Блог с тобой
Из чего состоит социальный интернет
В конце 90-х индивидуалистический интернет, состоящий из разрозненных сайтов-островов, начал прорастать виртуальными сообществами. Потом сообщества стали усложняться, появились блоги – и все завертелось, да такими оборотами, что год назад сам собой возник термин – Web 2.0, социальный интернет. Что это такое, как это работает и чем грозит, мы попробуем разобраться ниже, на примерах основных представителей.
Blogger.com
www.blogger.com
Популярный сервис, давший возможность любому желающему вести свой собственный блог, то есть онлайновый дневник. Если раньше для того чтобы сделать сайт, требовались дизайнеры и программисты, то завести себе блог может каждый, причем за считаные минуты. Блоги стали популярными в 2003-м, во время войны в Ираке, когда дневники очевидцев событий и людей, имевших о происходившем свое мнение, начали привлекать внимание СМИ. А год спустя блоги и сами стали СМИ, когда дневниками стали обзаводиться общественные и политические деятели, кинозвезды и прочие. Возник и обратный эффект – популярные блоги вывели в звезды своих хозяев, а кое-кто просто неплохо заработал всего лишь тем, что вел дневник (и продолжает зарабатывать – см. www.milliondollarhomepage.com).
См. также www.liveJournal.com, www.wordpress.com, www.sixapart.com
WordPress
www.wordpress.com
Блог можно запустить не только на общественном сайте, но и на своем собственном. Вопрос «как бы мне завести свою домашнюю страничку?» теперь, кажется, решен – с этой программой для сайтов легко справится любая среднестатистическая офисная блондинка, разве что с первоначальной настройкой помогут мальчики.
См. также www.movabletype.com
Flickr
www.flickr.com
Сайт, на котором можно вывешивать свои фотографии и организовывать их в галереи. От прочих фотосайтов и галерей flickr отличается тем, что в нем есть метки (tags). Каждую фотокарточку можно пометить любым количеством ключевых слов, и по запросу, например, «cat» сайт вывалит целую кучу изображений котов, кошек и котят, так что искать картинки на flickr еще проще, чем на www.images.google.com. Кроме того, flickr имеет все признаки сообщества – авторов можно комментировать, а самых интересных заносить в особый список.
Last.FM
www.lastfm.com
Интернет-радиостанция, интересная не столько вещанием, сколько своей рейтинговой системой. Любой желающий может зарегистрироваться и скачать специальный модуль к медиаплееру (WinAmp, iTunes, WMP и пр.), который собирает информацию про то, что именно слушает хозяин компьютера, когда и сколько раз, и складирует ее на сайт. На вопрос «что слушаешь?» теперь можно смело отправлять друзей в свой профиль пользователя на Last.FM. А потом, к собственному удивлению, можно обнаружить, что в наушниках-то чаще всего играет не Шнитке и не Anticon, как хотелось бы думать, а, например, Серега. Личные рейтинги можно собирать в групповые, а групповые суммировать в один большой, всеобщий, и это уже не синтетический хит-парад, а совершенно объективное состояние музыки. И неважно, что в общем зачете лидерами всегда будут бесконечные U2 и Radiohead, потому что сайт позволяет найти людей со схожими интересами, а у них – новую музыку, про которую прямо там же можно и пообщаться.
Del.icio.us
Хранить закладки (bookmarks) у себя на компьютере – вчерашний день. Можно скачать примочку к браузеру, и закладки сами будут заводиться на личной странице сайта del.icio.us. Закладки можно не только открывать из любого места, но и снабжать метками, совсем как фотокарточки на flickr, а потом по ключевым словам искать нужную. А главное, из закладок других людей выстраивается рейтинг – как и на Last.FM – и тут начинается самое интересное. Становится видно, кто и какие сайты действительно вносит в закладки, ну а кроме того, по все тем же ключевым словам можно найти совершенно неизвестные, но очень полезные страницы на интересующие темы. Языки малых народов? Космическая микробиология? Легко!
Folksonomy
Так англофоны назвали явление, когда искусственно придуманные списки и структуры заменяются общественными списками и метками, возникающими естественным образом. Кажется, фолксономия теперь будет в основе всех сообществ нового типа. Редакторы и модераторы – вчерашний день, самое любопытное всегда будет автоматически попадать на вершины списков и хит-парадов не потому, что так сказал специальный дядя, а потому, что это интересно живым людям, нам с вами. А на дне таких списков естественным образом оседают мусор, реклама и прочая ерунда – да и черт с ними.
