Фотографии предоставлены агентством JMGroup
Основной проект Московской биеннале
Жан-Юбер Мартен — приглашенный куратор основного проекта 3-й Московской биеннале, один из немногих в мире людей, способных понятно и логично устроить любого размера сборную выставку из самых несочетаемых вещей. В Москве он получил памятник архитектуры — мельниковский гараж, десяток русских художников («Синие носы», Пепперштейн, Осмоловский, Бродский); прибавил к ним этнические редкости (расписанные юрты и афганские ковры) и приправил все это работами мировых звезд (Марина Абрамович, Тони Крэгг, Аниш Капур, Вим Дельвуа).
Аудиогид по основному проекту Биеннале
Люди как вещи в работах Чернышевой
Невыдуманные персонажи Ольги Чернышевой происходят целиком из реальной жизни, однако ж ухитряются и здесь как-то подвисать в неком полупризрачном статусе: не то настоящее это, не то прошедшее; не то люди это, не то уже нет; не то бодрствуют они, не то грезят… И зритель гипнотическим образом вслед за этими существами — рыбаками, охранниками, смотрительницами музейных залов — тоже впадает в транс, в лимб, в летаргическое оцепенение «ничего-не-происходит». Того и гляди, так и жизнь пройдет — что, оказывается, не так уж плохо.
Макет утопического города от голландских провокаторов
Роттердамское ателье Юпа ван Лисхаута производит плавучие абортарии, бары в форме прямой кишки, человекодиваны и прочие иронические дикости. В Москву привезли проект «Город рабов» — подробнейшую модель утопического города, с женскими пансионами, больницами, электростанциями и борделями, разнесенными по разным пространствам «Винзавода».
Фигуративная живопись бельгийского художника
Бельгиец Люк Тюйманс привозит в Москву третью часть цикла, посвященного утопическим идеям (первая, об ордене иезуитов, прошла в Антверпене в 2007 году, вторая, про Студию Уолта Диснея, в Нью-Йорке годом позже). Тема нынешней выставки, впервые показанной в Брюсселе, — исследование виртуальной реальности и ее влияния на человеческое восприятие; техника, в которой Тюйманс на этот раз работает, — нежная по тону фигуративная живопись, фрагменты которой смонтированы и кадрированы, будто в фотошопе.
Звуковые перформансы литовского новоджазового музыканта
Ретроспектива саунд-инсталляций разных лет Владимира Тарасова — композитора, барабанщика, импровизатора участника выдающегося новоджазового трио ГТЧ (Ганелин–Тарасов–Чекасин).
Антология русского перформанса в тенях и силуэтах
У Кулика очередной коронный жанр. Он называет это «пространственной литургией» и определяет как «нечто среднее между церковью, цирком и ночным клубом». Нынешний аттракцион — двухэтажная видеоаудиоинсталляция или, проще говоря, лабиринт из полупрозрачных экранов, где, как в театре теней, воспроизводятся в виде силуэтов полсотни перформансов за сорок последних лет отечественного искусства. Сам Кулик представлен двумя — человеком-собакой и проповедью рыбам, когда он в рясе нырял в специальный аквариум. Полное погружение, по идее, должен пережить и зритель.
Коллажи авангардиста со стажем
Художник «второго авангарда», занимающийся «магическим символизмом», Михаил Гробман так давно живет и работает в Израиле, что в Москву, где Гробман родился, он уже приезжает в качестве иностранца. В рамках Московской биеннале показывают недавние коллажи из хрестоматийных живописных работ, дополненные его собственными рисунками.
Тотальная инсталляция главного русского архитектора
Самым впечатляющим проектом Московской биеннале-2007 была выставка «Верю» Олега Кулика, устроенная в сложном, разноуровневом темном подвале «Винзавода». На Биеннале-2009 то же пространство займет тотальная инсталляция архитектора Александра Бродского «Ночь перед наступлением», гигантская романтическая теплица, состоящая по большей части из лампочек и полиэтиленовых палаток, — что определенно произведет не меньшее впечатление, чем выставка в 2007-м.
