«Сериал «Босс» — это выдумка, Голливуд в чистом виде» Экс-мэр Чикаго о том, как готовиться к снегопадам и участвовать в гей-параде
Ричард Дейли стал мэром Чикаго в 1989 году — и ушел с этого поста только в 2011, пробыв главой города 22 года без перерывов. «Афиша» встретила Дейли на Московском урбанистическом форуме и поговорила с ним о том, зачем поддерживать гей-парады и почему фермеры тоже были креативным классом.
— У нас на интервью 20 минут — это меньше чем по минуте на каждый год, что вы были мэром Чикаго. Поэтому я только самое важное буду спрашивать: как вам сериал «Босс»?
— О, это все чистой воды выдумка. Они ко мне обращались за консультациями, просили пускать их в госучреждения, и я им помогал, но результат — это Голливуд чистой воды, ничего общего с реальностью.
— Что мне казалось интересным в нем — это то, как управление городом, решение каких-то проблем превращается в большую политику. Как это происходит в реальности?
— Вы смотрите на город, на то, как он устроен, и понимаете, что в нем самое важное. Номер один — это образование. Если у вас плохая система образования, то вы не можете развиваться: вот почему в какой-то момент в Америке люди начали уезжать из городов. Именно поэтому одна из первых вещей, которые я сделал, став мэром, — подчинил школы городу. Мы начали, например, преподавать в школах русский язык — у нас не так много русских, но мы хотели дать молодым людям новые возможности. Мы начали преподавать арабский, китайский — к нам даже президент Ху Цзиньтао приезжал. Мы начали преподавать португальский. Все для того, чтобы молодые люди посмотрели на мир иначе, чем предыдущие поколения. И дальше вы смотрите на все остальные части инфраструктуры: дороги, канализацию, экологию и так далее. И это ответственность мэров — что-то менять в городе к лучшему. У Москвы те же проблемы, что и у других городов. Но есть очень серьезный фундамент, например, прекрасное метро — такое мало где есть. Но нужно становиться открытым для мира городом. Новые языковые программы в школах, больше студентов-иностранцев, больше ваших студентов в других странах, больше международных контактов для бизнеса, для некоммерческих организаций — они должны чувствовать, что они часть большого мира, ведь, по сути, это так и есть.
— Кажется, основная проблема для московской власти сейчас — транспорт.
— Ваш город сейчас претерпевает серьезную трансформацию — это сложные задачи, причем они сложны не только по московским меркам, а и для большинства городов мира. И на форуме ваш мэр говорил не только о транспорте, но и об аэропортах, парках, экологии, образовании, жилье. Большая проблема, что Москва известна как город для правительства. Но вам нужно, чтобы Москва стала и городом для бизнеса. Как это сделать? Креативный класс — такое впечатление, что он только что появился, но уже фермеры были в каком-то смысле креативным классом. Почему они всегда строили свои дома лицом к солнцу? Чтобы тратить меньше денег на отопление — разве это не креативный подход? Но сейчас важно повернуть весь город в эту сторону, в сторону науки, культуры. Ваши власти это понимают, не все их решения поддерживаются, но они двигаются в нужном направлении. Парки и общественное пространство — раньше ведь об этом в Москве не думали.
— Вы, кстати, в качестве мэра пользовались невероятной поддержкой — избирались шесть раз, за вас голосовало около 70 процентов горожан. Вы их гипнотизировали, что ли?
— Нет, конечно. Но вы должны заражать людей энтузиазмом и просить поддержки у них. У вас не может быть ответов на все вопросы, но вы должны научиться слушать горожан, бизнес, давать им возможность принимать участие во всех проектах. Вы должны быть уверены, что все горожане принимают участие в управлении, а Чикаго — очень разнообразный город, у нас есть испаноязычное меньшинство, азиатское меньшинство, иммигранты. Вы должны понять, что все хотят только одного: ничего не бояться и иметь возможность заботиться о себе и своей семье.
— Вы поддерживали добрые отношения не только с этническими группами, но и были первым мэром Чикаго, который открыто поддержал геев и лесбиянок — уже в свой первый год, в 1989. Как вы решились на это?
— Но ведь они — такие же горожане, как и остальные! Это доктора, адвокаты, учителя, мои друзья — один из руководителей моей администрации был геем. Они много делают для города, я уважаю их за это и поддерживаю.
— Московская власть пока не решается, например, разрешить гей-парад.
— Не знаю… Не хочу раздавать советы — но разве это не ваши же сыновья, дочери, друзья, соседи?
— Как вообще мэр должен выстраивать отношения с городом? Например, сейчас Москву завалило снегом — и все очень злы, потому что кажется, что администрация не справляется со своей работой.
— Такие вещи случаются по всему миру. Мы пользовались очень продвинутой метеорологической технологией, все службы были начеку, мы всегда были в контакте с федеральным правительством. И все равно вы иногда не справляетесь, извлекаете из этого урок, учитесь, идете дальше — и в следующий раз вы готовы лучше. Я не был типичным мэром с точки зрения общения с городом — у меня было
— В одном интервью вы сказали, что, даже если ваши подчиненные допускают ошибку, вы не выгоняете их.
— Все зависит от того, что за ошибка. Каждый может ошибиться. У меня люди работали по семь дней в неделю, так что через два-три года они должны были уходить. Часто они шли в бизнес, работали там, потом я возвращал их обратно — это очень помогало им начать смотреть на ситуацию и с другой стороны.
— Вы вообще очень плотно работали с бизнесом, отдавали в частное управление дороги, аэропорты — за большие деньги, но на срок в 99 лет…
— Да, партнерство с бизнесом — это очень важно. В бизнесе технологии лучше, управление лучше, чем в большинстве правительственных структур. Так что я регулярно обращался к ним за советом и помощью. И к некоммерческим организациям, кстати, тоже, ведь многие из них поддерживаются бизнесом и основаны как раз для того, чтобы вступать во взаимодействие с городом. Бизнес лучше всех умеет оптимизировать затраты, избавляться от всего лишнего. Поэтому отдать им в управление какой-то актив, который не приносит городу никакого дохода, а они за него сразу готовы заплатить крупную сумму, а потом еще и вкладываться в его развитие — это очень правильно. Это и дороги, и социальная инфраструктура, и жилье, и здравоохранение.
— Вы работали мэром больше 20 лет подряд и много сделали, но если выбирать проект, по которому вас будут помнить, — это Миллениум-парк. Почему вы им занялись?
— Мэрия отвечает за парки, это важная часть жизни города. И парки — это не только деревья и цветочки, это и место для отдыха, для культурной жизни, для искусства. Эта была часть береговой линии озера Мичиган, которая была все еще не освоена, и мы решили сделать там парк — такой подарок городу от бизнеса. Это действительно подарок — вход бесплатный, большинство мероприятий бесплатные. Это еще и парк нового типа, самая большая «зеленая крыша» в мире, ведь под парком — большая автостоянка. И он все еще развивается, там будет построен потрясающий детский парк, который назовут именем моей жены — она умерла год назад, с катком, со всеми возможными развлечениями для маленьких детей, для тинейджеров, для молодых людей.