перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: лучшие выставки 3-й Московской Биеннале современного искусства

20 сентября — 1 ноября

архив

Основной проект Московской биеннале

Жан-Юбер Мартен — приглашенный куратор основного проекта 3-й Московской биеннале, один из немногих в мире людей, способных понятно и логично устроить любого размера сборную выставку из самых несочетаемых вещей. В Москве он получил памятник архитектуры — мельниковский гараж, десяток русских художни­ков («Синие носы», Пепперштейн, Осмоловский, Бродский); прибавил к ним этнические редкости (расписанные юрты и афганские ковры) и приправил все это работами мировых звезд (Марина Абрамович, Тони Крэгг, Аниш Капур, Вим Дельвуа).

Аудиогид по основному проекту Биеннале

 

Люди как вещи в работах Чернышевой

Невыдуманные персонажи Ольги Чернышевой происходят целиком из реальной жизни, однако ж ­ухитряются и здесь как-то под­висать в неком полупризрачном ­статусе: не то настоящее это, не то прошедшее; не то люди это, не то уже нет; не то ­бодр­­ствуют они, не то грезят… И зри­тель гипнотическим образом вслед за этими существами — рыбаками, охранниками, смотрительницами музейных залов — тоже впадает в транс, в лимб, в летаргическое ­оцепенение «ничего-не-происходит». Того и гляди, так и жизнь ­пройдет — что, оказывается, не так уж плохо.

 

 

Макет утопического города от голландских провокаторов

Роттердамское ателье Юпа ван Лисхаута производит плавучие абортарии, бары в форме прямой кишки, человекодиваны и прочие иронические дикости. В Москву привезли проект «Город рабов» — подробнейшую модель утопического города, с женскими пансионами, больницами, электростанциями и борделями, разнесенными по разным пространствам «Винзавода».
 

 

Фигуративная живопись бельгийского художника

Бельгиец Люк Тюйманс привозит в Москву третью часть цикла, ­по­священного утопическим идеям (первая, об ордене иезуитов, про­шла в Антверпене в 2007 году, вторая, про Студию Уолта Диснея, в Нью-Йорке годом позже). Тема ­нынешней выставки, впервые ­по­казанной в Брюсселе, — исследование виртуальной реальности и ее влияния на человеческое восприятие; ­техника, в которой Тюйманс на этот раз работает, — нежная по тону фигуративная живопись, фрагменты которой смонтированы и кадрированы, будто в фотошопе.
 

 

Звуковые перформансы литовского новоджазового музыканта

Ретроспектива саунд-инсталляций разных лет Владимира Тарасова — композитора, барабанщика, импровизатора участника выдающегося ­новоджазового трио ГТЧ (Ганелин–Тарасов–Чекасин).
 

 

Антология русского перформанса в тенях и силуэтах

У Кулика очередной коронный жанр. Он называет это «пространственной литургией» и определяет как «нечто среднее между церковью, цирком и ночным клубом». Нынешний ­аттракцион — двухэтажная видеоаудиоинсталляция или, проще ­го­воря, лабиринт из полупрозрачных экранов, где, как в театре теней, воспроизводятся в виде силуэтов полсотни перформансов за сорок последних лет отечественного искусства. Сам Кулик представлен двумя — человеком-собакой и проповедью рыбам, когда он в рясе нырял в специальный аквариум. Полное погружение, по идее, должен пережить и зритель.
 

 

Коллажи авангардиста со стажем

Художник «второго авангарда», ­занимающийся «магическим ­сим­волизмом», Михаил Гробман так ­давно живет и работает в Израиле, что в Москву, где Гробман родился, он уже приезжает в качестве иностранца. В рамках Московской биеннале показывают недавние коллажи из хрестоматийных живописных ­работ, дополненные его ­собствен­ными рисунками.
 

 

Тотальная инсталляция главного русского архитектора

Самым впечатляющим проектом Московской биеннале-2007 была ­выставка «Верю» Олега Кулика, устроенная в сложном, ­разноуров­невом темном подвале «Винзавода». На Биеннале-2009 то же пространство займет тотальная инсталляция архитектора Александра Бродского «Ночь перед наступлением», гигантская романтическая теплица, состоящая по большей части из лампочек и полиэтиленовых палаток, — что определенно произведет не меньшее впечатление, чем выставка в 2007-м.

