«В Москве люди не смотрят друг на друга»
Ольга Дука о том, зачем агентство Improve собирает деньги на редизайн страшного тоннеля на Курском вокзале, как он будет выглядеть и в чем смысл краудфандинга в данном случае.
«Пару лет назад наша объединенная команда — агентство Improve и сайт UrbanUrban — придумала проект «Оживленный город». Задача его была в том, чтобы работать с общественными пространствами и формировать локальное сообщество. Работать мы хотели фундаментально: с учетом мнения местных жителей, с привлечением профессионалов и долгосрочными проектами. Мы думали и о том, чтобы поделиться своим опытом, просто с горожанами, с архитекторами, с чиновниками. В рамках проекта мы провели конкурс на дизайн малых архитектурных форм для Басманного района и организовали фестиваль джаза в Саду имени Баумана. Примерно тогда мы и решили начать работу с тоннелем.
Каждый, кто поучаствовал в нашем проекте, так или иначе успел пожить в Басманном районе. Поэтому вопроса, что именно преобразить, не возникло. Каждый москвич хоть раз проходил по этому большому, темному подземному переходу.
В первую очередь мы обратились с предложением о партнерстве к Artplay. Они проект оценили. В тот год в России был год Германии, поэтому мы пошли в Институт Гете — предложить сотрудничество и им.
Поскольку проект предполагал долгосрочное и системное изменение тоннеля, мы не могли просто позвать уличных художников и куратора, необходимо было решить более сложную задачу. Нам нужно было бюро с опытом работы с общественными пространствами, на стыке дизайна и архитектуры. На выбор было шесть или семь различных студий. С каждой из них у нас был схожий диалог: мы рассказывали им про площадку, а затем перечисляли все ограничения. К примеру, мы не можем делать капитальный ремонт в тоннеле, менять там освещение, потому что это совершенно другой масштаб проекта, который нам никогда бы не согласовали в РЖД. Поскольку было необходимо согласовать эскиз с РЖД, и был риск, что проект в принципе не пройдет, мы не могли оплатить сразу всю работу студии, предлагали только минимальную предоплату. При этом, нам еще хотелось, чтобы бюро провело исследование местности, познакомилось с местными жителями, поняли район и только тогда придумали, что изобразить. По всем этим пунктам нам подошла немецкая студия Topotek1, которая занимается подобными проектами по всему миру последние 30 лет. Мы поняли, что это идеальный партнер еще и потому что бюро знает всю технологическую сторону вопроса. И вот тут нам очень повезло подружиться с компанией Dornbracht, которая вместе с нами включилась в эту авантюру и оплатила первую работу бюро: они делают арт- и дизайн-проекты по всему миру, и в России участвуют в чем-то подобном впервые.
Бюро приехало в Москву, исследовало пространство, его специфику, предложило эскиз, и то, как его претворить в жизнь. Мы не могли, например, просто использовать наклейку для стены — из-за вибрации она бы отвалилась. Единственным нашим решением было отшпаклевать стены и покрасить их в несколько слоев.
Побывав в Москве, Topotek1 придумали эскиз — они предложили изобразить на стенах тоннеля портреты обычных горожан. Идея заключается в том, что в Москве люди не смотрят друг на друга. Они идут по переходу и смотрят себе под ноги. Яркие стены способны обратить на себя внимание. Человек может посмотреть на портрет на стене и узнать в нем своего соседа. Кроме того, общая галерея портретов включала бы в работу локальные сообщества.
Из чиновников Центр дизайна Artplay первым делом обратился к Сергею Александровичу Капкову и рассказал ему о проекте. Ему все понравилось, и мы заручились поддержкой Департамента культуры. С этим мы уже пошли все утверждать в РЖД. Согласование документов с ними прошло за несколько месяцев, а в общей сложности проект мы делаем около полутора лет.
В результате, нам осталось найти средства на работу бюро, фотографа, готового отснять 150 человек, и на профессиональных рабочих, которые смогут перенести эскиз на стену, — достаточно адекватный бюджет для долгосрочного проекта с постоянной поддержкой. Мы изначально не хотели искать спонсоров на этот остаток. Краудфандинг здесь идеальный вариант, потому что наш проект не столько про искусство, сколько про местных жителей, сам район и общественные пространства, про включение в жизнь города. Если мы не успеем до 20 сентября собрать 600 тысяч рублей, то будем искать спонсоров или продлим кампанию. Если же все пойдет по плану, то работы в тоннеле мы начнем уже в конце сентября-начале октября».