перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Театральные режиссеры Пять героев будущего времени

В России появилось новое поколение театральных режиссеров. Им чуть за тридцать, они ставят в Москве, рулят театрами в провинции, получают премии — и через пять-десять лет кто-то из них гарантированно превратится в главных героев. «Афиша» сфотографировала пятерых московских режиссеров и выяснила, кто они такие.

архив

Марат Гацалов

Марат Гацалов

родился в 1978 году в городе Кириши Ленинградской области.

учился закончил школу во Владикавказе, после чего приехал в Москву, где сперва учился на актерском во ВГИКе, а потом — на режиссера в ГИТИСе у Сергея Арцибашева.

метод умеет придумать впечатляющий театральный прием. Имеет острый слух к фальши, который отточил на «новой драме» (пьеса Павла Пряжко «Жизнь удалась», поставленная вместе с Михаилом Угаровым, получила спецприз «Золотой маски»). В «Экспонатах» Вячеслава Дурненкова, поставленных в городе Прокопьевске, экспонатами оказались и зрители, и актеры, а «Приход тела» братьев Пресняковых оказался фильмом Гай Германики, который она снимает на глазах у публики. Входит в худсовет Центра драматургии и режиссуры, руководит Прокопьевским драматическим театром.

планы в январе дебютирует на большой сцене ­Театра Станиславского спектаклем «Не верю!» по пьесе «Моя жизнь в искусстве», написанной Михаилом Дурненковым по мотивам книги Станиславского.

цитата «Как это в музыке: слышишь Radiohead и понимаешь, что это Radiohead. Хочется понять, кто ты в этом деле, и заниматься тем, от чего по-настоящему прет. Как говорили наши мастера, «мо­жешь не ставить, не ставь». Я поэтому и занимаюсь современной драматургией. Изучать мир на расстоянии вытянутой руки — очень сложная и интересная задача».

Олеся Невмержицкая

Олеся Невмержицкая

родилась в 1977 году на Дальнем Востоке.

училась после школы пошла на истфак Тюменского государственного университета, но каждый год ездила поступать в Москву в театральное. В итоге попала в РАТИ на курс Збруева, уже получив диплом университета. После актерского закончила режиссерский факультет (мастерская Леонида Хейфеца).

метод имя Олеси Невмержицкой затвердили, когда ее позвал на постановку Олег Табаков — известный эксперт по молодым режиссерам. Ставила в «Табакерке». Работала со звездами — с Розой Хайруллиной в «Олесе», с Авангардом Леонтьевым в «Цилинд­ре». Казалась кисейной барышней, но вдруг открылась девушка с характером — когда для читки на «Любимовке» в минувшем сентябре выбрала жесткие «Развалины» Юрия Клавдиева.
планы «меня штормит сейчас. Когда я поступала в институт, тем более когда заканчивала его, я прекрасно понимала, что я хочу делать в театре и как. А поработав, поняла, что ничего не знаю. Это самый острый вопрос для меня сейчас: какой театр я буду делать».

цитата «Что я точно знаю, так это то, чего я не буду делать. Последний спектакль я не выпустила, потому что поняла, что не могу сделать его простым и незатейливым. Все усложняю и, честно говоря, мне это нравится. Я не могу назвать себя приверженцем какого-то одного направления в театре. Мне нравятся Някрошюс, Карбаускис, некоторые работы Кости Богомолова. Тот же Володя Панков — мне нравятся далеко не все его работы, зато он нашел свой театр. Мои друзья из Liquid Theatre, они нашли свой язык и учатся на нем разговаривать».

Вероника Родионова

Вероника Родионова

родилась в 1977 году в селе Донском Тамбовской области.

училась На режиссерском факультете РАТИ (ГИТИС), в мастерской Олега Кудряшова.

метод дебютировала пьесой Анны Богачевой «Учиться, учиться, учиться…» в Центре драма­тургии и режиссуры. Потом было «Пробуждение весны» Ведекинда в Мейерхольдовском центре: «До меня Ведекинда ставили всего двое — Мейерхольд и Виктюк. Мы сыграли спектакль всего один раз, и не потому что плохо получился, а потому что это был «Титаник»: 10 актеров, 6 музыкантов. У нас не нашлось средств, чтобы содержать такую банду». В ЦДР, который сегодня главный рассадник молодой режиссуры, на Родионову возлагают надежды. Сейчас она выпускает свой третий спектакль на Беговой — пушкинскую «Русалку».

