перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Чиновникам нужны конкретные предложения» Арт-директор Artplay Алина Сапрыкина о том, как будет улучшаться Басманный район

Центр дизайна Artplay запускает урбанистический фестиваль «Оживленный город» — он должен сделать весь Басманный район таким же привлекательным, как и находящиеся в нем арт-кластеры. «Афиша» встретилась с арт-директором центра и поговорила о том, что нужно району и его жителям.

архив

— Что такое фестиваль «Оживленный город»?

— Это фестиваль, который организуют центр дизайна Artplay и агентство Improve, — он посвящен урбанистике, городской среде, ее изменениям, а также включению в эти изменения самых разных творческих людей. Это фестиваль о нашей возможности что-то сделать — мы ведь теперь знаем, хотя бы на примере парка Горького и других подобных проектов, что это возможно. С этой мыслью мы и делаем фестиваль. В этом году мы хотим сосредоточиться на Басманном районе, где и находится Artplay, а в будущем, возможно, займемся и другими районами Москвы.

— Что именно вы хотите изменить в Басманном?

— Наш район меняется на глазах. И все же здесь существуют депрессивные, унылые места — к примеру, тоннель от метро на улицу Казакова, новый проект для которого и стал первым этапом «Оживленного города». Сто раз по дороге от метро в Artplay или на «Винзавод» мы проходили мимо каких-то палаток, почти трущоб, которые сейчас сгорели, кстати, и за ними стала видна железная дорога: есть надежда, что сейчас там будет разбит сквер. На своей территории мы ведь по сути что делаем — создаем красивый, правильный, комфортный европейский городок, в котором уютно, в который приезжают за дизайнерскими товарами и архитектурными проектами, в котором работают, учатся, посещают выставки и отдыхают интересные друг другу люди. Но пока ты до этого городка дойдешь… Этот контраст производил гнетущее впечатление. Мы не можем проходить мимо и делать вид, что этого не существует. Мы решили задуматься над тем, что мы можем предложить городу.

 

 

«Мы создаем красивый, комфортный европейский городок, в котором работают, учатся, отдыхают интересные друг другу люди»

 

 

— И что вы хотите предложить?

— Мы решили начать с конкретных вещей — немецкая компания Topotek 1, известное архитектурное бюро, сделала проект вышеупомянутого тоннеля. Далее у нас стартует конкурс малых архитектурных форм, которые, по нашей мысли, могли бы провязать район какой-то одной историей. Что это будет — указатели, детские площадки, скамейки, киоски, остановки, — мы пока не знаем. Весной в Artplay пройдет выставка работ участников, жюри будет голосовать за лучшие проекты. В жюри будем не только мы, но и наши коллеги — «Винзавод», Сад им. Баумана, театр Гоголя. Мне кажется, очень важно, чтобы мы начали что-то делать вместе, развивать этот район. И мы хотим, чтобы в жюри были и люди из Басманной управы, потому что все проекты мы в конечном счете будем предлагать им. Прежде всего эти объекты появятся в Artplay и на площадках наших партнеров — благодаря этому уже создастся какое-то единое пространство, но мы хотели бы, чтобы они появились и в городе.

— А чиновникам это действительно нужно? Вы тут уже много лет — вы пытались от них добиться каких-то улучшений ситуации вокруг вас?

— Мы сами им стали предлагать эти улучшения. «Винзавод» уже привел в порядок тоннель, который ведет к ним, раскрасил его с помощью художников — он теперь выглядит совсем по-другому. Мы со своим тоннелем, ведущим в Artplay, тоже работаем — взяли на себя его обслуживание, подкрашиваем его, поставили там за свой счет новое освещение — это была большая проблема. Чиновникам нужны конкретные предложения. Когда ты приходишь к ним не с идеями и дискуссиями, а говоришь: вот, в нашем районе не хватает мусорок, вот как это выглядит, вот объект, который мы предлагаем поставить, — мы сами его сделали, сами поставим, нам нужно ваше участие, ваше разрешение.

— Мусорки же не просто поставить надо, их же потом обслуживать придется. Не получится так, что будет конкурс, будут какие-то объекты, а работать ничего не будет?

