Молодые акционисты Джип в стене галереи, кровь в «Гараже», белые медведи и другие формы современного искусства
После историй с участниками группы «Война» и смертельным перформансом Олега Мавроматти стало ясно, что самые резонансные вещи в современном искусстве происходят в форме общественных акций. «Афиша» спросила молодых акционистов, деятельность которых больше похожа на политическое высказывание, чем на искусство, зачем им все это нужно.
Ян Пищиков

Студент Института проблем современного искусства и Школы имени Родченко въехал в русское искусство на черном джипе — буквально: через витрину галереи Stella Art Rus на Мытной; как раз в галерее был вернисаж, куча народу, которого было бы нетрудно покалечить автомобилем или осколками витринного стекла. Художественная общественность долго бы доходила своим умом, что это — наезд в плохом или хорошем смысле слова, намеренное хулиганство или оплошность при управлении автомобилем? Но Пищиков сам объяснил, что зрители на Мытной оказались свидетелями тщательно спланированной и подготовленной («без жертв») акции, а именно третьего перформанса в серии «Global Crisis» и одновременно триместрового зачета по видеоарту в Школе имени Родченко. Институциональная и социальная критика в исполнении Пищикова вообще травмоопасна: вторая серия «Global Crisis», когда Пищиков заковывал цепями извне двери бутиков на Тверской, могла бы закончиться неизвестно чем, приключись в этот момент внутри какого-нибудь из бутиков, скажем, пожар.
-
-
«Global Crisis-1»
апрель 2009 года
Заправил свой черный джип на бензоколонке BP на тысячу рублей и расплатился монетами достоинством от 5 копеек до 5 рублей, чтобы отметить начало мирового экономического кризиса.
-
-
«Global Crisis-2»
сентябрь 2009 года
Утром буднего дня обмотал цепью и закрыл на замок дверные ручки большинства магазинов на Тверской.
-
-
«Global Crisis-3»
апрель 2010 года
На все том же джипе протаранил стену художественной галереи, в то время как в ней проходило открытие выставки художника Андрея Кузькина.
Ян Пищиков: «Про третью часть «Global Crisis» я смогу говорить только через несколько дней, когда суд вынесет решение по моему делу. Но зато могу рассказать про вторую часть. В августе 2009-го в 10 часов утра я вешал замки на двери разных магазинов на Тверской. Все делал один, сам же успевал все это снимать на две камеры. Где-то за полтора часа я закрыл два-три десятка магазинов и один офис Альфа-банка (с этими у меня личные счеты). Сотрудники не успевали среагировать, а я — проследить за тем, как они потом из этой ситуации выпутывались, мне нужно было двигаться дальше. Но знаю, что, по-моему, в магазине Trussardi не было черного хода, поэтому они сидели взаперти, пока кто-то не пришел им на помощь. Что я хотел этим сказать: пора перестать тратить деньги, нужно меньше интересоваться потреблением».
Группа «Агенда»

История, кое в чем напоминающая питерское ДСПА: политические активисты занимаются образотворчеством. Однако если искусство ДСПА и состоит в их уличном активизме, москвичи-анархисты из «Агенды» полагают изо как нечто параллельное основной деятельности. В роли художников «Агенда» программно «радикально отказывается от репрезентации непосредственной политической программы», и в этом смысле для «Агенды» выставки на «Винзаводе» в галерее протестного искусства «Жир» — экспансия в пространство fine art.
-
-
Диодные транспаранты
февраль 2009 года
На митинг против копирайтных поправок на Пушкинской площади участники акции притащили таблички с подключенными к ним диодами, светившими надписями: «Censura — dura» и «Копирование — не воровство».
-
-
«Шуминг»
октябрь 2010 года
Митинг на Чистых прудах в поддержку журналиста Бекетова участники группы попытались приободрить с помощью драмсекции и других шумовых устройств.
Саша Бидин, участник группы: «Основное поле, в котором мы работаем, — это попытка преобразовать традиционные политические акции — митинги, потому что привычная структура этих мероприятий уныла, а люди, которые туда приходят, выступают в роли пассивных наблюдателей. На митинге в поддержку Михаила Бекетова, Кашина и «химкинских заложников» мы организовали «шуминг»: предложили участникам митинга принести всевозможные устройства, которыми можно извлекать звук, и организовали драмсекцию. Я хотел, чтобы было больше действия и меньше разговоров, получилось иначе — «помогли» оппозиционные политики.
Так бывает: как-то раз мы притащили на митинг тантамареску (это такая штука, куда в парках аттракционов засовывают голову, чтобы сфотографироваться) с изображением казни, организованной фашистами. Люди смотрели на нее с опаской и голову подставлять не хотели. Какие акции мы дальше делать будем — пока непонятно. Но время от времени мы устраивали лекции, и недавно нам предложила дружить «Гилея». Теперь будем делать лекции у них».
Денис Мустафин

