Новая уличная мода 11 молодых марок из России и Украины
«Афиша» поговорила с создателями 11 марок уличной моды — среди которых панки, граффитчики и скейтбордисты, — которые делают простые и красивые вещи для городских жителей.
Спутник 1985
Что это Практичные, дешевые и исполненные особой скитальческой поэзии вещи. Их автор, Сергей Пахотин, некогда бежавший из Белоруссии за своей панк-мечтой, о жизни в стесненных условиях знает не понаслышке: впервые он начал печатать после нескольких месяцев, проведенных в чужой квартире без средств к существованию, наедине с книгами. Так появилась серия принтов с писателями (Селин, Буковски, Ерофеев — ряд понятен), затем наступил период контркультурных героев юности в диапазоне от «Гражданской обороны» до Psychic TV, последние же вещи отсылают к образам из прошлого: старые тюремные татуировки, советские боксеры, вид на расстрелянный Белый дом.
Деталь Несколько месяцев назад Сергей договорился со швейной фабрикой, выросло как качество вещей, так и возможности — скоро ассортимент «Спутника 1985» пополнится сумками и ветровками. Главное, по словам Пахотина, чтобы в них по-прежнему можно было как перелезть через забор, так и сходить в театр и они оставались доступными для тех, кто живет по панку.
Цитата «Однажды я вез футболку с писателем в центр — захожу в дом, поднимаюсь на этаж, отдаю. Уже на улице понял, что покупателем был Сергей Мавроди».
selpo.us, также вещи продаются в магазине Dig
Vova Vorotniov
Что это Киевский граффитчик и теоретик уличного искусства Вова Воротнев с детства наблюдал за процессом изготовления принтов: в конце 1980-х его брат наносил утюгом текстильные наклейки, купленные в ларьке. Так Воротнев обзавелся безрукавкой с надписями Metallica и Iron Maiden одновременно. Сейчас Воротнев использует схожий метод — занимается троллингом брендов-гигантов (Vogue, Versace, Chanel). Впрочем, достается и фигурам иного масштаба — например, Питу Мондриану.
Деталь Воротнев считает, что футболки — это особый вид медиа, так что главное всегда идея. Поэтому и обходится художник без собственного шелкопечатного станка, просто отдавая макет на печать сторонним производителям.
Цитата «Не знаю, чем принт «Poor but Cool» приглянулся небедным светским модницам в Киеве. Странно себя чувствуешь, когда отдаешь футболку в окошко джипа специально присланному за ней шоферу. Будем надеяться, что это просто сознательный саппорт бедного художника».
hakoline.com, магазин Kapkan (Киев)
Harm’s
Что это Простые силуэты, сдержанные, холодные цвета, геометрические узоры — если не знать, что Harm’s из Новосибирска, то можно подумать, что эту одежду сделали в Норвегии. Внешним видом сходство не ограничивается — Harm’s с самого начала фокусировались на толстовках, учитывая особенности северного климата. Впрочем, в летней коллекции (которую Harm’s представят на выставке Faces & Laces в августе) будут и шорты, и кепки, и все остальное. Ядро команды изначально составляли два человека, сейчас же точное количество участников не сосчитать: Harm’s помогают множество сибирских стилистов, фотографов и дизайнеров.
Деталь Примерами для подражания сибирякам служат Wood Wood, Norse Projects, Soulland и Acne — однако в ближайшее время, как утверждают создатели марки, их вещи слегка повеселеют.
Цитата «Отношение к современной моде у нас противоречивое. Нам абсолютно не нравится американская школа уличной одежды, все эти SSUR, Black Scale, Mishka. Нам же хочется чего-то более вдумчивого, строгого и эстетского, что ли. Мы делаем вещи, которые должны подчеркнуть, что ты мужчина, а не мальчик на свэге. Или девушка, а не битчез».
Хапай
Что это На футболках черт, Баба-яга, полиция-смерть, бутылка «Столичной», пачка «Беломора» — вещи киевских хулиганов «Хапай» не для модных показов, а для самого ожесточенного веселья. При этом если вы испортите вещь, замены не будет — товар у «Хапай» в буквальном смысле штучный, все рисунки печатаются с линогравюр, а на каждую футболку ставится штамп с порядковым номером и количеством вещей в серии: судя по имеющимся свидетельствам, объемы у «Хапай» довольно скромные.
Деталь Панк-производство — дело грязное, но «Хапай» превратили неизбежные ошибки в гордость бренда: случайное пятно краски на футболке при помощи нехитрых манипуляций превращается в муху. Кроме того, при помощи тех же гравюр «Хапай» печатают свои визитные карточки — спичечные коробки с логотипом и надписью «Надо брать, хорошая».
