перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: Вена

архив

Рейнер Хейльман
Директор отеля Sacher

— Все венские туристы обязательно приходят в кафе отеля Sacher: выпить кофе и попробовать торт «Захер», рецепт которого держится в секрете с 1832 года. Торт подается со сливками, взбитыми без сахара, шоколадная глазурь слишком сладкая, так как играет роль натурального консерванта: маленький «Захер» остается свежим в течение двух недель, а большой — трех.

Если бы туристы не ограничивались посещением кафе «Захер», они увидели бы в отеле много любопытного. Например, в лобби висит хрустальная люстра конца XIX века — первая электрическая люстра в Вене. В коридоре из кафе в лобби, за стеклом, хранится старинная скатерть. Знаменитые постояльцы расписывались на ней, а Анна Захер, экстравагантная дама, которая курила сигары и не расставалась с двумя французскими бульдогами, собственноручно обшивала эти росписи разноцветными нитками.

Михаил Евстафьев
Журналист, фотограф, художник. Живет в Вене с 2003 года

— Красная и оранжевая черепица, зеленые купола дворцов и церквей — на Вену открывается выигрышный вид сверху. Практически все верхние этажи жилых зданий в центре переделаны под открытые или остекленные террасы. Там разбиты сады, стоят шезлонги, летом кипит жизнь. Зимой — если не очень холодно — тоже.

Томас Элмайер
Директор школы танцев Elmayer, готовящей дебютантов для бала в Венской опере

— Дебютант не тот, кто пришел на бал в Опере впервые, а тот, кто танцует на открытии. 180 пар — юноши в черных фраках и девушки в белых платьях — танцуют один из классических танцев в качестве предисловия к вальсу дебютантов. Девять пар вальсируют всего 30 секунд, но это очень эффектный танец! Потом я объявляю: «Allez waltzer!», и все танцуют. Еще недавно бал считался одной из лучших возможностей для счастливого знакомства. По правилам, если мужчина приглашает даму, она должна станцевать с ним три раза — и только потом может менять кавалера. Для мужчины бал — замечательная возможность пригласить на танец любую из понравившихся ему женщин. Любую! Только мужчины не пользуются этим удачным случаем и вообще танцуют неохотно: отговариваются тем, что нога болит или спину ломит. Я этот печальный факт описываю в одной из своих книг по этикету и считаю, что это очень тревожная тенденция.

Нунэ Умр-Ша
Армянка. Живет в Вене 6 лет. Преподаватель русского языка в школе

— Недалеко от Ратуши есть ресторан Piaristenkeller, основанный в XIII веке. Тут до сих пор готовят блюдо, которое заказывал Моцарт, — мясо кастрированного петуха. Для желающих проводят дегустацию в винном подвале и курс галантных манер: например, показывают, как офицеру удавалось приложиться к дамской ручке или отдавать честь вышестоящему чину, не выпуская наполненного бокала. Еще здесь можно примерить шляпы из коллекции самого Франца Иосифа. Развлекательная программа рассчитана на туристов, но и венцы сюда ходят с удовольствием.

Ханс Кнолль
Куратор международных арт-проектов и выставок. Владелец галерей современного искусства в Вене и Будапеште

— Синефилам стоит посетить Австрийский музей кино — он активно сотрудничает с музеями кино других стран и периодически запускает интереснейшие ретроспективы. В Вellaria Cinema идут фильмы 30–60-х, в основном австрийские и немецкие. В Burg Kino уже много лет подряд каждый день идет лента Кэрола Рида «Третий человек» по роману Грэма Грина. В афише фильм заявлен как «История одного убийства», но гораздо приятнее воспринимать его и как историю послевоенной Вены.

Дэвид Вайлер
Официант кафе Daily в Музейном квартале

— В Музей Леопольда часто приходят только ради эротических рисунков Эгона Шиле. Тема вообще близка Музею: однажды летом администрация обещала бесплатный вход обнаженным посетителям. Многие были в купальниках, но человек двадцать пришли совсем голые. Венцы в этом плане без комплексов.