Нарочито небрежное искусство современных российских художников
Дешевое искусство из нехудожественных материалов, возникшее в Италии 60-х и известное тогда как arte povera, ожило в России 2000-х под названием «Русское бедное» — так называлась выставка лучших отечественных мастеров (Бродский, Кошляков, Гутов, Осмоловский), собранная Маратом Гельманом для вновь открывшегося музея современного искусства в Перми: теперь то же самое привезли и в Москву.
Живописный оммаж Кабакову и русскому авангарду
Почти авангардная живопись, почти настоящий художник — Петра Субботина-Пермяка куратор Екатерина Деготь разыскала, кажется, специально для 3-й Московской биеннале. Жил Пермяк в селении Кудымкор, рисовал натюрморты и сельских женщин, и все бы ничего, если бы не значились за его скромным именем основанная в селе художественная школа, музей, театр, отчего сам Пермяк начинает походить на персонажа вымышленного, подобно Розенталю — важному живописцу начала века, которого целиком и полностью придумал художник Кабаков.
Внушительное искусство от отечественного производителя
Сознательная антитеза основному проекту. Тот скорее антимодернистский, против исключений, этот, наоборот, программно вдохновлен широкими, рубящими жестами авангарда: туда не ходи, сюда ходи; а чтобы было чем крыть, искусство тут тоже крупное, визуально убедительное — не хуже (точно не меньше) какого-нибудь там Крэгга или Капура; и авторы способны на многое. Одни колобахи Николая Полисского сколько места займут! Остальное пространство на «Фабрике» кураторы Арсений Жиляев и Сергей Хачатуров тоже намерены подчинить «пластической режиссуре пространства», часто «минимальными средствами» — тактика, опять-таки, из эпохи «мы наш, мы новый мир построим»: на грош пятаков…
Очередная часть коллекции Семенихиных
115 работ, так или иначе связанных с эволюцией человеческого образа в искусстве. Благодатная темя для коллективной выставки, показать можно все: от Репина до Кулика; хоть черный квадрат выставляй (будь такой в коллекции). Но как раз его-то в собрании четы-меценатов Семенихиных пока нет, а вот Репиных, Кончаловских, Пивоваровых и Куликов хоть отбавляй.
Народные типы в фотографиях очень важного фотографа
Бориc Михайлов живет в Берлине, снимает тоже в Берлине и еще в Харькове, где Михайлов родился. До нас его выставки докатываются, мягко говоря, не сразу. Но это ничего: на работы лауреата самой престижной фотопремии Hasselblad и автора одной из лучших фотокниг «Неоконченная диссертация» — можно смотреть и с опозданиями, и даже с повторами.
Ранние работы будущих классиков
Ретроспектива ранних работ художников родом из Таганрога: Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Николай Константинов, Василий Слепченко, Александр Сигутин. Развеселый народный модернизм против занудного столичного концептуализма, «искусство и никакой халтуры» в объектах, инсталляциях и живописи — все вместе в Москве выставляется впервые.
Детский мир в произведениях русских художников
Впадать в детство при советской власти считалось крайне удобной стратегией. Иллюстрирование сказок и вообще тяга ко всему детскому — обычное дело для нонконформистов 1960–1980-х; детские игрушки, кроме того, служили дешевым расходным материалом; мимо этого мало кто прошел. Кроме инсталляций «Медицинской герменевтики» и концептуалистских кубиков филологов Герловиных, придурочного инфантилизма Николая Козлова и всамделишного Сергея Шутова или Ростана Тавасиева выставка включает и макеты игрушек, разработанных в НИИ игрушки в 1930-е годы, да и сама по себе из детской недалеко ушла (это первый проект отдела новейших течений Третьяковской галереи после увольнения оттуда Андрея Ерофеева).
Искусство на краю Люблинской линии
70 видных московских художников (Айзенберг, Ефимов, Литичевский, «Синие носы») делают арт-объекты из обыкновенной железной кровати с сеткой. Объекты выставлены у станции метро «Волжская» (в каком-то смысле еще более экзотическая для современного искусства территория, чем тот же город Пермь).
Современный российский видеоарт на четырех этажах в Ермолаевском
Молодой куратор Андрей Паршиков в прошлом году собрал видеопрограмму «Сверхновая вещественность» для фонда «Современный город». Как бы рекламные ролики про чудодейственный крем для обуви Яши Каждана, гамбургер Ксении Перетрухиной, люди на разной высоты табуретках Елены Ковылиной так приглянулись директору ММСИ Василию Церетели, что он отдал под этот проект практически все здание музея в Ермолаевском.