Выстраивание параллельного официозу пространства началось в формате квартирных выставок, продолжилось акцией устройства фестиваля «Пошел! Куда пошел?» — на фоне официозной биеннале «Стой! Кто идет?» при Государственном центре современного искусства это выглядело непрошенной, нарочито параллельной программой. В результате «Пошел! Куда пошел?» не только собрал авторов с протестным пафосом, но и сильно попутал расписание государственного мероприятия: художники, участвующие в официозе, легко оказывались в программе нонконформистов и наоборот. С тех пор Мустафин отметился парой индивидуальных акций против 282-й статьи УК, однако в суд на него — и на «бомбилу» Антона Николаева — организация «Народная защита» подала за выставку в программе «Пошел. Куда пошел?».
-
-
«Пошел! Куда пошел?»
июль 2010 года
Денис организовал альтернативную биеннале молодого искусства — проходила она на заборах города и в «захваченном» художниками доме Наркомфина.
-
-
«Вас оскорбляет цвет моей крови»
сентябрь 2010 года
Придя на выставку «100 лет перформанса» в «Гараж», изображал религиозную молитву, обмазываясь собственной кровью.
-
-
«Софийский некролог»
сентябрь 2010 года
Приехав в гости к Олегу Мавроматти, целый день проходил по Софии, таская за собой деревянный гроб и развешивая приглашение на поминки по вдохновению.
Денис Мустафин: «В последнее время участились случаи возбуждения дел по 282-й статье за художественные акции, в частности, не так давно вспомнили старую историю с Олегом Мавроматти. Поскольку мы с ним в хороших отношениях, я решил его поддержать акцией «Вас оскорбляет цвет моей крови». Почему она прошла в «Гараже» — важно было сделать акцию на территории искусства, а не улицы, к тому же там в тот момент проходила выставка «100 лет перформанса». В день акции там проходил арт-эксперимент: каждый мог прийти, заплатить денег и устроить перформанс, но там все это сводилось к детским аттракционам.
Это был общий отпор любым мракобесам — искусство с момента своего появления претендует на роль религии и выполняет сегодня его просветительские функции. Поэтому я слил из вены кровь в стаканчик, а потом умывался кровью и, сидя на корточках, кланялся лбом в пол. Меня окружили все охранники «Гаража», очистили помещение, в котором я находился, позвали врача и спросили у него: «В дурку его или в милицию?» Вызвали милицию, которая вывела меня на улицу. Поскольку предъявить им было нечего, меня отпустили.
Арт-сообщество на акцию отреагировало вроде бы положительно — на OpenSpace вышел про нее материал, и даже главный куратор «Гаража» в своем фейсбуке написал, что это круто».
Артем Лоскутов и «Бабушка после похорон»