Бернд Печ

Директор Музея естествознания

— Нашей главной достопримечательности 25000 лет. Это десятисантиметровая женская фигурка из камня. Ее руки и ноги едва обозначены, зато грудь и бедра впечатляющих размеров. Венера из Виллендорфа хранится в музее, а в городке, где ее нашли, на улице красуется копия в человеческий рост.


Ханс Диглас

Продолжатель династии владельцев кафе Diglas, основанного в 1875 году

— Кроме всем известных штруделя и «Эстерхази» в Вене есть другие прекрасные пирожные. Например, нежный бисквитно-кремовый торт «Малакофф» с названием, происходящим от русской фамилии; или мильхрамштрудель — теплый десерт, похожий на восхитительную творожную запеканку; или фeхерторте, что означает «веерный торт», из трех слоев мака, орехов и яблок, пропитанных ромом, — их вам подадут в любом хорошем кафе. Вообще венцы проводят в кафе очень много времени: здесь встречаются друзья, проходят деловые переговоры, репетиторы дают уроки ученикам, литераторы пишут. Зимой много посетителей с ноутбуками: в кафе тепло, и можно сэкономить на отоплении квартиры. Поскольку в каждом традиционном кафе всегда есть свежие газеты, многие приходят именно для того, чтобы выпить кофе и почитать прессу. Раньше венцы проводили в кафе еще больше времени. Некоторые даже в качестве своего почтового адреса оставляли адрес не квартиры, а любимого кафе. Недавно я сказал кому-то: «Жаль, что эти времена прошли». А на следующий день почтальон принес в мое кафе письмо для одного из постоянных посетителей.


Гермина Фюрнкранц

Хозяйка магазина Furnkranz на Karntner Strasse

— Сезон балов открывается под Новый год, поэтому новые коллекции платьев появляются в салонах в ноябре. Покупательницы к этому времени уже настроены очень решительно. Покупка бального платья — процесс ответственный, но приятный, поэтому его стараются растянуть. Платья выбирают вместе с подружками, мамами, сестрами. Часами не выходят из примерочной, потом идут посоветоваться на «яузе» (так австрийцы называют перерыв на кофе или чай с пирожными), затем снова выбирают. В отличие от мужчин, которые должны являться на Оперный бал во фраках, а на остальные балы — по обстоятельствам — в смокингах или костюмах, женщины не так стеснены дресс-кодом. Разумеется, они должны быть одеты в длинные вечерние платья, но в выборе цвета и фасона они свободны. Платье для бала стоит от 500 евро до бесконечности. За 4000–6000 евро продаются платья от-кутюр : купив такое, можно быть уверенной, что оно единственное. Сумочка может стоить и 80, и 1500 евро. Цена туфель обычно не выходит за пределы 200–500 евро. Дамы покупают меховые горжетки или боа из перьев — 150–400 евро. Ну а драгоценности каждая добавляет по вкусу.


Сергей Наградов

Переводчик ОБСЕ, живет в Вене 10 лет

— Леопольдсберг — ближний из окружающих Вену холмов. В ясную погоду его смотровая площадка идеально подходит для наглядного изучения городской географии. Глядя оттуда, легко подсчитать шлюзы и мосты на всех трех рукавах Дуная — старом, новом и дунайском канале, текущем через самый центр. Там можно обсудить с друзьями архитектурные новации в городе — например, как смотрится один из недавно воздвигнутых небоскребов, башня «Миллениум». Можно попытаться разглядеть далеко внизу ту из венских крыш, под которой вы нашли себе приют, или свое любимое кафе на террасе. Продолжение осмотра — в обход бывшей крепости. На ее месте осталась старинная церковь Святого Леопольда, за ней — кафе под каштанами, где вам предложат отличный десерт вдобавок к панораме: на закате хороши виноградники, покрывающие соседнюю гору Каленберг. Спускаться с холма лучше пешком — как раз на этих склонах начинается Венский лес.

