перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Кришнаиты — обманутые вкладчики, а правительство Москвы — недобросовестная компания» Как кришнаитов выселяют из московского храма

Московские власти собираются выселять кришнаитов из действующего храма на задворках спорткомплекса на Ленинградке. «Афиша» съездила в храм, чтобы выяснить, что там происходит.

архив

Предыстория конфликта такова: в 90-е годы Обществу сознания Кришны был предоставлен дом; индуисты занимали его до тех пор, пока компания «Донстрой» не решила построить там другой дом. Тогда кришнаитам нашли другое место — Ленинградский просп., 39. Был разработан проект, найдены инвесторы, готовые вложиться в строительство, но в 2005 году Лужков отозвал собственное распоряжение. Поднялась волна протестов, и тогда правительство Москвы пообещало выделить участок для строительства индуистского храма и Центра ведической культуры в десяти километрах от МКАД, в Молжаниновском районе Москвы. На пустыре началось проектирование, заключались договоры, прихожане собирали пожертвования — но в апреле 2013 года градостроительно-земельная комиссия заявила о нецелесообразности размещения храмового комплекса. А в июле пришло распоряжение о сносе ведического центра и храма на Ленинградке, и его обитателям было дано 10 дней на то, чтобы покинуть помещение.

Храм находится на территории УСК ЦСКА, у входа во владение №39 стоит строительная будка охранников, за ней возвышается длинный шатер, на асфальте нарисована ведическая мандала. Справа — ряд бараков, ничем, кроме невзрачных табличек «Фойе» и «Сувенирная лавка», не выдающих своего назначения. Между ними стена, заклеенная красочными картинками проекта так и не построенного здания храма, а перед ней — клумба и цветущий каменный алтарь. Слева, напротив шатра, фургончик благотворительного фонда «Пища жизни». Мимо ходят тихие люди в оранжевых монашеских одеждах, которые в ответ на приветствия или молчат, или говорят: «Харе Кришна!»

Для интервью меня ведут в дальний барак, где нужно надеть юбку в пол: «джинсы вызывают недоверие». Наконец в одной из проходных комнат появляется собеседник — прихожанин храма Адриан Крупчанский, бард и руководитель проекта «Москва, которой нет». 

 

 

— Что все-таки происходит?

— Кришнаиты в положении обманутых вкладчиков, а правительство Москвы — «недобросовестная компания». После решения правительства о выделении земли, после всех согласований, собирались деньги, были проведены какие-то работы, а потом выяснилось, что строительство на новой земле «признано нецелесообразным», а с этой территории выгоняют. Это похоже на принцип «нет человека — нет проблем»: думают, если храм закрыть, то все разойдутся по домам. Но очевидно, что это не так. Община очень большая, в праздники здесь собирается до 10 тысяч человек — москвичей и граждан Индии.

 — Куда вы поедете, если у вас отберут это место?

— Такого варианта нет. Мы сейчас ищем возможность для временного пристанища. Проблема заключается в том, что мы не можем просто купить какое-то здание. Чтобы проводить поклонение, нужно, чтобы статус здания был соответствующим, нужно изменить предназначение помещения. Это может сделать правительство Москвы.

 — Получается, если вас отсюда выселят, вам некуда будет идти?

— Официально у нас остается только участок в Молжаниновском районе — по нему есть заключение о выделении земли, куча согласований — тома документации — и более 70 млн рублей пожертвований, уже потраченных на разработку этого проекта. Серьезные деньги, собранные маленькими пожертвованиями членов общины.

— И куда они подевались? 

— Что значит «подевались»? Они были потрачены на проектирование, очистку участка и так далее. У подрядных организаций были с нами договора на геодезические работы, подключение к теплосетям, проектирование и т.п. — они выполнили конкретную работу. И, поскольку участок у нас отняли, появляется возможность в судебном порядке требовать с правительства возмещения ущерба. Хотя этот вариант, конечно, не является предпочтительным — нам нужен храм, а не суды.

— Если не будет людей, которые могли бы давать средства, как продержится сообщество?

— Господь поможет. И потом — у нас все работают. Смотрите, люди, которые в оранжевом здесь шастают — такие светящиеся ребята, — это монахи, они полностью посвятили себя духовному знанию. Но в общине большинство семейных людей, которые работают и своими пожертвованиями поддерживают храм. И такие люди всегда будут, пока жива вера.

— Почему вас отсюда до сих пор не прогнали?

— Судебные приставы пришли сюда и сказали: «А вы знаете, что вам здесь нельзя находиться?» Мы сказали: «Ну конечно, знаем, не удивили». И они говорят: «Вам надо в 10 дней все освободить». Это было недели две назад. В течение пяти дней надо начать работу, через пять дней они приходят, выписывают штраф, и дальше они отдают бумагу в префектуру с требованием о сносе. Трагизм ситуации заключается в том, что, даже если было бы куда ехать, в один момент никто бы не смог переехать. В индуизме очень сложная система поклонения: храмовое поклонение идет 24 часа в сутки с небольшими перерывами. Там целый департамент. Отдельная кухня, где готовят только для предложения божествам, где очень серьезные стандарты в плане чистоты и пунктуальности. Это механизм, который воссоздать в полной мере на новом месте за 5–10 дней невозможно. Соответственно, переезд возможен, но на это требуется два-три месяца. Мы пока не умеем нарушать законы физики и просто исчезнуть, перейдя в другие миры, — похоже у нас пока квалификации не хватает. Поэтому мы готовы переехать, просто скажите куда и дайте нам время.

— Вы пытались скооперироваться с какими-то другими общинами религиозными?

— У нас в стране религиозная ситуация очень простая. Есть главные ребята. И есть те, кто главными ребятами не признан и с точки зрения главных ребят является демонами, но их обижать нельзя (мусульмане, иудаисты и буддисты). И есть огромное количество ребят вроде кришнаитов, которых обижать можно. Но все же мы рассчитываем на здравый смысл.

— После всего происшедшего?

— Надо же во что-то верить. У нас каждое собрание начинается с того, чему именно Господь может нас научить в этой ситуации. Если так воспринимать эту проблему, есть шанс что-то сделать. Мы верующие люди, поэтому мы оптимисты.  

— И чему же вас хочет научить Господь?

— Может быть тому, что нужно прилагать больше усилий. Есть анекдот: мужик в Нью-Йорке не может припарковаться и просит: «Господи, пожалуйста, мне так надо, ну просто очень, Господи, молю». И тут место освобождается, и он говорит: «Господи, не надо, не надо, все уже само решилось». Это я к чему. Мы должны стараться делать все, что от нас зависит, но при этом помнить кто всем управляет. Мы верим в то, что храм в Москве принесет благо всем людям, поэтому так или иначе, рано или поздно он появится.

Ошибка в тексте
Отправить