Базирующаяся в Новосибирске группа стала известна благодаря «Монстрациям» — акциям-флешмобам, чей смысл прежде заключался в том, чтобы пройтись 1 мая или в какой другой государственный праздник колонной по центру Новосибирска с абсурдными плакатами и речевками. Абсурд позволял выстроить взамен поляризованной политической дихотомии «наши — не наши» мир другой, по логике абсурда более нормальный; ну а громко известной группа стала, когда спустя пару недель после прошлогодней «Монстрации» лидера группы Артема Лоскутова «приняли» с 11 граммами марихуаны. Лоскутов, во всеуслышанье объявлявший дело подстроенным, провел месяц в СИЗО, был выпущен под подписку о невыезде и весной уже этого года приговорен к штрафу — тем временем «Монстрации» прокатились от Петербурга до Владивостока и от Москвы до Пекина.
-
-
«Монстрация»
май 2004–2010
Ежегодное шествие Лоскутова и ему сочувствующих с транспарантами.
-
-
«Мокрые попы»
июнь 2010 года
Облаченный в церковную рясу художник в парке зачитывал обвинение прокурора Самодурову и Ерофееву. Всех, кто пытался как-то ему помешать, его ассистенты обливали водой.
-
-
«ДЕМОН_страция»
октябрь 2010 года
То же самое, что и «Монстрация», только на Хеллоуин и по поводу 31-й статьи Конституции.
Артем Лоскутов: «3ачем это все? Первая для меня и для Новосибирска акция «31» была сделана в марте 2010-го, мы хотели проанонсировать «Монстрацию» и потребовать от мэрии не препятствовать нашему праву свободно собираться, это все еще дико актуально. В форме митинга, только на табличках вместо «31» у всех было «42». 2010 минус 1968 равняется 42. 31 июля побывал на Триумфальной, ощущения новые и сильные. Да еще и Мохнаткина посадили — за то, что шел 31 декабря по той же Триумфальной и вступился за женщину. Два с половиной года дали. Пока Мохнаткин сидит, пока власть препятствует свободе собраний, каждый месяц 31-го числа в 6 вечера я буду делать эти акции».
Движение сопротивления имени Петра Алексеева

Петербургское анархистское Движение сопротивления имени Петра Алексеева мыслит себя в целом отнюдь не художниками, но «представителями народа», который «власть держит за быдло». И программа у них — соответствующая, политическая («мы за» и «мы против» — с этим можно ознакомиться на сайте движения). Однако же их «пропаганда действием» не лишена и собственно художественной образности, многозначной иносказательности; постоянное внимание к городской визуальности типа рекламы или граффити, да и само существование «художественной ячейки» при движении (ХУЯ ДСПА), отметившейся баннерными акциями вроде «Мутин пудак», говорит за себя.
-
-
«Экстремист»
май 2010
Во время празднования Дня города активисты ДСПА разыграли на площади перед Казанским собором в Петербурге сценку с человеком, переодетым в палача. Прохожие фотографировались в колодках и брали антиправительственные листовки, полагая, что это одно из запланированных шоу.
-
-
«Белые медведи»
октябрь 2010
Несколько активистов, загримированных под белых медведей, шатались по городу, агитируя людей против газовых корпораций, своей деятельностью наносящих ущерб экологии Севера.
-
-
«Был бы мед, пчеловоды найдутся»
октябрь 2010 года
Вывешивание в заметных местах злободневных баннеров — основной род деятельности ДСПА. Полотно с надписью «Был бы мед, пчеловоды найдутся» провисело несколько минут на Большом Каменном мосту — такова была реакция московской ячейки ДСПА на отставку Лужкова.
Дмитрий Жвания: «Cоздавая движение, мы решили проводить акции, которые имели бы характер прямого действия, но при этом не были бы связаны с насилием. А во-вторых, мы выбираем для акций знаковые места — Исаакиевский собор, крейсер «Аврора» и так далее.
Мы пытаемся неожиданно прорваться в публичное пространство. Например, когда проходил городской карнавал, мы проводили акцию против милицейского произвола — раскидывали с крыши листовки, но необычным способом. Упаковали листовки в красные мешки и завязали их бечевкой, которая распускалась уже после того, как мешки сбрасывали. Выглядели они как красные знамена, из которых сыпались листовки. Это напоминало полеты Чкалова над Москвой в 1930-е годы».