Добраться до вершины холма можно за 15 минут на автобусе 38А от метро Heiligenstadt


Дорис Поммеренинг

Завсегдатай венского лайф-бала

Лайф-бал называют гей-балом. Да, его придумал гей Гэри Кесцлер, известный парижский визажист, и на первый бал в 1993 году пришли только геи и лесбиянки. Но сейчас в нем участвуют все: это благотворительное мероприятие, средства от которого идут на борьбу со СПИДом. Бал проходит в Ратуше, поэтому проводится в мае, когда у чиновников каникулы. В 19.00 — дефиле знаменитостей по красной дорожке. В 23.00 — модный показ: в 2006 году был Diesel, в 2005 — Донателла Версаче. Потом бургомистр торжественно открывает бал, и все веселятся до утра. Цена билета для тех, кто пришел в карнавальном костюме, — 75 евро, для людей в обычной бальной одежде — 135 евро. Места за столом со знаменитостью — Элтоном Джоном или Наоми Кэмпбелл — продаются за 12000 евро. Претенденты на дешевые билеты участвуют в лотерее: компьютер выбирает счастливчиков из тех, кто присылает SMS. В том году один мужчина послал 1200 сообщений — так хотел на бал.


Алексей Алексеев

Главный редактор альманаха «Коммерсант Рейтинг»

— В подземном переходе около Оперы есть Opera Toilet Vienna. Там на стенах висят афиши столетней давности. Двери кабинок похожи на вход в оперную ложу. Звучит музыка Пуччини, Верди, Моцарта. В дамской комнате — букеты роз. А в мужском Opera Toilet Bar шкафы со спиртным, под ними — оригинальные писсуары, а за роялем сидит тапер и наигрывает что-то бодрое.


Селин Бригг

PR-менеджер. Родилась в Вене

— В самое удобное для покупок время — в воскресенье — абсолютно все венские магазины закрыты. В субботу они работают только до 18.00, а в будни ненамного дольше: до 19.00–20.00. В Вене две основные торговые улицы: KКrtner Strasse и Mariahilferstrasse. Первая находится в самом центре, она ведет от Оперы к собору Святого Стефана. Здесь довольно дорогой шопинг, хотя есть и народные марки: Zara, H&M. Вторая начинается за Рингом, в районе Музейного квартала. Марияхильферштрассе демократичнее и длиннее Кертнер-штрассе. Лучший обувной магазин находится в торговой Ringstrassen-Galerien (вход со стороны Опернгассе или с Кертнер-штрассе). Называется он Dominici. Обувь там дорогая — в среднем 250 евро, но просто отличная.

Неплохой вариант по соотношению цены и качества — сток-центр McArthurGlen Designer Outlet. Это в городке Парндорф, в 25 километрах на восток от Вены. Там сотни магазинов — от Nike и Reebok до Chevignon и Kenzo. Цены на 15–30% меньше, чем в городских бутиках.


Борис Тосунян

Корреспондент газеты «Спорт-экспресс» в Вене

— Хойригеры — венское изобретение. «Хойриге» — молодое вино, а хойригер — место, где его пьют: кабачок на окраине Вены или за городом, стилизованный под крестьянскую усадьбу с виноградниками. Вино в хойригере должно быть не старше года и сделано из собственного винограда. Его приносят в огромных графинах. Кухня в хойригерах домашняя, посуда керамическая. В каждом кабачке играет живая музыка — скрипка, аккордеон. У каждого венца есть любимый хойригер, который он всем рекомендует. У меня таких целых два: Zum Martin Sepp и Ernst und Gerti Huber.


