишиста» Кинотеатр «Иллюзион» открывается после реставрации

Сегодня в Москве после ремонта открывается «Иллюзион» — единственный в Москве кинотеатр повторного фильма, в котором показывают архивы Госфильмофонда. «Афиша» посмотрела на обновленный кинотеатр и выяснила у киноведов, чем «Иллюзион» уникален.

архив

Что ремонтировали

Кинотеатр закрыли в июне прошлого года, ремонт известным образом затянулся, и вместо декабря «Иллюзион» открывается сейчас. Ремонтировали без экстремизма: поставили новое оборудование в аппаратной и кинозале и подновили холл — покрасили лепнину, вернули полуметровым люстрам былой блеск, закупили новое оборудование для бара и вместо картинок на стенах повесили шесть плазм и расставили новую мебель. В итоге — старые стены, в них — новые кресла. Фасад и вывеску не тронули и выглядит вход почти так же, как в 1966 году, когда кинотеатр открыли.

 

Кинозал

Зал почти не тронули — он был полностью реконструирован восемь лет назад, когда подняли кресла (до этого они все находились на одном уровне). Теперь кресла поменяли, сцену увеличили и сделали такого же размера, какой она была изначально — на ней будут читать лекции и выступать перед фильмами (для этих же случаев за основным экраном повесили еще один — для проекций). На нем же собираются показывать перед фильмами хронику 50-х и 60-х годов, то, что раньше называли киножурналом. Над сценой повесили театральное освещение и установили новый звук, соорудив на последнем ряду вместо нескольких кресел пульт звукорежиссера на случай специальных мероприятий.

 

Борис Нелепо

киновед

«Для меня «Иллюзион» очень важное место, потому что здесь я формировался как любитель кино, и одни из самых острейших кинопереживаний я испытал в нем. В детстве я совершенно случайно увидел в «Иллюзионе» фильм «Воспитание крошки» Говарда Хоукса и до сих пор считаю его лучшей комедией в истории кино. И до сих пор помню потрясение от «Человека из мрамора» Вайды и фильмов Тарковского.

Этот кинотеатр — такая странная пещера для кинофетишиста, в котором можно было увидеть странные артефакты. Например, «Дива» Жан-Жака Бенекса почему-то показывался в черно-белой копии, несмотря на то что Бенекс был одним из первопроходцев зрелищного и визуального кино. Программа кинотеатра основывается на архиве Госфильмофонда, и они всегда показывали те копии, которые у них имелись и демонстрировались в СССР. Дико интересно с антропологической точки зрения — увидеть классические картины глазами наших родителей и бабушек с дедушками, — но с киноманской или зрительской точки зрения совсем другое дело: с «Тэсс» Поланского и «Пурпурной розы Каира» Вуди Аллена я ушел, потому что они были безнадежно испорчены советским дубляжом, который с одной стороны был невероятно профессионален, но с другой — идеальным средством советской цензуры. Это был настоящий конфликт атмосфер. Поэтому со временем я стал ходить туда исключительно на советские фильмы. Еще одна проблема была в том, что старые, трофейные копии выцветали и становились оранжевыми. Но этот лоу-фай никого не отталкивал от «Иллюзиона», потому что он очень вписывался в ауру места.

 

 

«Его часто путают с Музеем кино и считают, что это вещи взаимозаменяемые, но это два принципиально различных места»

 

 

Его часто путают с Музеем кино и считают, что это вещи взаимозаменяемые, но это два принципиально различных места, потому что Музей кино всегда был настоящей синематекой для настоящей синефилии и киноманов. А «Иллюзион» всегда был странным местом, про которое никогда не было ясно, кто туда ходит. В Музей кино всегда ходил понятный круг людей, а людей в «Иллюзионе» никак нельзя было объединить в одном социальном слое. Наверное, у него с годами сложилась репутация места, в котором показывают кино из тех времен, и из-за этого туда ходят люди из тех времен — для того, чтобы вечером увидеть какое-то интеллигентское зрелище».

