К стенке!
Журнальная фотография
В России много фотографов — профессионалов, полупрофессионалов и любителей, — снимающих «красоту» и «фотоискусство». Эти люди обладают всеми техническими знаниями, у них дорогие камеры, они умеют строить сложные композиции и выводить по ним световые пятна световой кисточкой. И они часто бывают обижены на журнал «Афиша» — за то, что журнал «Афиша» не признает их таланта, не просит снимать красоту и сложные ракурсы. Журнал, говорят они, упрощает фотографию; большинство публикуемых портретов — просто люди анфас, снятые на фоне стены. Хочется наконец возразить. Мы не виноваты. Так исторически сложилось.
Последние четыре года я каждый день смотрю картинки — по тысяче фотографий в день, в журналах вроде POP или Dazed & Confused, в блогах своих друзей, в агентствах, где угодно. Однажды за день я просмотрела почти весь архив журнала i-D — и поняла, что за 25 лет приемы фотографирования людей в нем не очень изменились: чаще всего это та самая фотография анфас на фоне стены. Именно так в последние 25 лет выглядит «современная журнальная фотография» — если мы говорим не о стоковых картинках из Cosmopolitan и Glamour, а об, извините, стилеобразующих журналах. В России таких журналов (и такого типа фотографии) не было — пока полтора года назад не появился фотограф Алексей Киселев. Он заставлял своих моделей выворачиваться наизнанку, блевать, показывать свои кишки, смеяться над его шутками, показывать трусы и то, что в трусах, — и оказалось, что мастерство фотографа состоит и в этом тоже, а не только в световой кисточке. А для того чтобы снять отличную обложку, вовсе необязательно искать сложный ракурс и выстраивать свет, лететь в Лондон, Париж или Нью-Йорк и собирать тонну одежды — достаточно комнаты с белыми стенами, белой футболки и красной помады. Многие тут же ринулись снимать портреты на фоне белых стен; общаться с объектом съемки по-прежнему умеют единицы — но это легко лечится: журнальную фотографию сейчас делает не фотограф, а стилист, если есть фотоаппарат и чувство стиля — модную журнальную картинку может снять любой. Белое помещение, большие окна, паркет, естественный свет (выполняйте хотя бы одно условие). Кроме пресловутой стенки существует набор нехитрых приемов: лес, зеленые поля, обои, советский шик, потрепанные комоды и пузатые кресла, прозрачный белый тюль. Чтобы снять портрет, надо поставить человека к стенке и слегка пересветить пленку, подбородок чуть вниз, голова прямо, босые ноги или туфли на каблуке, и волосы слегка растрепать. Сажайте модель, как куклу, ставьте спиной к стене, опустите ей голову, чтобы лица не было видно. Девочки должны вести себя скромно — стоять прямо, руки опустить или скрестить за спиной, можно слегка косолапить; сидеть — а лучше просто лежать, тоже, знаете, без хитростей. Горе — от ума, а счастье — в умении отсечь лишнее.
Таких снимков становится все больше и больше. Для крошечного мира стилевой журнальной фотографии в России это как «Черный квадрат» Малевича. Или, точнее, как белые гипсовые кубики и шарики, которые до стертых пальцев учатся рисовать первокурсники художественных вузов. Потом на основе этих кубиков можно нарисовать что угодно. Не хочется нагонять пафоса — но уже стало ясно, что из этих белых стенок и дневного света в Москве вырастет совсем другое поколение фотографов. И когда-нибудь вместо анемичных девушек на белом фоне они научатся снимать настоящую жизнь вокруг себя.