Новый краудсорсинг: как горожане влияют на местные решения, не вставая с постели
Как известно, в интернет переехали не только склоки, частные объявления и котята, но и гражданские петиции, жалобы и рацпредложения. По просьбе «Города» директор проекта «Чего хочет Москва» Ольга Полищук объясняет, как устроены современные платформы, где местные жители предлагают свои идеи.
Popularise
Жизнь и бессмертие американских городов
Как придуман
Сайт Popularise.com основали четверо друзей из Вашингтона, недовольные тем, что в городе появляются невзрачные здания-стекляшки и, главное, бессмысленные проекты, которые в плане выглядели, может, и неплохо, но на самом деле оказались никому не нужны. Сайт заработал только в 2013 году, но авторитетная газета The Washington Post уже успела назвать проект новой надеждой рынка недвижимости в городе. Один из основателей, Билл Миллер, в каждом интервью говорит: «Это общественные слушания, версия XXI века». Все это существует на деньги фандрайзеров, за полгода к проекту присоединилось 14 городов, так что Popularise теперь есть не только в Вашингтоне.Как работает
Девелопер вывешивает на сайт реальный проект будущего здания или пространства и спрашивает, что там могло бы быть, а горожане накидывают свои идеи или отвечают на конкретно заданный вопрос («Какими видами спорта вы хотите заниматься в парке?»). К примеру, в Сиэтле должны перестроить старую пожарную часть: жители города предлагают сделать в ней концертную площадку для молодых музыкантов, военно-морской музей или велопрокат. В Бостоне планируют новый торговый центр: граждане требуют не забыть про батуты для детей и лавку с вином и сыром или пишут что-то вроде: «Мы придумали сувенирный магазин «Розовая свинья», возьмите нас к себе». Пользователи могут голосовать за лучшие идеи и сам проект девелопера. Как итог: прибыльный проект у инвестора, комфортная среда для жителей. Одним словом, мир во всем мире.My Ideal City
Наследники Пеньялосы
Как придуман
Сайт Mi Ciuda Ideal продолжает дело бывшего мэра Боготы Энрике Пеньялосы — рок-звезды от урбанистики, за несколько лет превратившего один из самых криминогенных городов мира в музей образцовых городских решений. Живет проект на деньги американской компании Prodigy Network, занимающейся недвижимостью в Нью-Йорке, Боготе и Майами. Сайт работает на английском и испанском, хотя отвечают по большей части на испанском. Ученики Пеньялосы в действииКак работает
Авторы и кураторы сайта, среди которых мировые эксперты в области городского управления и планирования, задают довольно простые вопросы. Например: «Какими городскими службами вы бы пользовались через телефон?», «Какое у вас любимое городское граффити?» О том, что на сайте обсуждают новый вопрос, слушателям сообщают по местному «Серебряному дождю» — музыкально-дискуссионному W Radio. А дальше архитектор Винка Дуббельдам и градостроитель Гари Хак изучают эти данные и разрабатывают планы реновации.Bristol Rising
Перезапуск маленького провинциального города
Как придуман
Главный вопрос на повестке дня — реанимация исторического центра Бристоля. Правда, не английского, а американского, в штате Коннектикут, — что, впрочем, делает задачу любопытнее. Город с населением в 60000 человек был известен Музеем часов и парком аттракционов, на этом достопримечательности заканчиваются. В 2010 году городская администрация решила: пора выдумать Бристолю новую мифологию, давайте-ка спросим совета у жителей, они могут подсказать правильные ходы. Плюс у проекта Bristol Rising интересная экономическая платформа: это государственно-частное партнерство. К проекту присоединился малый бизнес, который посматривает, чего хотят горожане, — и реализует эти идеи.Как работает
Сейчас проект завершен — планы построены, пора все это воплощать в жизнь. Но принцип легко перенять и реализовать на примере любого небольшого города: жители заходят на сайт, формулируют свою идею, затем рекламируют ее в собственных соцсетях, пишут манифесты в местную газету или, условно, раcсказывают о ней по местному радио. Никаких гарантий реализации нет, но если идея наберет много лайков, на нее обещают обратить внимание. Среди предложений — лавка с капкейками, новый рынок, безопасные ступеньки у «Макдоналдса».Give a Minute
Большая стратегия, придуманная на основе записок
Как придуман
Что здесь было главное — так это эффектная технология. Жители Чикаго записывали свои идеи на разноцветных клейких листочках и развешивали их по городу — хотя можно было передать наказ на сайте, стилизованном под тот же канцелярский продукт. Организовала сбор предложений частная компания Local Projects, специализирующаяся на дизайне городской среды и медиапроектах, а также лаборатория городских инноваций CEOs for Cities, которую спонсирует Фонд Рокфеллера. Проект получил горячее одобрение главного чикагского транспортника — чаще всего на листочках писали именно предложения про пробки, парковки и велодорожки.Как работает Проект завершен, но главную идею американцам внушить успел: участие в жизни города — это такое же минутное легкое дело, как составление списка мелких дел или плана покупок.