RSS
Синдицирование, оно же агрегация. Звучит устрашающе, на деле же все куда проще, примерно как в LiveJournal: добавляешь интересные дневники к себе «в друзья», а затем записи из этих дневников автоматически выстраиваются в единую хронологическую «ленту». Таким же образом можно агрегировать любимых фотографов на flickr и смотреть их фотографии в виде ленты, а также собирать воедино информацию с блогов и новостных порталов. Если на сайте имеется значок RSS – значит, сайт обучен отдавать свою информацию в ленты. Собирать ленты можно как с помощью специальных программ, так и через онлайновые сервисы – www.Bloglines.com, www.lenta.yandex.ru. А службы вроде SuprGlu или Multiply (последняя позволяет хранить данные) позволяют объединять свои профили с сайтов flickr, LiveJournal, Last.FM, del.icio.us и прочих на одной странице. Ее, кстати, тоже можно синдицировать куда-то еще.
Кроме того
Vimeo – то же самое, что и flickr, но для видео, и тут снова срабатывает социальный момент, потому что снимать, выкладывать и искать можно все что угодно, и если видеосъемки русской пьянки как-то тухло показывать друзьям и знакомым, то для тайца или индуса подобное видео может стать откровением. www.Answers.com собирает данные с Wikipedia и многих других интернет-энциклопедий и баз данных: вбейте в поиск на Answers интересующую тему – подбор сведений и ссылок будет куда точнее, чем у обычной поисковой машины. Odeo облегчает аудиоблоггинг (он же подкастинг), то есть ведение звукового/речевого дневника. По адресу www.upcoming.org располагается «социальный календарь», из которого видно, на какие общественные мероприятия люди действительно собираются пойти. Technorati рыскает по блогам и показывает, что в них ищут и обсуждают другие люди, – все тенденции в одном месте. Xanga похожа на LiveJournal, но людей побольше, да и чисто географически искать их легче – если, допустим, переехал в другой город, да еще и в другую страну, можно попробовать познакомиться с новыми интересными людьми именно там. LinkedIn тоже сообщество, но профессиональной направленности, про бизнес-контакты и работу; русских специалистов там прилично, и получается, что наш человек регистрируется на сайте, вводит нескольких знакомых ему людей, таких же служащих, а потом с изумлением обнаруживает, что теория про то, что мы знакомы с любым человеком через цепочку из максимум шести людей, – она действительно работает и какого-нибудь Билла Гейтса можно найти через трех, а Стива Джобса – через двух знакомых. И через этих самых знакомых с такими людьми можно навести мостики, если будет деловой повод. Ого!
Уже сейчас можно представить, что будет дальше, просто заглянув на только начинающиеся сайты. Строится новый «социальный браузер» Flock, который соберет общественные сервисы воедино. В Google придумали Base, базу данных, в которую можно сваливать любые виды информации, – поиск по ней обещает быть куда более точным, чем в типичной поисковой машине. На 43things люди чего-нибудь хотят, и среди этого попадаются вещи, одежда, услуги, так что в какой-то момент забавная «хотелка» превратится в убийственно точный маркетинговый инструмент – всего лишь вопрос времени. Вообще социальные метки и фолксономия таят в себе феноменальный коммерческий потенциал: из них очень четко видно, чем человек интересуется, чего ему хочется и что он купит. Реклама Google AdSense, учитывающая контекст, уже сейчас работает гораздо эффективнее обычных баннеров, так что пугающая сценка из «Особого мнения», когда магазинная автоматика показывает рекламные ролики, персонализированные для главного героя, довольно скоро может стать явью. Если попытаться заглянуть чуть дальше и слегка пофантазировать, то становится понятно, что и СМИ, и коммуникации в своем информационном смысле, и реклама изменятся до неузнаваемости. Возможно, крупные компании перестанут отгораживаться высокими стенами и официозными пресс-релизами, когда вот же он, клиент, с его хотениями, не нужны никакие исследования рынка, все как на ладони, бери тепленького. Возможно, эти же компании перестанут врать потребителю, наклеивая яркие ярлыки на неудачный товар, – в социальном интернете общественное мнение обретает силу, так что сообщения о дефектных товарах и нечестных способах рыночной игры будут распространяться как эпидемия и разорять лицемеров. Возможно, реклама перестанет раздражать и начнет работать, а вместо пытающихся перекричать друг друга гигантских цветастых щитов на Пушкинской мы увидим в личной почте всего лишь одну долгожданную строчку – про ту самую путевку со скидкой в Шанхай, о которой так мечталось. Возможно, общение народа с правительством повернет на более демократические рельсы – русский на этой фразе, конечно, усмехнется, а вот, скажем, эстонец на вопрос об «электронном правительстве» в своей стране уже сейчас буднично ответит: «Ну да, есть». Возможно, мир изменится к лучшему и люди повернутся друг к другу лицом – даже если делать это поначалу придется стыдливо, через интернет.