Михель Майер

Дизайнер одежды

— Венцы не любят экспериментов с одеждой. Мне кажется, что жителю Вены проще выйти из дома голым, чем надеть что-то смелое — по крайней мере, нудистов на городских пляжах больше, чем экстравагантно одетых людей на улицах. Поэтому бутиков дизайнерской одежды в городе немного, и рассчитаны они на молодежь. То есть на типичных завсегдатаев Музейного квартала, которые приходят сюда на выставки или на вечеринки в здешние кафе. Собственно говоря, магазины дизайнерской одежды как раз и собраны в Музейном квартале — их можно обойти все сразу.

 Магазины Музейного квартала: Boutique Gegenalltag, Combinat, Pen’s Bungalow Szalon

Анатолий Бурыкин
Художник

 

— Венскую чопорность и имперскую архитектуру удачно разбавляют строения Хундертвассера. Во что он превратил мусоросжигательный завод! А дом с лужайкой на крыше? Это надо видеть!


Адам Урошевич

Солист Венского хора мальчиков, альт

Венский зоопарк — самый старый в Европе, там даже остались решетки в стиле барокко — они ограждают вольеры с африканскими антилопами. Их можно увидеть в самом центре зоопарка рядом с восьмигранным павильоном. В этом павильоне очень старый ресторан, в котором любили завтракать кайзер Франц Иосиф и императрица Сисcи. Они приходили пешком от Шенбруннского дворца, потом пили кофе за столиками на улице и смотрели на животных. Сейчас это кафе тоже работает. В нашем зоопарке много редких зверей — есть, например, коалы и две панды, которые постоянно спят. Еще там живет орангутанг Нона — она умеет рисовать, и ее картины как-то раз продали на аукционе за многие тысячи евро, а потом на эти деньги перестроили вольер для обезьян.

Милан Илич
Член Союза зарубежной прессы Вены

— Меня в Вене больше всего впечатляет парадный зал Национальной библиотеки. Периметр огромного помещения занят полками орехового дерева, сплошь уставленными старинными книгами: здесь 200000 томов. Подходить к полкам ближе, чем на два метра, и фотографировать со вспышкой нельзя.


Г
аби Юнкер
Венский гид

— Хотите встретиться с венскими привидениями? Самые страшные — во 2-м районе, на Шперлгассе и Пратерштрассе. Здесь жили евреи, которых отправили в концлагеря. Всех, кто поселялся в их квартиры, ждал чудовищный полтергейст. Самые женственные привидения живут в Шенбрунне: императрица Сисси и ее парикмахерша. Здесь же и самое загадочное привидение — Женщина с Фиолетовым Бантом на Корсете. Призрак настойчиво являлся фрейлине принцессы Зиты Бурбон: в нем узнали графиню Ауэрсберг — любовницу императора Франца Стеорана. Самое добродушное привидение — Милый Августин. Он много пил и уцелел во время чумы, потому что не выходил из кабака. Известно, в каком заведении он пил: по ночам его песни слышны в подвале Griechenbeisl.


Иоганн

Извозчик фиакра

— В Вене воду из-под крана не только можно, но и нужно пить. В венский водопровод вода попадает из Штирии — высокогорной области. Так что вода, которая течет у нас на кухне, которой мы моем машины, которую подают в кафе в качестве бесплатного приложения к заказу, — альпийская родниковая, с минимальным добавлением химии.


Штефан Слупецки

Писатель. Последний его роман, детектив «Молчание Лемминга», сейчас очень популярен в Австрии

— Я патриот 9-го района. Здесь тихо, зелено, спокойно, как в деревне (в лучшем смысле этого слова), и есть достопримечательности, не обозначенные на туристических картах. Например, старое еврейское кладбище. Оно появилось в конце XVI века и всего на 150 лет моложе знаменитого пражского.

