перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Институт «База» Кто учится у Анатолия Осмоловского

В марте начал обучение первый набор студентов института «База» — образовательной программы Анатолия Осмоловского, где кроме него теорию современного искусства будут преподавать Олег Кулик, Олег Мавроматти и Константин Бохоров. «Афиша» сфотографировала его первых учеников и спросила у них, зачем они поступили в «Базу».

архив

Тимур Хакимов

Театральный и кинокритик, программный директор фестиваля театра и кино о современности «Текстура»

«Мне сразу понравилось, что Анатолий на первой лекции не стал говорить: «Я такой-то художник и выставлялся там-то и там-то». Он начал с личных вещей, а именно: кто он, какое у него мировоззрение, и мне это показалось важным. Прежде чем определяться эстетически, нужно определиться этически — грубо говоря, с каким человеком ты имеешь дело, потому что это важнее искусства. Я давно хотел пойти учиться современному искусству, в том числе и из-за практической проблемы: занимаюсь отбором спектаклей на фестиваль «Текстура» и сталкиваюсь с такой проблемой, что многие произведения современного искусства, перформансы, уже невозможно отличить от спектаклей, а видеоарт от кино. Традиционное деление устарело, поэтому я решил сюда поступить, чтобы в этом разобраться».

 

Лейли Асланова

Менеджер проектов направления «Культура» в центре креативной экономики CreativeSpace.PRO

«Я из Ростова-на-Дону, работаю там в центре креативной экономики. Для своего проекта по работе я искала украинского художника, просматривала сайты по искусству и наткнулась на объявление о наборе в «Базу». Посомневалась и решила попробовать, приехала сюда на собеседование, на котором меня как-то очень радушно приняли, и поступила — теперь, получается, переехала в Москву на два года. И стала агентом от своей работы в Москве. Из лекционных курсов первого семестра мне интереснее всего будет послушать Мавроматти про историю и теорию перформанса. Первая выставка, на которой я работала, называлась «О смертном в искусстве», на ней была видеодокументация некоторых его перформансов и акций — тогда я была эпатирована его зашиванием глаз, прибиванием к дереву. Эти акции меня несколько перевернули, интересно узнать, как он сейчас живет в Софии, послушать его».

 

Оля Ретро

Фриланс-журналист

«Вообще я закончила отделение «История искуcств» в МГУ, но у меня остались пробелы в области современного искусства — его там почти не преподавали. А про Анатолия Осмоловского я писала диплом, поэтому учиться здесь мне вдвойне интересно. Темой диплома была «Эволюция социально-политического жеста в Москве и Санкт-Петербурге с 1970-х по наше время». Преподаватели его оценили на 4 — я закончила МГУ в прошлом году и взяла эту тему потому, что «Война» была номинирована на «Инновацию». Поскольку у всех разное мнение на этот счет, искусство это или нет, мне поставили четыре. А вообще там все были в восторге. Я очень рассчитываю на то, что в ходе обучения мы будем много разговаривать, потому что когда говорит только преподаватель — это не очень интересно. И надеюсь, что у нас будет больше практики, чем истории».

 

Алиса Таежная

Шеф-редактор раздела «Арт и Дизайн» на lookatme.ru

«Я всегда любила узнавать какие-то новые вещи, без шуток, а искусство — это такая штука, что даже если ты все про него знаешь, всегда найдутся новые для тебя вещи. И важны не факты, которые тебе рассказывают люди, а то, как они их собирают — по своему усмотрению и из своего опыта. И важно не то, как тебе рассказывают про искусство, а то, как отдельный человек в своей голове складывает все эти пазлы. И мне кажется, что в исполнении Осмоловского это очень здорово получается. Не со всеми его взглядами я согласна, но с большинством — да, он мне суперблизкий человек. Я уверена, что если бы мы с ним были ровесниками, мы точно бы задружились. То есть дистанция и возраст не предполагают, что он может быть моим корешем, но он мог бы им быть. А у человека, который предположительно твой кореш, ты все-таки больше хочешь учиться».