Цитата «Однажды был звонок в два часа ночи: «Я тут ваши спички нашел, а что, реально можно взять? Тогда давайте придумаем что-то прямо сейчас!» Или еще расклад был: «Пацаны, сильно хочу вашу футболку, давайте сделаем бартер на пару пакетов».
For Kings Only
Что это Уровень пресловутого свэга в вещах For Kings Only такой, что в них как будто обязаны рядиться звезды американского рэпа новой волны и обитатели их пузырящегося кислотными цветами видеомира — впрочем, и для эксцентричной пижамной вечеринки они тоже сгодятся. Все вещи выпускаются в единственном экземпляре, и в дикости фасонов и расцветок есть свое очарование — хотя на каждый день такую одежду точно брать не стоит: не исключено, что останавливать ее носителя будет каждый встречный патруль. В планах у марки — коллаборация с книжным «Гаража» и другими магазинами.
Деталь Основательницы марки Кристина и Мария пришли к For Kings Only, рассматривая россыпи безделушек на блошином рынке — так возникла идея, что их можно нашивать на одежду.
Цитата «Хип-хоп нас вдохновляет как культура, к которой мы причастны с подросткового возраста: музыка, граффити, улица. Мы не сильно это интегрируем в одежду, но совершенно точно используем как источник энергии и вдохновения. Это как у «Касты» в песне было: «Мы берем это на улицах и несем сюда,/Ожидая, что скажут города».
Черный Ракель
Что это Видный деятель российского хардкор-движения Саша (именно так, без фамилии), хозяин лейбла Drink and be Merry, в какой-то момент взялся печатать футболки и нашивки как музыкальный мерчандайз, но потом понял, что за самодельным печатным станком скрывается куда более широкий потенциал. Сейчас Черный Ракель отправляется в тур по Европе, где при помощи переносного станка будет печатать майки прямо с колес, а затем продавать на блошином рынке в Берлине.
Деталь Единственный принт Сашиного сочинения, он же и самый популярный: каноническое изображение Базина, героя фильма «Курьер», мечтавшего о покупке пальто, заметили даже люди, максимально далекие от панка, — например, сайт с говорящим названием Cozy Moscow привел его в списке лучших подарков на Новый год.
Цитата «Я не бренд, а производитель. Мне интересно печатать людям, чтобы они не платили каким-то …-капиталистам, а делали все у своих. Я считаю, что так и надо — понемногу захватывать все средства производства, у меня есть панк-печать, которой я могу расплачиваться со своими друзьями, в Европе давно уже есть и веган-кафе, и вело- и автомастерские для панков, и дизайн-агентства, которые своим делают по минимальным ценам или в обмен на что-то. Так и надо дальше развиваться, чтобы людям не приходилось работать в банке менеджером. Чтобы все работали там, где им хотелось, — вот и я хочу быть таким примером».
Fiction
Что это Fiction по локальным меркам старожил: история марки насчитывает шесть лет, за которые москвичи успели помимо выпуска широкого ассортимента удобной одежды для экстремальных видов спорта произвести, например, сноуборд (совместно с американским брендом Automaton), снять видео со скейтерами из своей команды и собрать вокруг себя свободолюбивую формацию из художников и спортсменов. Особенно это ощущается на сайте, где среди прочего есть три обширных раздела: «команда», «наши» и «друзья».
Деталь Первоначально Fiction уделяли куда больше внимания вещам, не слишком связанным непосредственно с одеждой, а скорее с тусовкой и спортивными достижениями, но, судя по последней коллекции, ситуация выправляется: неброские худи, шапки и футболки, причем, что называется, with a twist — вполне утилитарные вещи внезапно оказываются дополнены неожиданными нюансами, будь то леопардовые рукава у женского бомбера или крестообразные кожаные заплаты на мужской куртке.
Цитата «Трудности у нас обычные для производителей всего нестандартного в нашей стране. В начале люди на производствах просто не врубались, как это так нам нужны футболки, сшитые не по советским ГОСТам и размерным шкалам. Частенько косячили нам партии футболок или толстовок даже просто потому, что заказ принимал один человек, а кроил уже другой. Создается впечатление, что они между собой вообще не контактируют. Пришлось все максимально брать под свой контроль».
Меч
Что это Пример действительного роста: начали с микротиража на трех футболках, нелегально вывезенных из Финляндии, и дошли до производства курток, рюкзаков и шапок на двух фабриках — в Москве и Петербурге. «Меч» сочетает сдержанный крой с принтами в духе оформления американского панка нулевых, однако уже грядущая осенняя коллекция будет разделена на две части: одна в прежнем ключе, панковская, а вторая — умеренная.