Пункт продажи современного искусства
На нынешней «Арт-Москве» продают Тони Крэгга и Алекса Уэбба, Александра Рукавишникова и «Синих носов» — то есть примерно то же, что и показывают на прочих выставках Биеннале. Серьезные галерейные стенды, отобранные экспертным советом (Елена Селина, Марат Гельман, Айдан Салахова, Ханс Кнолль, Фолькер Диль) разбавлены музейными выставками и круглыми столами. Бывшая площадка перформансов и дуракаваляния — «Арт-Москва» теперь все больше похожа на холодную взрослую европейскую ярмарку.
Искусство, которое не взяли на «Арт-Москву»
Параллельная программа Московской биеннале, параллельное событие по отношению к «Арт-Москве», пародия на нее же. Лиза Плавинская и Максим Илюхин собрали в здании «Известий» всех, у кого нет площадок и галеристов, кому негде выставляться, иногда даже нечего показать, но уж очень хочется. Стенды по 15 метров, каталог ярмарки, похожий на обувной и приходящий по почте, круглые столы, концерты и «что-нибудь еще».
Фотография: Сергей Леонтьев
Утопические пространства руками детей
Ежегодная (и едва ли не самая крупномасштабная за все время) выставка студии Михаила Лабазова «ДЭЗ №5», где весь последний год дети-учащиеся создавали идеальные пространства для жизни: дом для енота-полоскуна, дом для игры в шахматы и проч. Как всегда на выставках «ДЭЗ №5», получилось весело, дико и мудро (не проходите мимо комментариев к работам).
Фото предоставлено пресс-службой галереи Artplay
Собрание постпостмодернистов
Проект родился из обсуждений в мастерской у художника Александра Соколова — обсуждалось, насколько изобразительно изобразительное искусство. В другом изложении он куда жестче: что хотел сказать художник? — а художники объясняться не хотят. Поэзия вот тоже не кончается содержанием слов. Но у поэтов есть стиховеды. А постконцептуальное искусство искусствоведов у нас пока не нашло. Зато нашло исполнителей — в лице Олега Кулика, Анатолия Осмоловского, Арсения Жиляева, Анны Титовой и других; не последних, то есть, людей. Объяснять, что хотели сказать, когда ничего не хотели сказать, художники будут самостоятельно.
Еще одна Доска почета
Еще одна выставка с участием ветеранов московской художественной сцены, таких много в нынешней программе; ветераны дают прикурить — наравне с аборигенами, женщинами, европейцами, красавцами и прочими сквозными сюжетами Биеннале. До сих пор у куратора Веры Погодиной сюжеты из учебника по литературе — «Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» — служили поводом собрать хороших авторов. Собрали и теперь — от Константина Звездочетова и Алексанра Петрелли до вездесущего Александра Бродского и Никиты Алексеева; всю старую гвардию. И произведения по теме у каждого нашлись — впрочем, при такой постановке вопроса иначе выйти и не могло.
Видеоноты
Видеоарт с классической музыкой
Антонио Джеуза курировал-курировал архив российского видеоарта, издавал достойные ученые выставки — и выкурировал. Видео — числом дюжина, разных авторов, которые аудиотреком к видео выбрали классику, — это будет воспроизведено в Доме музыки под натуральный аккомпанемент оркестра «Русская филармония» (дирижер Максим Федотов).
Объекты московских концептуалистов — как недвусмысленно заявлено в названии
Объекты из коллекции Московского архива нового искусства, или, иначе говоря, первого частного собрания московского концептуализма, созданного в незапамятные времена художником Николаем Панитковым: Кабаков, Монастырский, «Коллективные действия», «Медгерменевты», «Перцы», «Чемпионы мира».
Многофигурные композиции, снятые на крымском пляже
Большие фотографии: передний план, средний, дальний, горизонт, небо. На снимках отдыхающие: прыгают в воду, болтают ногами, торчат как поплавки из моря. Многослойные многолюдные композиции — братковский конек последних лет: подкрался, нажал на кнопку — и готово, без режиссуры, зато с максимальной экспрессией.