перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Фрукты» из серии «Хорошая кухня»

Русское переиздание фундаментального кулинарного типикона

архив

Советская власть — это тюрьма, но и в этой тюрьме попадалось что-то стоящее. Я, например, благодарна «Детгизу» за серию «Библиотека приключений». Середина пятидесятых годов. В двадцати томах, с узорчатым черным тиснением на разноцветных обложках и каким-то особым запахом клея у корешка — так, ясное дело, полиграфическая индустрия СССР передавала аромат дальних странствий. Двадцать этих томов, за некоторыми исключениями вроде Эмара, но это на любителя, в принципе, исчерпывающе представляют лучшее в мире авантюрной литературы. От «Трех мушкетеров» до «Острова сокровищ». От «Гулливера» до «Приключений Тома Сойера» и «Кортика» с «Бронзовой птицей». ­Потом были переиздания, новые серии, оформление и полиграфия опрощались, как и список авторов. В третьей, изданной в девяностых, части есть, например, наряду с Вальтером Скоттом романы Игоря Подколзина и Николая Черкашина, но не суть.

У меня никогда не было всех книг даже первой серии. Максимальное их число было равно четырнадцати, три из них я брала у одноклассников почитать, а еще на два была записана в библиотечной очереди.

В мире кулинарных книг тоже есть пример подобного единства содержания, полиграфии и прочей книжной мощи. В конце семидесятых годов Time Life выпустило серию книг «Good Cook», две с лишним дюжины томов, разбитых по темам: «Мясо», «Птица», «Рыба», «Выпечка», «Вино» и так далее.

Сделанные с англосаксонской издательской дотошностью — эти книжки представляют собой выдающийся пример оперирования повествовательными и изобразительными жанрами в гастрономической литературе. И не только. Академично сверстанные, снабженные академическими фотографиями блюд, съемками отдельных операций и пошаговых рецептов, изобилующие точно по­добранными маргиналиями и связывающие в систему сумму кулинарных знаний. Микояновская «Книга о вкусной и здоровой пище» по сравнению с этим многотомным трудом — дешевая брошюра, изготовленная силами первокурсников Полиграфа и отпечатанная на ротапринте. По уровню обобщения гастрономической культуры с «Good Cook» можно сравнить разве что энциклопедии «Larous­se Gastronomique» и компендиумы поварских ­техник Le Cordon Bleu. Но оба эти источника, во-первых, представляют несколько другие книжные жанры, а во-вторых, может быть, слишком про­французски настроены.

«Good Cook» тоже не лишена французскости, потому что это основа всей современной западной стряпни, но эта французскость — хорошего нью-йоркского или лондонского ресторана в небольшой гостинице. С легким демократическим душком и понятными манерами. Где чопорность демократична.

«Good Cook» издавалась в сокращенном объеме у нас в девяностых. Теперь издательство «Терра» вроде бы обещало выпустить все без исключения тома. Пока вышел только один. Про фрукты. Хорошо, если последнего тома серии не придется ждать еще пятнадцать лет.

Ошибка в тексте
Отправить