Без разбору
Кризис понимания
Когда я учился в десятом классе, у меня был компьютер с процессором 80386, который работал на частоте 33 МГц. Там была программа Microsoft Excel, которая в целом неплохо справлялась с разного рода таблицами. Этот текст я пишу на компьютере с процессором на 1,5 ГГц, и здесь тоже есть Excel. Он тормозит невероятно. Отчего так происходит? Оттого что программисты, которые написали современный Excel, плохо представляют себе, как на самом деле устроен компьютер. Они применяют среды разработки, которые позволяют собирать программы из кубиков, пользуясь логикой, но практически не применяя технические знания.
Вот если бы Excel написал я, то он, наверное, работал бы в десять раз лучше. В школе мы неплохо разбирались в том, как устроены регистры процессора и как написать самый быстрый алгоритм для сортировки таблицы. Дело в том, что этого в некотором смысле невозможно было не знать: включая восьмибитную приставку Atari XE, ты первым делом видел курсор, который приглашал тебя что-нибудь немедленно придумать. Огромное количество людей, которые сейчас работают над программным обеспечением, выросли на Windows и такого приглашения не получали. Они научились программированию по книгам «Программирование в среде Visual Basic для Windows» и не понимают, что означает выражение «MOV AX, BX». Им, наверное, даже не смешно увидеть в «Футураме» плакат церкви роботологии, на котором большими буквами написано: «10 SIN 20 GOTO HELL».
Если всерьез об этом задуматься, можно прийти к мрачному выводу, уже обдуманному в свое время Гербертом Уэллсом: люди постепенно перестают понимать, как физически устроены окружающие их устройства и что происходит из-за того, что мир предоставляет им для этого все меньше возможностей. Пример: я уже давно не интересуюсь программированием, но увидев гениальную игрушку Nintendo DS со встроенным микрофоном, впервые за много лет почувствовал желание написать какую-нибудь программу — ты, например, говоришь ей «я!», а она тебе отвечает что-нибудь неприличное. И что же? Да ничего. Вы не представляете, как сложно что-нибудь написать для DS. Либо надо пользоваться подпольными компиляторами и читать подпольные инструкции, либо подавать заявку на официальный статус разработчика (кто мне его под это даст?).
Или взять тот же айпод. Он официально считается disposable: вместо того чтобы влезть внутрь и самостоятельно заменить сломанный жесткий диск, предлагается купить новую модель. И большинству людей сейчас почему-то не приходит в голову, что айпод тоже сделан из деталей, — они считают, что он целенький, как редиска. А ведь сорок лет назад спаять транзисторный радиоприемник мог каждый третий школьник, и если бы этому школьнику достался айпод, он бы первым делом его препарировал — посмотреть, что внутри и можно ли это как-нибудь использовать в преступных целях. То же самое происходит и с автомобилями, которые теперь вскрывают только в сервисных центрах, и с телефонами, которые принято выбрасывать, как только у них отвалится батарейка. Через пятьдесят лет мы окончательно придем к миру, которым будет править каста технократов, и человек, самостоятельно научившийся заколотить гвоздь, будет немедленно сожжен как колдун и мракобес.
Пока не поздно, купите детям набор отверток.
Дневник наблюдений за миром будущего — на respek.afisha.ru