 

Нарочито небрежное искусство современных российских художников

Дешевое искусство из нехудожественных материалов, возникшее в Италии 60-х и известное тогда как arte povera, ожило в России 2000-х под названием «Русское бедное» — так называлась выставка лучших ­отечественных мастеров (Бродский, Кошляков, Гутов, Осмоловский), ­собранная Маратом Гельманом для вновь открывшегося музея ­совре­менного искусства в Перми: теперь то же самое привезли и в Москву.
 

 

Живописный оммаж Кабакову и русскому авангарду

Почти авангардная живопись, почти настоящий художник — Петра Субботина-Пермяка куратор Екатерина Деготь разыскала, кажется, специально для 3-й Московской биеннале. Жил Пермяк в селении Кудымкор, рисовал натюрморты и сельских женщин, и все бы ничего, если бы не значились за его скромным именем основанная в селе художественная школа, музей, театр, отчего сам Пермяк начинает походить на персонажа вымышленного, подобно Розенталю — важному живописцу начала века, ­которого целиком и полностью ­придумал художник Кабаков.
 

 

Внушительное искусство от отечественного производителя

Сознательная антитеза основному проекту. Тот скорее антимодернистский, против исключений, этот, наоборот, программно вдохновлен широкими, рубящими жестами авангарда: туда не ходи, сюда ходи; а чтобы было чем крыть, искусство тут тоже крупное, визуально убедительное — не хуже (точно не меньше) какого-нибудь там Крэгга или Капура; и авторы способны на многое. Одни колобахи Николая Полисского сколько места займут! Остальное пространство на «Фабрике» кураторы Арсений Жиляев и Сергей Хачатуров тоже намерены подчинить «пластической режиссуре пространства», часто «минимальными средствами» — тактика, опять-таки, из эпохи «мы наш, мы новый мир построим»: на грош пятаков…
 

 

Очередная часть коллекции Семенихиных

115 работ, так или иначе связанных с эволюцией человеческого образа в искусстве. Благодатная темя для коллективной выставки, показать можно все: от Репина до Кулика; хоть черный квадрат выставляй (будь такой в коллекции). Но как раз его-то в собрании четы-меценатов Семенихиных пока нет, а вот ­Репиных, Кончаловских, ­Пиво­ва­ровых и Куликов хоть отбавляй.

 

Народные типы в фотографиях очень важного фотографа

Бориc Михайлов живет в Берлине, снимает тоже в Берлине и еще в Харькове, где Михайлов родился. До нас его выставки докатываются, мягко говоря, не сразу. Но это ничего: на работы лауреата самой престижной фотопремии Hasselblad и автора одной из лучших фото­книг «Неоконченная диссертация» — можно смотреть и с опозданиями, и даже с повторами.
 
 

Ранние работы будущих классиков

Ретроспектива ранних работ художников родом из Таганрога: Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Николай Константинов, Василий Слепченко, Александр Сигутин. Развеселый народный модернизм против занудного столичного концептуализма, «искусство и никакой халтуры» в объектах, ­инсталляциях и живописи — все вместе в Москве выставляется впервые.
 

Детский мир в произведениях русских художников

Впадать в детство при советской власти считалось крайне удобной стратегией. Иллюстрирование сказок и вообще тяга ко всему детскому — обычное дело для нонконформис­тов 1960–1980-х; детские игрушки, кроме того, служили дешевым расходным материалом; мимо этого ­мало кто прошел. Кроме инсталляций «Медицинской герменевтики» и концептуалистских кубиков ­фи­лологов Герловиных, придурочного инфантилизма Николая Козлова и всамделишного Сергея Шутова или Ростана Тавасиева выставка включает и макеты игрушек, ­раз­работанных в НИИ игрушки в 1930-е годы, да и сама по себе из детской недалеко ушла (это первый проект отдела новейших течений Третьяковской галереи после увольнения оттуда Андрея ­Еро­феева).

 

Искусство на краю Люблинской линии

70 видных московских художников (Айзенберг, Ефимов, Литичевский, «Синие носы») делают арт-объекты из обыкновенной железной крова­ти с сеткой. Объекты выставлены у станции метро «Волжская» (в каком-то смысле еще более экзотическая для современного искусства ­территория, чем тот же город Пермь).
 

Современный российский видеоарт на четырех этажах в Ермолаевском

Молодой куратор Андрей Паршиков в прошлом году собрал видеопрограмму «Сверхновая вещественность» для фонда «Современный ­город». Как бы рекламные ролики про чудодейственный крем для обуви Яши Каждана, гамбургер Ксении Перетрухиной, люди на разной ­вы­соты табуретках Елены Ковылиной так приглянулись директору ММСИ Василию Церетели, что он отдал под этот проект практически все ­здание музея в Ермолаевском.

