Новый Ректор РГГУ
Гуманитарное вмешательство
11 июня газета «Коммерсант», со ссылкой на нового ректора Российского государственного гуманитарного университета Леонида Невзлина, сообщила: во внутреннем дворе РГГУ собираются поставить памятник Марине Цветаевой. Через полторы недели бывший ректор Юрий Афанасьев заявил на пресс-конференции, что неплохо бы установить еще памятники Ахматовой и Мандельштаму. Невзлин после этого догнал в коридоре девушку из «Коммерсанта»: «Видите, какова сила печатного слова!»
На самом деле Невзлин имел в виду памятник профессору Цветаеву, античные слепки из музея которого расставлены теперь по коридорам университета. «Населению все равно, – жалуется Невзлин по электронной почте, – а эргэгэушная общественность может, например, подумать (не дай бог), что я путаю Цветаева и Цветаеву». Кроме памятника в планах нового ректора: повышение в пять раз зарплат профессорам, выплата пенсий, именные стипендии и обустройство внутреннего двора – амфитеатр, фонтан и собственно монумент.
Пути РГГУ и Невзлина – совладельца ЮКОСа и «Менатепа», десятого в рейтинге российских миллиардеров, бывшего заместителя гендиректора ИТАР–ТАСС, президента Российского еврейского конгресса и члена Совета Федерации, а также одного из лучших пиарщиков страны – пересеклись в апреле 2003 года: тогда ЮКОС выделил РГГУ 100 миллионов долларов на десять лет. Всего через три месяца ученый совет избрал Невзлина ректором РГГУ: 150 голосов за, 6 против. Прежний ректор Юрий Афанасьев ушел на почетную должность президента РГГУ.
Когда-то именно Афанасьев сделал университет университетом: в 1991 году ректор Историко-архивного, известный также как пламенный депутат-демократ, получил от государства комплекс зданий Высшей партийной школы на Миусской – со всем имуществом, общежитиями и пансионатами. За 15 лет его правления университет разросся в громадную структуру из 12 институтов и 16 факультетов, подарил миру Максима Галкина и превратился в лучший – согласно всем рейтингам и экспертизам – гуманитарный вуз страны. Эпоха закончилась 6 июня 2003-го: Афанасьев, провозгласив начало эры «плодотворного союза капитала, власти и общественности», ушел в отставку.
«Я совсем глухой, – говорит академик Михаил Гаспаров. – Я не мог слышать говорящих, слишком далеко сидел». Гаспаров – в числе прочих профессоров – сразу после выборов был приглашен на встречу с новым ректором. «Сказать о нем что-нибудь глубокое трудно, – формулирует впечатления о Невзлине профессор РГГУ Андрей Зорин. – Но это совершенно разумный, серьезный и вменяемый человек». В вопросе о том, что заставило ЮКОС прийти в РГГУ, Зорин согласен с официальной версией: «Они стремятся улучшить безусловно катастрофическую образовательную ситуацию в России». Новому ректору профессора тоже понравились: «Мы поняли, что говорим на одном языке. С интеллектуальной элитой я работаю всю жизнь, поэтому заново привыкать мне не нужно».
Про заседание ученого совета, на котором избирали Невзлина, писали, что там «высказывались полярные точки зрения», но подтверждений этому нет. Директор университетского Института филологии и истории Галина Белая: «Дискуссий не было, вы что, свою страну не знаете? Только Леонид Михайлович Баткин спросил, не боится ли Невзлин, что ему не ужиться в одной берлоге с Афанасьевым. Тот ответил – не боюсь». Извне тоже критики не слышно: президент фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин признался, что завидует сотрудникам РГГУ. А одна студентка, узнав от телекорреспондентов об избрании Невзлина, спросила только: «А он женат?»
Единственный оппозиционный взгляд был обнаружен в журнале «Отечественные записки». «На практике многоканальное финансирование уже выливается… в фактическую уродливую приватизацию учебных заведений» – так писал Юрий Афанасьев в первом номере «Записок» за прошлый год.