перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: персональные выставки на Фотобиеннале-2008

архив


Алекс Вебб
Фоторепортажи в лучших традициях «Магнума»
Американца Алекса Вебба интересует взаимодействие культур в пограничных зонах. Поэтому он часто работает на границе США и Мексики или в Турции, где сталкиваются Европа и Азия. Сложность этих отношений автор подчеркивает композицией снимков — она перенасыщена деталями и делится пополам каким-то предметом или фигурой. Безрадостную картину общего отчуждения скрашивает конек Вебба — цвет (живые и энергичные оттенки придают ясности) и дети, которых полным-полно чуть ли не на каждом снимке.
«Винзавод», 21 марта — 27 апреля, в Цехе красного


Братья Люмьер
Родоначальники кино и цветной фотографии
Унаследовавшие фабрику фотоматериалов и сами ставшие заядлыми фотографами, братья Люмьер просто должны были совершить важный шаг в развитии новых медиа. К тому же организаторские способности старшего из братьев, Огюста, и талант изобретателя младшего, Луи, обеспечивали тандему коммерческий успех. Всему миру они известны как родоначальники «движущихся фотографий», то есть кинематографа. А сами они считали делом всей своей жизни привнесение в фотографию цвета и в 1907 году преодолели и этот барьер — технология под названием «Автохромы братьев Люмьер» дала возможность получать цветные изображения, к тому же процесс оказался сравнительно недорогим.
«Новый Манеж», с 1 апреля


Ральф Гибсон
Чистая эстетика в трех шагах от реальности
Своими главными темами Ральф Гибсон называет обнаженную натуру и архитектуру, причем в его случае тут не так уж и много отличий. Благодаря первой он добился действительно ошеломительного успеха, а благодаря второй смог его удержать. В обеих он достигает особенного драматизма с помощью черно-белой пленки и четкой графичности. Помимо этих двух областей Гибсон знаменит своими городскими зарисовками (работы из его парижской серии привозили на позапрошлую биеннале). Впрочем, ему удалось сделать интересным даже «Книжный проект», в котором художник переснимал страницы с текстом из старых фолиантов. Видимо, секрет в том, что в молодости Гибсон учился у настоящих классиков — Доротеи Ланг и Роберта Франка, а это дорогого стоит.
Манеж, 21 марта — 21 апреля


Андреас Гурски
Главная звезда урбанистической фотографии
На аукционе Sotheby’s в Лондоне 2007 года был еще раз подтвержден статус Андреаса Гурски как главного фотографа 90-х — 3,3 миллиона долларов за фотографию, новый мировой рекорд. Успех немца вполне закономерен, ведь основные «заповеди» соблюдены: не разбрасываться по мелочам, а заниматься серьезным проектом; глубокие концептуальные идеи сочетать с ярким и запоминающимся воплощением; и последнее — опираться на достижения предшественников. Все творчество Гурски — это один большой проект. Больше 20 лет, путешествуя по миру, он на очень общих планах или с высоты птичьего полета фотографирует то, что окружает современного человека, — ряды полок в супермаркете, фасады отелей или толпы на музыкальных фестивалях. Издалека огромные фотографии напоминают пеструю мозаику, но, подойдя поближе, можно рассмотреть мельчайшие детали. В результате — портрет нашего мира, гиперреализм которого имеет свойство превращаться в полную абстракцию. Все это очень напоминает индустриальные фотографии Бернда и Хиллы Бехер, чьим студентом был Гурски в Дюссельдорфской школе искусств.
Фонд «Екатерина», с 10 апреля


Гарри Грюйер
Импрессионистская фотохроника
В снимках этого бельгийского репортера нет сюжета, далеко не всегда есть люди, а если они и присутствуют, то выглядят скорее как часть пейзажа — застывшие, будто бы неодушевленные. В почти абстрактных, медитативных фотографиях главную роль играют цвет и свет, с которыми этот, с позволения сказать, репортер работает так свободно, словно находится в студийных условиях. В ярких, контрастных кадрах марокканской серии нет открыточной экзотики или политической подоплеки, но есть недоступное туристам чувство повседневной реальности, впечатление от страны в целом, а не от отдельных диковинок. Создавая «портрет Англии» 72 года, Грюйер две недели подряд, не выходя из номера, переснимал изображения с цветного телевизора, а ради бельгийской серии он объездил страну вдоль и поперек, чтобы получить как можно более разнородные снимки.
«Винзавод», 21 марта — 27 апреля, в Цехе белого