 

Холл

Рояль, который раньше стоял в зале для таперского сопровождения немого кино, перенесли в фойе. Теперь на нем перед началом сеанса будет играть специальный человек — так же, как было принято в московских кинотеатрах 50-летней давности. Через пару недель заработает новое кафе — последние восемь лет барная стойка занимала всю стену и окно напротив входа в кинозал, теперь ее укоротили и сместили в угол, а у окна расставили столики. На стенах теперь висят плазмы, по которым между сеансами будут крутить кино и демонстрировать портреты киноактеров — это дань традиции: раньше на месте плазм висели эти самые портреты, которые сохранили и развесят в первом холле у входа.

 

Аппаратная

До 2004-го в рубке киномеханика стояли три страшно древних советских киноаппарата, которые киномеханики вспоминают возгласом «23 КПК!» и недобрым смехом. После первого обновления восьмилетней давности их поменяли на новое пленочные аппараты, после нынешнего — установили цифровой проектор. Наладчик нового аппарата утверждает, что в московских кинотеатрах таких еще не видели («хотя слухи, что парочку поставили, ходят»), и закидывает названиями форматов и разрешений, которые оно может показать — теперь в «Иллюзионе» можно смотреть не только архивные пленки Госфильмофонда, но и нового «Хоббита» (но показывать его будут вряд ли). Аппаратуру установили для показа оцифрованных библиотек Госфильмофонда: среди них есть фильмы и мультфильмы сороковых годов, которые можно смотреть в стереоочках. Бригада киномехаников, которая работает в кинотеатре десятилетиями, обучались навыкам общения с новым аппаратом с помощью лекций и видеоуроков. На вопрос о предпочтениях — цифра или пленка — отвечают вопросом из кинокартины «Чапаев»: «Ты за большевиков аль за коммунистов?»

 

 

Денис Горелов

киновед

«В давние времена, когда доступ к большей части иностранного кино был нулевым, «Иллюзион» имел абсолютное значение для киномана. В более поздние — сравнительное: доступ запрещен не был, но приходилось что-то искать. Сейчас он имеет значение клуба для преждевременно состарившихся товарищей, которые вспоминают всю прелесть посещения «Иллюзиона» в советские времена. К ним, безусловно, принадлежу и я, поскольку есть некоторое количество картин, которые я отчетливо помню, как смотрел там, — начиная от «Великолепной семерки» и заканчивая «Мышьяком и старыми кружевами». Кроме того, с «Иллюзионом» у меня связан один из двух случаев, когда приходилось на фильм пробиваться через такие нечеловеческие кордоны людей, что был просто риск, что у тебя отнимут билет. Это было на повторном показе «Фантомаса», который мое поколение пропустило по малолетству. Для людей, которые имеют к этому намоленному месту такие чувства и воспоминания, он все равно остается прекрасным клубным местечком.

В советские времена программа «Иллюзиона» не печаталась на афишах, интернета тогда не было, и приходилось либо звонить в него каждый день (а телефон, разумеется, был мертво занят), либо брать газету «Досуг в Москве», либо в первых числах каждого месяца приезжать к «Иллюзиону» и списывать программу на месяц, что я часто и делал.

Это было уникальное место: «Иллюзион» мог позволить себе пару раз в месяц показывать картины из своей коллекции, совершенно не имеющей лицензионного удостоверения — просто с подгоном какого-нибудь переводчика-синхрониста. Сегодня смотреть там картины, например, 70-х годов особого смысла нет, потому что из них железно будут вырезаны все голые женщины, двухчасовые картины могут быть сокращены до полутора просто с целью экономии пленки, чем раньше активно занимались в Совэкспортфильме — даже если они не имели внутри идеологической крамолы или сексуальных излишеств. А вот 40-е и 50-е смотреть можно — из них вырезано мало или практически ничего».

 

Новые цены на билеты

None

Любовь пенсионеров Центрального округа к «Иллюзиону» известна — благодаря возможности посмотреть классические фильмы на большом экране за 50 рублей кинотеатр в последние десять лет собрал вокруг себя клуб пожилых киноманов. Они могут быть спокойны — цены на дневные и утренние сеансы остаются прежними; вечерние сеансы в будние и все сеансы в выходные теперь стоят 200 рублей, вход на 3D-показы и новые фильмы других кинокомпаний — 300 рублей.

Ошибка в тексте
Отправить