 

Мария Мкртычева

Менеджер в сфере культуры в фонде V-A-C

«Я пошла сюда учиться, чтобы в моей жизни кроме истории искусства возникла еще и теория искусства. Как я понимаю, Осмоловский очень сильно хочет окунуть нас в эту теорию, и будет обсуждение всяческих критических текстов — это меня и интересует. Пока совсем непонятно, какими исследованиями мы будем заниматься, но у нас есть два направления — художники и арт-критики. Я отношусь к арт-критикам. Анатолий хочет, чтобы арт-критики попробовали себя в роли художников и наоборот — это то, чего я немножко боюсь. В роли художника я себя не представляю и совершенно не могу представить, какой проект я могла бы сделать. Это очень полезный опыт, но я о нем даже не задумывалась никогда».

 

Ильмира Болотян

Редактор сценариев на «Рен-ТВ», театральный критик

«Современный театр, яркий представитель которого в России – движение «Новая драма», довольно сложно анализировать только с помощью филологического и театроведческого образования, которые есть у меня. Как существует contemporary art, так существует и contemporary theatre, и поэтому нужно овладеть инструментарием, который позволял бы судить и говорить о нем как об отдельной области искусства. Все, что я изучала раньше, классно интегрируется в программу «Базы». Кроме того, у меня есть уникальная возможность получить здесь художественное образование и не только анализировать текущий процесс, но и активно участвовать в нем».

 

Китакима

Работал смотрителем и перформансистом в «Гараже»

«В 2008 году меня увлекло современное искусство. Удивительным образом я обнаружил, что в пяти шагах от моего дома находится «Винзавод». Была «Ночь музеев», и я вижу: идет толпа народа и идет, и идет нескончаемым потоком. Я заинтересовался, куда идут все эти люди, футбольного стадиона у нас вроде бы нет… Так и узнал. До этого занимался музыкой, хотел диджеем стать и электронным музыкантом. Но современное искусство перевернуло мое мировоззрение, до этого как у стандартного обывателя у меня было такое представление об искусстве: березки, натюрморты, ну Малевич — максимум. А когда увидел, что там происходит, мне стало интересно: почему, откуда, зачем? И я штудировал книги, изучал вопрос. Теперь получаю образование».

 

Евгения Смирнова

Дизайнер интерьеров

«У меня на самом деле такой долгий путь ко всему этому делу, это уже третье мое образование. Я всегда интересовалась живописью и искусством, но была послушной девушкой, и родители отправили меня на матфак. Следующим я учила дизайн, это было уже ближе. И вот, надеюсь, я начала учить то самое. «База» мне интересна чисто личным отношением к тем людям, которые преподают здесь, — да и выбор образования в этой сфере здесь небольшой; думаю, что в Москве так мало возможностей поучиться современному искусству из-за того, возможно, что люди не хотят отдавать и делиться своими знаниями и опытом. Да, я планирую использовать знания, которые получу здесь, в своей работе, я и так стараюсь некоторые кусочки современного искусства внедрять и думаю его с дизайном объединять — дизайн у нас очень попсовый. Бывают заказчики, которые хотят этого, но их, конечно, меньшинство».

 

Анна Журба

Независимый куратор

«Сначала я училась современному искусству в Москве везде где только можно, в ГЦСИ, в МГУ, а потом уехала в Лондон, учить теорию современного искусства в Голдсмитс. А теперь поступила в «Базу». Определяющим фактором для меня стала фигура Анатолия — он будет говорить о политике, о политическом искусстве, а это моя специализация, и он будет говорить о связи философии и искусства, а об этом, к сожалению, очень мало разговаривают в России. После обучения в Лондоне я поняла, что здесь этого очень не хватает, Голдсмитс — левый марксистский университет, там обсуждают искусство через философские тексты. Здесь этого очень не хватает».

 

Соня

Иллюстратор

«Я работаю иллюстратором, и поскольку не вижу для себя развития в иллюстрации и единственное, о чем я думаю, — это искусство, я решила воспользоваться прекрасной возможностью изучать теорию искусства у Анатолия. Не уверена, что могу сформулировать то, чему я хочу научиться, но меня интересует здесь среда — это раз. Я могу консультироваться по поводу своих идей с Осмоловским — это два. И это, наверное, основное, из-за чего я сюда пришла. Потому что я поступала к Бакштейну и в итоге не пошла к нему учиться, потому что мне показалось, что это не то место, где я хочу быть».

Фотографии: Ксения Колесникова. Интервью:
Ошибка в тексте
Отправить