перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Умремте ж под Москвой» Бородинская панорама открылась после реконструкции

Музей-панорама «Бородинская битва», закрытый на реконструкцию прошлым летом, снова открывается для посещений — обновленный и подкрашенный. «Афиша» посмотрела, как там все изменилось.

архив

Серьезных изменений в музее не было с 1962 года, на пыльную панораму — знаменитую картину Франца Рубо «Бородинская битва» длиной 115 метров — приходили посмотреть только пятиклассники со школьными экскурсиями. Картины сражений и полководцев на серых стенах выглядели невыигрышно, а подписи к экспонатам были скупыми и скучными. В прошлом году власти выделили музею на реконструкцию больше 100 миллионов рублей — на эти деньги закупили интерактивные экраны, информационные киоски, новые экспонаты и наконец привели в порядок саму панораму.

Вся экспозиция музея, как и прежде, расположена в хронологическом порядке — с самого начала Отечественной войны до заграничных походов. Только теперь посетители должны сначала представить себе довоенную мирную Москву — поэтому прямо в вестибюле музея стоят пять пенопластовых фигур в человеческую величину — купец с «Московскими ведомостями», сбитенщик, солдат гарнизонного полка, светская дама в чепчике и денди с коком. За ними — изображение Кремлевской площади, а из колонок — городские разговоры и шум. На этом моменте экскурсоводы произносят фразу: «Мы видим Москву такой, какой она больше никогда не была» — и проводят в новые залы. Там темно-красные и зеленые стены и подробные описания практически каждого экспоната — их, кстати, после реконструкции стало в два раза больше: какие-то, которым раньше не находилось места, вытащили из запасников, другие купили у коллекционеров, а третьи и вовсе придумали сами. К примеру, в одном из залов музея за стеклом расположили «Партизанский бивак» — пластиковых кукол: улана, гусара и казака, греющихся у костра и подкармливающих французского барабанщика. Выглядят они почти как настоящие, в кастрюле, кажется, и правда похлебка, а форма партизан — точная копия той, что была во время войны; работали над куклами театральные художники и исторические реконструкторы. Эта сцена — картина из воспоминаний Дениса Давыдова, который действительно однажды взял под опеку заблудившегося француза и дошел с ним до самого Парижа, где и сдал родителям. Тут же покажут ампутационный набор начала XIX века, привезенный неизвестным коллекционером, и вещи, принадлежавшие Кутузову, которые вытащили из запасников: изящное бюро, готовальню и табакерку.

Сама панорама выглядит значительно помолодевшей; последний раз картину Рубо и предметы перед ней — всякие разрушенные избушки, костры, пробитые кастрюли и трупы лошадей — реставрировали тридцать лет назад, поэтому долгое время главная часть музея выглядела довольно жалобно. Теперь живопись почистили, предметный план заменили и отреставрировали — стометровая картина стала значительно ярче, а гипсовая земля перед ней реалистичней. Правда, теперь панорама от зрителей отделена невысоким стеклянным ограждением, благодаря которому, как надеются сотрудники музея, школьники перестанут вываливаться за борт. Но самое интересное в новой панораме — пять информационных киосков, расставленных по кругу: на каждом из них можно приблизить любой фрагмент картины, близко рассмотреть его и прочитать, что за люди там изображены — к примеру, окажется, что солдат в желтом колете с окровавленнным лицом — Николай Рыбус, унтер-офицер кирасирского полка, который героически сражался без каски и с многочисленными ранами, а потом получил орден Святого Георгия.

Вообще, музей попытались сделать увлекательным во всех смыслах: когда поднимаешься по лестнице к панораме, слышишь конский топот, шаги солдат и разговоры русской армии; когда спускаешься, натыкаешься на огромную гравюру — инсталляцию горящей Москвы. Из окон вырывается пламя, слышны крики захватчиков: французы тащат награбленное. Это неприятное впечатление можно сгладить, посмотрев, как отступала французская армия: синяя и красная стрелки периодически встречаются в населенных пунктах, гремит взрыв — зритель понимает, что сейчас русские в очередной раз разбили остатки наполеоновской армии.

 

Музей-панорама «Бородинская битва» работает ежеденевно с 10.00 до 18.00, а по четвергам — до 20.00

Ошибка в тексте
Отправить