перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Потеря или повреждение багажа

архив

Потеря или повреждение багажа приключаются в среднем у каждого сотого пассажира. Избежать этого, в принципе, несложно, а если неприятности все же случились, некоторую часть ущерба авиакомпания обязана вам возместить.

Минимизация риска

Единственный способ полностью свести к нулю риск потери или порчи — попросту не сдавать ничего в багаж. Такая политика вряд ли подойдет отправляющейся на курорт семье с детьми или тем, кто даже в поездку на день считают долгом взять с собой все нажитое непосильным трудом, но большинство пассажиров вполне могут себе позволить такой способ путешествий — тем более что это экономит время на получение багажа после прилета. Способствуют такому решению проблемы и ряд авиакомпаний, особенно бюджетных. В стремлении уменьшить расходы на перевозку багажа они заметно повышают норму разрешенной ручной клади. Вместо классических 5 килограмм у многих перевозчиков она достигла в последнее время 10, а то и 12 килограмм.

Иногда ваш багаж все же не будет укладываться в норму, но и тут есть обходные пути. Небольшие, но весомые вещи вполне можно положить в карманы — вашу куртку взвешивать никто не будет, да и нести их так куда легче. Некоторые предметы вроде портфеля, сумочки, зонтика, ноутбука, фотоаппарата или журналов для чтения в полете проносятся бесплатно дополнительно к основной норме. Разумеется, при этом ваша основная сумка не должна превышать разрешенные для ручной клади размеры. Оптимально, чтобы это была наплечная сумка, а не чемодан. Увидев такую сумку и услышав «в багаж ничего не сдаю», 90% служащих авиакомпаний и аэропортов взвешивать ее не станут, даже если у вас там целый пуд всякого барахла. А если ваша авиакомпания разрешает регистрацию по интернету или в киосках самостоятельной регистрации, то все еще проще — вы просто указываете, что летите без багажа.

Если багаж сдавать все же приходится, то и здесь риск неприятностей можно существенно сократить. По возможности старайтесь лететь прямыми рейсами — подавляющее большинство задержек и потерь багажа происходит во время пересадки в транзитном аэропорту, когда сумки перекидывают с рейса на рейс. Авиакомпании любят рекламировать короткое время стыковки в своих узловых аэропортах, но для летящих с багажом стыковка менее часа сильно увеличивает шансы прибыть в конечный пункт гораздо раньше своих чемоданов и ждать их там часами, а то и днями: их попросту не успеют перегрузить на другой самолет, тем более при опоздании первого рейса. Если уж без стыковки никак, лучше заложить на нее хотя бы часа полтора — заодно можно размяться после первого полета и скупить местный duty free. При регистрации на стыковочные рейсы уточните, до какого пункта отправляется ваш багаж и проверьте бирки.

Наконец, упаковка багажа тоже имеет значение. Не стоит использовать сумки с далеко выступающими ручками или колесиками, а тем более болтающимися лямками. Подобные острые углы могут быть сглажены багажными конвейерами так, что сумка придет в негодность, а авиакомпании в таких случаях еще и откажутся платить за ущерб: они специально оговаривают, что не несут ответственности за повреждения ручек, лямок или колесиков багажа, а также за урон, вызванный неправильной упаковкой вещей или набиванием их в сумку сверх меры. Авиакомпании также не отвечают за действия служб безопасности, которые могут вскрыть чемодан или взломать замок при досмотре, если заподозрят, что в багаже есть нечто запрещенное к перевозке. При этом в США орган безопасности на транспорте TSA даже публикует список разрешенных марок замков, от которых у его сотрудников есть ключи; любые другие замки, если ваш чемодан решат досмотреть, будут попросту взломаны.

Первая помощь

Все эти превентивные стратегии уменьшают риски в несколько раз, но иногда неприятности все же случаются. Обнаружив повреждение или исчезновение своего багажа, следует тут же заявить об этом представителю авиакомпании либо аэропорта — обычно в зоне выдачи багажа имеются специальные офисы для решения этих проблем. Результатом беседы должен стать акт о задержке или повреждении багажа. В первом случае вам заодно должны дать идентификационный номер вашей сумки (на сайтах многих авиакомпаний можно по этому номеру отслеживать ее продвижение), а также номер телефона, по которому вы сможете узнать о ее местонахождении. Кроме того, вы можете решить на месте вопрос о получении набора с предметами первой необходимости или компенсации понесенных вами вынужденных расходов (например, покупки новой одежды, парфюмерии и прочего). Правда, компании стремятся обходить этот вопрос стороной и почти никогда не публикуют нормы, по которым они будут возмещать расходы, понесенные вами, после того как они вас оставили без багажа. Более того, они, разумеется, не станут оплачивать покупки дорогих туалетов под видом предметов первой необходимости. Американская United Airlines, к примеру, обещает лишь «рассмотреть вопрос о возмещении до 50% стоимости покупок, принимая при этом во внимание возможность использования пассажиром этих предметов в будущем». У менее солидных компаний, а тем более бюджетных, пассажир, как правило, не получит и этого — разве что после обращения в претензионный отдел или в суд. Приличные авиакомпании бесплатно доставят задержанный багаж домой или в гостиницу пассажиру — впрочем, в России пока всерьез рассчитывать на это не стоит: за собственными вещами скорее всего придется ехать в аэропорт.

Претензии и компенсации

На внутрироссийских рейсах за пропавший или поврежденный багаж авиакомпания должна уплатить его стоимость, но не более чем 2 МРОТ (200 р.) за килограмм, а ручной клади — не более чем 10 МРОТ (1000 р.) всего. Прочий ущерб придется взыскивать с помощью претензий и исков. На международных рейсах ответственность компании ограничена $20 за килограмм сдаваемого багажа и $400 за всю ручную кладь. В странах, подписавших Монреальскую конвенцию, общий лимит на весь багаж и ручную кладь выше и равен приблизительно $1600, а в США общая сумма компенсации может достигать $3000. В случае перевозки ценных вещей иногда имеет смысл на регистрации объявить стоимость багажа, чтобы в случае пропажи получить ее обратно полностью — но за это придется заплатить. К примеру, американская Delta Air Lines просит в этом случае 1% от объявленной стоимости, при этом такая стоимость не может превышать $5000. А, скажем, бюджетная компания Ryanair требует за это фиксированную сумму в 100 евро.

Претензии по поводу повреждения багажа на международных рейсах надо предъявлять в течение 7 дней, а в случае утери — в течение 21 дня. На внутренних рейсах в каждой стране могут быть свои правила (новые российские соответствуют международным). Но всегда оптимально решать этот вопрос прямо в аэропорту в момент получения, когда повреждение или исчезновение вещей можно наглядно доказать. При этом деньги за пропавший багаж все равно можно будет получить не ранее чем через 21 день после рейса — до тех пор ненайденный чемодан официально еще не будет считаться утерянным.

Что не стоит сдавать в багаж:
Пакуя багаж, стоит иметь в виду список вещей, потерю или повреждение которых авиакомпании с самого начала не собираются вам компенсировать. Список их у большинства перевозчиков почти идентичен. Это деньги, драгоценности и изделия из драгоценных металлов; документы и ценные бумаги; любая видео-, аудио-, фото- и тому подобная аппаратура; мобильные телефоны и прочие электронные приборы; хрупкие вещи, в том числе бутылки с напитками и прочими жидкостями (которые по нынешним правилам безопасности в большинстве стран вы обязаны сдавать в багаж); предметы искусства.

Ошибка в тексте
Отправить