Деталь По части деталей «Меч» доки: они заказывают покраску пуговиц и стопоров на шнурки в цвет ткани, увлекаются деревянной фурнитурой и фирменными бирками из кожзама, а зимой на шапки пришивали деревянные пуговицы с рисунком из ниток в виде якоря. Всю произведенную «Мечом» одежду тут же тестируют в походных условиях на износ и прочность, а также проверяют, как она ведет себя после многочисленных стирок.
Цитата «Мы знаем по именам всех наших швей, что позволяет выйти на какой-то новый уровень честности между нами. Это круто — знать, кто шьет твои вещи».
ННХ
Что это Выросшая из одноименной BMX-команды группа единомышленников, среди прочего изготавливающая вещи в диапазоне от простенькой футболки с елочкой до камуфляжной ветровки, способной вынести самое суровое испытание. «ННХ» — это в первую очередь спортивное объединение, а затем уже марка одежды. Что касается последнего, то попадаются необычные для такого рода вещей экземпляры: наряду с удобными спортивными штанами для езды на велосипеде здесь предлагается, например, толстовка для ребенка.
Деталь Средний тираж у «ННХ» на каждую модель небольшой — около 150 единиц. Но команда старается делать как можно больше и как можно чаще, поэтому «ННХ» не выпускает одежду коллекциями весна-лето или осень-зима, а представляет новые модели каждые полтора-два месяца.
Цитата «Название «ННХ» появилось в 2007 году, после того как Кукарача (участник команды ННХ. — Прим. ред.) криком «На, на …!» стал отмечать свои и чужие трюки. Вскоре вся наша тусовка заразилась подобным способом выражения радости. А уже буквально через месяц посторонние люди окрестили нас парнями из «На, на …!». Когда дело дошло до производства наших первых наклеек и футболок, мы не стали ничего придумывать, а сократили выражение до аббревиатуры «ННХ».
Hope For Freedom
Что это Скорее исключение из правил, ярко подчеркивающее тот непреложный факт, что одеждой сегодня может заниматься каждый, было бы желание. Идеологи самопровозглашенного петербургского стиля, Hope For Freedom, по собственным словам, выросли за чертой бедности, поэтому принялись за создание собственной линии одежды с максимальной отдачей, не имея права на ошибку. Тот самый петербургский стиль, по всей видимости, выражается в производстве вещей без каких-либо тревожащих глаз элементов — все цвета спокойны, крой консервативен, а на принтах знакомые достопримечательности — крейсер «Аврора», Петропавловская крепость и так далее.
Деталь От производства футболок и толстовок Hope For Freedom планирует перейти к изготовлению вещей посложнее. В частности, к осени команда готовит «свою интерпретацию классических мужских силуэтов верхней одежды» — что бы это ни значило.
Цитата «Мы считаем личным достижением тот факт, что наш бренд не привязан и не ассоциируется напрямую с каким-либо субкультурным сектором. Такие ассоциации — это клеймо, которое сковывает. К тому же мода на субкультурные сегменты меняется раз в полгода. Наша задача — делать универсальные и функциональные вещи. Для нас одежда — это инструмент, а не цель; если граффити-райтеру удобно рисовать в нашем свитшоте, а господину из ультрас приятно ходить в кепке, то это только доказывает утилитарные качества вещи. Мы не хотим врать ни себе, ни клиентам — в бизнесе нет никакой панк-эстетики, духа DIY и железобетонной жизненной позиции».
Ruslo
Что это Далеко не единственный производитель панк-одежды из Минска (существуют еще группировка Lifer и шелкография Potato Manuf***kture), но точно самый основательный и идеологически стойкий — этика, да и эстетика «Русла» подвязана на веганстве и экстремальных видах спорта. Основатели бренда уделяют должно внимание мелочам: на вещи крепится бирка из веточки, сами посылки упаковываются в бумажные конверты. Правда, говорят, на родине покупательная способность невысокая — треть заказов уходит в Россию.
Деталь В летней коллекции Ruslo помимо маек с упором на скейт- и серф-тематику есть и короткие женские шорты разных цветов. Как говорят сами изготовители, такие вещи несут и чисто практический заряд — в них удобнее кататься на доске.
Цитата «Однажды я повез заказ одной девушке прямо к ней на работу. И в это же время рядом с тем же местом другая девушка заказала такой точно же свитшот, только другого размера. Я передал вещи сначала одной, а потом другой. Когда я приехал домой, то обнаружил в фейсбуке сообщение — «Мы с подругой сидим на работе друг напротив друга в одинаковых кофточках». Так получилось, что они не знали, что обе решили купить наши вещи».