перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Пространство ВХУТЕМАС-2010» Гид по фестивалю

Агитфарфор, агиттекстиль и монументальное искусство

архив

ВХУТЕМАС. История факультетов

ВХУТЕМАС. История факультетов

Первая московская архитектурная школа празднует 90-летие со дня основания: высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года — всего на год позже побратимской немецкой Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Историю восьми факультетов (печатно-графический, живописный, скульптурный, деревообделочный, архитектурный и факультет металлообработки) плюс возникновение «традиции и новаторства» легким языком штриха передавать архитектурное пространство любой сложности и направленности (будь то неоклассицизм, конструктивизм или авангардизм) можно проследить на стенах МАРХИ в работах Щусева, Жолтовского, Весниных, Фаворского, Клуциса  и пр.

МАРХИ, до 16 декабря

ВХУТЕМАС. Мысль материальна

ВХУТЕМАС. Мысль материальна

Про ВХУТЕМАС обычно вспоминают: Иван Леонидов, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Николай Ладовский, Константин Мельников, Любовь Попова, Алексей Щусев, Александр Веснин, Владимир Фаворский. Место, где практически возникло искусство XX века; место, где отбросили декоративность и утвердили чистую суровость. Переход от плавных форм частного строительства эпохи модерн к футуристическим идеям и ритмичным общественным постройкам 20-х; социальная ответственность и новая урбанистика — в выставке про материальность мысли и ее роль в городском пространстве. Поверхность, объем,  вертикали и горизонтали вышли на первый план и уже никогда оттуда не уйдут. Эти и другие идеи — реальные воплощения 20-30-х от учеников и преподавателей самой важной школы.

Музей архитектуры им. Щусева, до 17 января

Агиттекстиль студентов ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа

Агиттекстиль студентов ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа

Про существование агитфарфора известно без преувеличения всем, про агиттекстиль немногим. Сюжеты те же: серп и молот, снопы пшеницы, спортсмены в купальных костюмах, портреты революционеров, самолеты, танки, сюжеты «из идеалов новой жизни». Что удивительно, такие тряпочки не были госзаказом, а родились стихийно в художественном сознании учеников ВХУТЕМАСа, в надежде на светлое будущее. Кстати, пшенично-серпно-молотильная тематика в истории ткани прослеживается со второй половины XIX века — тогда она пользовалась небывалым успехом в селах и провинциальных городах. Собственно, только этот сюжет из всего обилия агиттекстиля и пользовался в 20-е годы спросом у  крестьян. Прочие же асимметричные рисунки Назаревской, Райцер, Полуэктовой, Хвостенко шли в разрез с традиционной связью орнамента и костюма и по-настоящему воспринимались только городскими «революционными массами», для которых одежда скорее была фактором идеологического воздействия.

МГТУ им. Косыгина, до 16 декабря

Захар Быков

Захар Быков

Ученик Веснина, Поповой, Родченко, Кузнецова; член общества «Конструктивистов», впоследствии сам преподаватель ВХУТЕИНа в должности ассистента по техническому рисунку факультета по обработке дерева и металла представлен в Строгановке проектами, фотографиями работ в материале и кадрами из личного архива (часть из которых экспонировалась в в 1925 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже). Такое внимание к персоне Быкова тут от того, что с 1955 по 1967 год он был тут ректором. Для тех, у кого пиетета к мастеру нет и кому подавай разнообразие, — здесь же собраны эскизы работ и фотографии cамого профессора Родченко, рекламные листовки Маяковского в оформлении студентов ВХУТЕМАСа, агитфарфор по рисункам Татевосяна к III Конгрессу Коминтерна.

МГХПУ им. Строганова, 15 декабря

ВХУТЕМАС. Живое наследие

ВХУТЕМАС. Живое наследие

С ВХУТЕМАСом по сути была только одна проблема — он был один. Классического толка скульпторы, символического — живописцы, авангардного — архитекторы, все находились под одной шапкой ленинского плана монументальной пропаганды. Разношерстные, пусть и талантливые ученики государственных надежд не оправдали, ничего монументально-практического для страны не создали — а ведь ВХУТЕМАС по сути был первым университетом дизайна, объединившим художественные и производственные специальности. В 1930 году институт был упразднен, на его месте образованы МАРХИ, Суриковский и Университет печати. Произведения с 1923 по 1930 год: стилевое буйство и местами далеко не новаторские, как это принято считать, вспоминая о заведении, работы — на выставке в одноименной галерее.

Галерея ВХУТЕМАС, до 28 января

Ошибка в тексте
Отправить