планы «в новом сезоне попытаю себя в реперту­арном театре. Еще мы с друзьями открываем детскую театральную мастерскую».

цитата «Русалку» делала долго, больше года, за это время по-настоящему прошла режиссерскую школу. Раньше я мечтала о своей команде, и эта утопическая идея меня грела. Сейчас я понимаю, что все не так. Я сделала несколько выводов. Первый: режиссер должен быть сверхчеловеком, у него должны быть принципы, и он должен быть верен им, как хирург клятве Гиппократа. Он — супермен. Актеры ему не друзья, они его оружие. Но любое оружие надо любить и уметь с ним обращаться. Актер должен быть универсалом, но главное — чтобы он умел говорить правду, ничего не играя. Хочу ли я свой театр? Да, по-прежнему хочу. Но теперь мне есть что предложить и есть что потребовать».

Георг Жено

Георг Жено

родился в 1976 году в Гамбурге. В Москве живет 13 лет.

учился в РАТИ (ГИТИС) у Марка Захарова.

метод как истинный немец, ставит себе цели и добивается их. Хотел открыть свой театр — открыл Театр имени Йозефа Бойса, где среди прочего спродюсировал спектакль «Павлик мой бог», который выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». Как европеец, верит в коллективные усилия и работу в группе. Основал на этом несколько интерактивных спектаклей, среди которых нашумевшая «Демократия.doc». Хотел ставить в России — и в марте в программу «Новая пьеса» фестиваля «Золотая маска» привезут его саратов­скую постановку пьесы Масловской «У нас все хорошо».

планы в январе выпустит в Воронежском камерном театре «Разбитый кувшин» Клейста, затем еще одну пьесу Клейста в Саратовском ТЮЗе имени Киселева. В феврале ставит в своем театре спектакль «Хельга Хеббельс: «Я на всякий случай с тобой попрощаюсь» по письмам 12-летней дочери ближайшего соратника Гитлера.

цитата «Мне нравится круг людей, с которыми я работаю в Москве, я очень ими горжусь. В этом кругу у меня есть возможности реализовать себя и помочь реализовать себя другим. В Москве есть Чеховский фестиваль и масса других фестивалей — и есть возможность, никуда не выезжая, видеть лучшие спектакли мира. Мне безумно нравится ­открытость и необыкновенно сильный профессиональный уровень театров в регионах, там очень здорово работать. Я, в принципе, очень счастлив в России. Жалко только, что мало денег выделяется на инновационные проекты. Мы же почти все из собственных карманов финансируем».

Филипп Григорьян

Филипп Григорьян

родился в 1976 году в Москве.

учился в Театральном училище имени Щукина. Потом работал актером в Вахтанговском театре.

метод начинал как актер и перформер. Не испытывает доверия к текстам, но однажды познакомился с драматургом Пряжко и подсел на его пьесы. Поставил его «Третью смену» в Театре Йозефа Бойса в жанре одушевленной инсталляции, и понеслось: сперва «Чукчи» в пермском театре «Сцена-молот», потом «Поле» в «Школе современной пьесы». Из этих трех работ сложился за версту узнаваемый дизайнерский театр Григорьяна. На нашем сером фоне он выглядит ­новацией, хотя у него есть великие предшест­венники. Например, Боб Уилсон.

планы русская классика (большая форма), кино, балет.

цитата «К сожалению, есть вещи, которых я уже не сделаю, — поздно. С другой стороны, я чувствую, как с каждой работой обретаю невероятный инструментарий. Я постоянно учился, но только в прошлом году мозаика начала складываться. Я встретил настоящих соратников, и можно сказать, что я счастлив. Если говорить о мечте, о возвышенной ее части — как бы это назвать, диалог с Богом? — то я понял, что обречен вести его через публичную работу. Я уходил от текстового театра, экспериментировал с формой и не думал, что вернусь к театру в классическом его смысле. Я получил не то, о чем мечтал, но оно не хуже».

Ошибка в тексте
Отправить