— Вот это и надо с ними обсуждать, согласовывать, но чтобы согласовывать, надо что-то принести. Есть задача сделать так, чтобы все было реализовано — нашими совместными усилиями и с помощью людей из управы, людей из Департамента культуры.

— А жители района?

— На уровне формирования технического задания мы хотели провести несколько встреч с жителями, чтобы узнать их пожелания — что им нужно, что им не нравится. Вдруг их не мусорки, а бордюры волнуют. Нам эти встречи нужны, чтобы не упустить что-то важное, ведь не все из нас здесь живут. Кроме того, здесь важен момент коммуникации. Люди, которые живут возле «Атриума» или с той стороны Садового кольца, — они чаще всего только «Атриум» и знают. Мы делали такие опросы — они не знают ни про «Винзавод», ни про Artplay. Так что фестиваль — это еще и возможность войти с ними в контакт. Надо налаживать коммуникацию, эта модель — мы такие прогрессивные, прекрасные, модные, сейчас придем и всем сделаем красиво — она не работает. Делать вид, что у нас существует два мира — один продвинутый, креативный, а другой отмирающий, — это неправильно. Мы должны увидеть их, а они должны увидеть нас. Может быть, это будет сперва странно, но в итоге все равно будет хорошо.

— Им это разве нужно — Artplay с его выставками, рестораном Art Clumba, шоу-румами?

— Они уже к нам приходят — например, на День города. Мы в День города были вписаны в большую городскую программу, а эта информация попадает в самые разные СМИ, в том числе в районные газеты, которые раскладывают по почтовым ящикам. Мы, зная, что попадем в такой контекст, задумались — можем ли мы сделать что-то интересное именно для местных жителей. Стали выяснять, чего здесь не хватает, и выяснилось, что не хватает элементарно хорошего рынка. Тогда мы решили в рамках городского праздника сделать еще и свой небольшой фестиваль урожая — с продажей продуктов от фермеров, бесплатными яблоками и вареной кукурузой всем гостям и так далее. Мы их услышали, и они нас услышали — было много народа, люди пришли с детьми.

 

 

«Делать вид, что у нас существует два мира — один продвинутый, креативный, а другой отмирающий, — это неправильно»

 

 

— Не боитесь, что это отпугнет ваших арендаторов?

— В принципе, как выглядит классический кластер — это союз партнеров, где никто не указывает и не спускает сверху те или иные решения. Все арендаторы знают, что Artplay — не только деловой центр, но и культурный. Выставочные залы, например, занимают 10 процентов от 75 тысяч квадратных метров площади всей территории центра дизайна. Но именно благодаря им кластер становится серьезной культурной институцией. Для людей и организаций, работающих в Artplay, находиться в таком месте становится интересно — у нас, например, в «Ночь в музее» было 24 тысячи человек, мы стали самой посещаемой площадкой в этом году. Также для них важно, что мы организуем масштабные выставки, что у нас проходят актуальные лекции, кинопоказы, мастер-классы.

— Вы здесь уже несколько лет, а все еще кажется, что ремонт бесконечен, — конец виден?

— Это наша вторая площадка — если помните, первый Artplay был на улице Тимура Фрунзе. Два года у нас уже активно идет работа, на сегодня освоено две трети территории. В большом корпусе — брежневских времен, выходящем на набережную, — начали реконструкцию к 4-й Московской биеннале современного искусства, которая проходила прошлой осенью, — сделали тогда два этажа. Сейчас постепенно приводим в порядок остальные, там уже открылась школа МАРШ, новые факультеты Британской высшей школы дизайна, Московская школа кино. Есть определенный концепт, карта Artplay, четкое понимание, как все должно быть устроено: где шоу-румы, где архитектурные бюро и мастерские, где выставочные залы, вузы и школы, где бары и рестораны — наш городок это целый мир. В ближайшее время снова откроется каток на крыше, весной планируем открыть капсульный отель и еще много чего нового — обо всем пока не буду рассказывать. Скорее всего, в 2014 году более-менее закончатся основные работы на территории центра Artplay — но за стенами Artplay есть еще целый большой город.

Ошибка в тексте
Отправить