Ги ле Керрек
Классическая фотография для любителей джаза
Ле Керрека по праву называют самым музыкальным из магнумовской компании (в которую он вошел в 1977 году), и не только потому, что профессионально заниматься фотографией его подтолкнула удачная серия портретов с джазовыми музыкантами. Художник предан этой теме до сих пор: на сегодняшний момент у него выпущено 6 альбомов, посвященных джазу, а в 1983 году на фестивале в Арле показ его работ сопровождало живое выступление джазового квартета. К тому же ле Керрек добивается звучности в репортажах, никак не связанных с музыкой по сюжету, — с помощью четкого ритма и контрастов: яркие солнечные лучи прочерчивают полутемное кафе, белоснежные холмы размечены черными контурами всадников.
«Винзавод», 21 марта — 27 апреля, в Цехе белого


Мартин Парр
Английский юмор крупными дозами
Мартин Парр проскочил в «Магнум» после 6 лет безуспешных попыток, да и то с перевесом всего в один голос. Такое отношение коллег — оттого что стиль работы этого оригинального британца казался чересчур провокативным старой гвардии агентства. При этом никаких сцен насилия или обнаженной натуры на снимках Парра нет, напротив — это тривиальные жанровые сценки, поражает в которых то, с каким истинно английским чувством юмора показаны детали жизни обычных европейцев. Еще более провокативными любителям классической фотографии покажутся крупные планы обычных вещей. Еда, одежда или любая другая вещь, привлекшая внимание художника, снимаются макрообъективом с кольцевой вспышкой (эта техника используется для получения максимально реалистичного изображения, например, в медицине), а затем распечатываются огромным форматом. И все для того, чтобы по-новому увидеть привычные вещи и вместе с автором поехидничать над их нелепостью.
«Винзавод», 21 марта — 27 апреля, в Цехе красного


Георгий Пинхасов
Русский в «Магнуме»
Георгий Пинхасов — бывший оператор «Мосфильма», ныне единственный русский фотограф, допущенный в ряды всемирно известного агентства фоторепортеров «Магнум». Начал в 70-е, фотографировал московские улицы; это было небезопасно, поэтому Пинхасов выдумывал разные уловки: ходил на толкучки и делал вид, что продает фотоаппарат, а сам фотографировал. Случайные кадры стали смыслом его искусства. Быстрый снимок, сделанный на ходу, оборачивается сценой убийства, замеченной только при проявке, или кадром, будто позаимствованным у Феллини. Динамичные кадры при всей своей спонтанности выходят очень сложными, многоплановыми — за пять секунд такую картинку не рассмотреть, порой и десяти минут мало.
«Винзавод», 21 марта — 27 апреля, в Цехе белого


Ранкин
Глянец, имитирующий правду жизни
Джон Ранкин Уодделл, известный просто как Ранкин, — молодой, очень модный британский фэшн-фотограф мирового уровня, качественно снимающий звезд, моду и рекламу. Мировую известность ему принесли фотосессии с королевой Елизаветой II, Тони Блэром, The Rolling Stones, U2, Шварценеггером, Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Леонардо Ди Каприо и огромным количеством прочих знаменитостей. Помимо этого, в 1991 году в партнерстве с Джефферсоном Хэком он основал знаменитый журнал Dazed & Confused, публикующийся теперь более чем в сорока странах мира. Свой фирменный способ выделяться из массы фотографов, работающих в фэшн-индустрии, Ранкин определяет как балансирование между глянцевой красотой и правдивостью: черно-белые портреты сняты с близкого расстояния и тем создают эдакую интимность. Порой становится даже неудобно и хочется немного отойти.
Галерея «Победа», 22 марта — 11 мая

Внимание! Расписание Фотобиеннале неокончательное. Точную информацию смотрите в разделе «Выставки».

Ошибка в тексте
Отправить