Проблема зайца
HDR-фотография
Свой первый и единственный цифровой фотоаппарат я купил шесть лет назад. Целый год мы дружили, гуляли и ездили в заграничные командировки. Потом я его бросил — потому что снимки, сделанные на пленку советским «Ломо-компактом» и среднеформатной «Яшикой», смотрятся гораздо лучше, да и вообще — приятнее снимать бандурой, которая годится тебе в отцы, чем хрупкой пластиковой игрушкой с низким разрешением. А недавно я обнаружил одну штуку, которая убедила меня дать старому цифровику еще один шанс. По-английски эта штука называется High Dynamic Range Imaging, а по-русски, кажется, «фотография с расширенным динамическим диапазоном». Почему-то в переводе подобная терминология всегда звучит ужасно, поэтому за последние две недели я понял, что объяснять смысл HDRI можно только на примерах.
Представьте себе какую-нибудь контрастную сцену — например, зайца на крыше сарая в яркий зимний полдень. Человеческий глаз может одновременно воспринимать и этого зайца, и небо у него за спиной; он видит, что животное пятнисто, а небо голубое. Фотоаппарат же на это не способен: какую экспозицию ни выберешь, либо заяц превратится в темный силуэт, либо небо — в белое пятно. Но можно поступить иначе: поставить камеру на штатив и сделать пять экспозиций с разницей в полступени — так что на первой будет хорошо виден заяц, а на последней — небо. Если объединить информацию с этих пяти снимков (в Adobe Photoshop CS2 это делается с помощью команды File > Automate > Merge to HDR), получится лишенная передержек и недодержек HDR-фотография.
На компьютерном мониторе такую фотографию увидеть не получится: он просто не в силах адекватно передать разницу между точкой с яркостью 1 и точкой с яркостью 1000000. Зато можно сжать снимок до обычного диапазона с помощью процесса, который называется tone mapping — это умеют делать и Photoshop CS2 (Image > Mode > 16-bit), и специальные программы вроде Photomatrix. Если все рассчитать правильно, на руках у вас окажется очень странная картинка, похожая даже не на фотографию, а на модель, слепленную в трехмерном редакторе. На картинке будет изображен идеальный с математической точки зрения пейзаж, в котором нет ничего слишком светлого и ничего слишком темного, — мир, скорее близкий живописи, чем традиционной фотографии. Хороший пример использования HDR — работы исландского парня по имени asmundur на flickr.com/photos/asmundur. Унылые окрестности Копавогура, останки тракторов и заброшенные рыбозаводы выглядят у него настолько сюрреалистически, что многие зрители вообще не верят в их реальность и обвиняют Асмундура в махинациях с помощью Maya и 3D Studio.
Понятно, что сама по себе HDR не делает из фотографии произведение искусства, но ведь всегда приятно иметь в арсенале еще один способ взглянуть на мир чуть-чуть по-другому. Благодаря HDR я начал рассматривать Москву — город, который обычно не вызывает желания что-нибудь сфотографировать, — в качестве источника любопытных ландшафтов. Обычный московский двор, снятый из окна в хмурое утро, вдруг заиграл странными красками, обычная московская комната превратилась в интерьеры малых голландцев, обычная кухня обрела неожиданное сходство с натюрмортом Снайдерса. Решив проблему зайца, мы решаем проблему серой повседневности — и ради этого можно смириться даже с цифровиком шестилетней давности.