 

Пункт продажи современного искусства

На нынешней «Арт-Москве» ­продают Тони Крэгга и Алекса Уэбба, Александра Рукавишни­кова и «Синих носов» — то есть ­примерно то же, что и показывают на прочих выставках Биеннале. Серьезные галерейные стенды, ­отобранные экспертным советом (Елена Селина, Марат Гельман, Айдан Салахова, Ханс Кнолль, Фолькер Диль) разбавлены музейными выставками и круглыми столами. Бывшая площадка перформансов и дуракаваляния — «Арт-Москва» ­теперь все больше похожа на ­хо­лодную взрослую европейскую ­ярмарку.

 

Искусство, которое не взяли на «Арт-Москву»

Параллельная программа Московской биеннале, параллельное событие по отношению к «Арт-Москве», пародия на нее же. Лиза Плавинская и Максим Илюхин собрали в здании «Известий» всех, у кого нет площадок и галеристов, кому негде выставляться, иногда даже нечего показать, но уж очень хочется. Стенды по 15 метров, каталог ярмарки, похожий на обувной и приходящий по почте, круглые столы, концерты и «что-­нибудь еще».
 

 

Утопические пространства руками детей

Ежегодная (и едва ли не самая ­крупномасштабная за все время) ­выставка студии Михаила Лабазова «ДЭЗ №5», где весь последний год дети-учащиеся создавали ­иде­альные пространства для жизни: дом для енота-полоскуна, дом для игры в шахматы и проч. Как ­всегда на выставках «ДЭЗ №5», ­получилось ­весело, дико и мудро (не проходите мимо комментариев к работам).

 

Собрание постпостмодернистов

Проект родился из обсуждений в мастерской у художника Александра Соколова — обсуждалось, насколько изобразительно изобразительное ­искусство. В другом изложении он куда жестче: что хотел сказать художник? — а художники объясняться не хотят. Поэзия вот тоже не кончается содержанием слов. Но у поэтов есть стиховеды. А постконцептуальное искусство искусствоведов у нас пока не нашло. Зато нашло исполнителей — в лице Олега Кулика, Анатолия Осмоловского, Арсения Жиляева, Анны Титовой и других; не последних, то есть, людей. Объяс­нять, что хотели сказать, когда ничего не хотели сказать, художники будут самостоятельно.

 

Еще одна Доска почета

Еще одна выставка с участием ветеранов московской художественной сцены, таких много в нынешней программе; ветераны дают прикурить — наравне с аборигенами, женщинами, европейцами, красавцами и прочими сквозными сюжетами Биеннале. До сих пор у куратора Веры Погодиной сюжеты из учебника по литературе — «Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» — служили поводом собрать хороших авторов. Собрали и теперь — от Константина Звездочетова и Алексанра Петрелли до вездесущего Александра Бродского и Никиты Алексеева; всю старую гвардию. И произведения по теме у каждого нашлись — впрочем, при такой постановке вопроса иначе выйти и не могло.

 

Видеоноты
Видеоарт с классической музыкой

Антонио Джеуза курировал-­кури­ровал архив российского видеоарта, издавал достойные ученые выставки — и выкурировал. Видео — числом дюжина, разных авторов, которые аудиотреком к видео выбрали классику, — это будет воспроизведено в Доме музыки под натуральный ­аккомпанемент оркестра «Русская филармония» (дирижер Максим ­Федотов).

 

Объекты московских концептуалистов — как недвусмысленно заявлено в названии

Объекты из коллекции Московского архива нового искусства, или, иначе говоря, первого частного собрания московского концептуализма, созданного в незапамятные времена художником Николаем Панитковым: Кабаков, Монастырский, «Коллективные действия», «Медгерменевты», «Перцы», «Чемпионы мира».

 

Многофигурные композиции, снятые на крымском пляже

Большие фотографии: передний план, средний, дальний, горизонт, небо. На снимках отдыхающие: ­прыгают в воду, болтают ногами, торчат как поплавки из моря. Многослойные многолюдные композиции — братковский конек последних лет: подкрался, нажал на кнопку — и го­тово, без режиссуры, зато с максимальной экспрессией.
Ошибка в тексте
Отправить