Пабло Боланьос
Директор Венского Моцарт-оркестра. Мексиканец. Живет в Вене 19 лет

— В 8-м районе самый старый в городе храм — церковь Святого Рупрехта. Такая древняя, простенькая, увитая плющом. По иронии судьбы к этому намоленному месту примыкает «бермудский треугольник»: квартал злачных заведений — нигде в Вене нет такой концентрации баров и клубов.

 

Карл Феттер фон Лилие
Экс-посол Австрии в Румынии, Молдавии и Швейцарии. Президент Общества владельцев австрийских замков

— В кафе Hawelka рваные обои и прямо по косякам протянуты провода. Еды почти не подают. Накурено и темно. И все равно в «Хавелку» приятно ходить. Там любили бывать Генри Миллер и Лоренс Даррелл. А в 60-е годы здесь собирался цвет австрийской интеллигенции. Чета Хавелка угощала интеллигенцию булками собственного изобретения — со сливовым джемом. Булки стали очень модными и некоторыми воспринимались как символ свободомыслия.


Анне Бернет

Юрист, экс-советник министра экологии Австрии

— Вена — очень зеленый город. Здесь богатые флора и фауна. Это, кстати, не всегда удобно для жизни. Например, венские водители страдают от диких куниц, которые живут в парках. Ночами куницы перегрызают провода под капотами: запах меди, обернутой в пластик, ужасно их привлекает. Это такая серьезная проблема, что в автостраховании даже предусмотрен пункт: «от куниц». А еще в соборе Святого Стефана водится уникальный вид ночных бабочек с размахом крыльев до 10 см — их можно найти только в соборе.


Шефи

Продавец билетов на венские концерты

— Многие венцы ездят на работу на велосипедах, экономя таким образом время и деньги на спортзал и бензин. Муниципалитет устроил бесплатный прокат велосипедов для туристов. Стоянки можно увидеть повсюду в центре. Чтобы открыть замок, надо ввести свою банковскую карточку в автомат. Хотя данные остаются в памяти компьютера, человек, укравший велосипед, рискует не деньгами, а честным именем: венский муниципалитет потом будет долго слать ему осуждающие письма.


Вера Вебер

Хозяйка художественной галереи Am Roten Hof

— Удивительное, на мой взгляд, место в Вене — лестница Штрудльхоф, которая соединяет две улицы на разных уровнях: большую Лихтенштайнштрассе, которая расположена ниже, и маленькую тихую Штрудельхофгассе — она находится выше. Лестница спрятана за густыми деревьями, увита зеленью и цветами, а внизу, у ее основания, бьет настоящий родник. Когда становится темно, над лестницей загораются круглые желтоватые фонари, каждый из которых похож на полную луну. Вечерами там очень романтично. И что еще привлекает: здесь всегда безлюдно — отличное место для прогулок вдвоем.

Штрудльхофштиге построил в 1910 году архитектор Йоганн Теодор Йегер. Это образец актуального в то время югенд-штиля. А в сороковых годах Хаймито фон Додерер написал роман, который называется, как и лестница — «Strudlhofstiege». В книге каждой ступеньке соответствует глава о каком-то персонаже. А ступенек на Штрудльхофштиге немало.


Ксения Осипова

Выпускница МГУ. Студентка Венского университета

— Самые клубные дни в Вене — четверг, пятница и суббота. Дело в том, что в пятницу у всех укороченный рабочий день, и многие берут отгулы, чтобы уехать на долгие выходные за город или полноценно отдохнуть в городе. По воскресеньям клубы, к сожалению, закрыты.

Сейчас все зачастили в клуб Aux Gazelles. Он оформлен в восточном стиле с элементами хай-тек. Музыка в основном oriental. Студенты очень любят Kaiko Club — там недорого и весело. Прикольное место клуб VolksGarten. Там такие инфернальные красные интерьеры и публика разная и совершенно прекрасная — от фриков до золотой молодежи. Но самое модное место в городе сейчас — клуб Passage. Там играют R’n’B и хаус и публика симпатичная.

Ошибка в тексте
Отправить